Тип урока: открытие новых знаний.
Дидактическая цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).
Методические задачи урока
Обучающие
- Учить детей делать выводы.
- Учить оценивать знания и сравнивать с эталоном.
- Обогащать словарный запас.
Развивающие
- Развивать универсальные учебные действия учащихся.
- Развивать монологическую речь учащихся.
- Развивать умение работать в парах, группах, самостоятельно, делать выводы.
- Развивать умение контролировать деятельность, работая в парах и группах.
- Развивать произвольное внимание, память, воображение.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Развивать интерес к языку.
Воспитывающие
- Воспитывать патриотизм.
- Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку.
- Воспитывать желание прийти на помощь одноклассникам.
Основные дидактические методы
- Проблемный.
- Частично-поисковый.
- Практический.
Форма организации познавательной деятельности
- Коллективная.
- Индивидуальная.
- Работа в парах.
- Работа в группах.
Место данного урока в системе уроков по теме: третий урок в теме “Имя прилагательное”.
Оборудование и используемые учебные пособия:
- учебник А.В. Полякова “Русский язык для 4 класса” часть 2. Издательский дом “Федоров”. – 2011;
- таблица самооценки деятельности на уроке;
- презентация к уроку.
Технические средства: магнитофон для организации эмоциональных пауз и физкультминуток.
Комментарии
Универсальные учебные действия:
личностные:
- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению русского языка;
- тметь представление о моральных нормах поведения;
регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры в учебном материале;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
познавательные:
- кодировать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях;
- осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков);
Коммуникативные:
- воспринимать мнение других людей о грамматических явлениях;
- понимать задаваемые вопросы.
Сценарий урока
1. Самоопределение к деятельности
Урок с улыбки начинаем,
Успех всех ждет,
Мы точно знаем.
2. Актуализация и проблемное учебное действие:
Учитель. Начинаем наш урок с работы в парах.
Надо ответить на вопросы и показать сигнальной
карточкой: если знаем ответ на вопрос – зеленая
карточка, если не знаем – красная карточка.
(учащиеся поднимают зеленую карточку и дают
ответ на вопрос)
Вопросы учителя:
- Что обозначают имена прилагательные? (Имена прилагательные обозначают признак предмета)
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные? (Имена прилагательные отвечают на вопросы Какой? Какая? Какие?)
- Каким членом предложения являются имена прилагательные? (Имена прилагательные в предложении являются определениями)
- Что такое склонение? (Склонение – изменение слова по падежам)
- Как определить падеж имен прилагательных? (Дети поднимают красную карточку)
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Определение падежей у имен прилагательных).
3. Локализация индивидуальных затруднений
Учитель. Определить падеж имен прилагательных мы не можем, но в словосочетании есть слово, у которого мы можем определить падеж.
- У какого слова мы можем определить падеж? (Мы можем определить падеж у существительного).
- Как определить падеж у имен существительных? (Чтобы определить падеж у имен существительных, нужно задать вопрос и по вопросу определить падеж)
- Связано ли имя прилагательное с именем существительным в словосочетаниях? (Прилагательное связано с существительным)
- Как мы будем определять падеж у имен прилагательных? (Нужно определить падеж у имени существительного, имя прилагательное будет иметь тот же падеж)
Определить падеж у имен прилагательных в словосочетаниях.
На мерзлую землю, в зимнем лесу, над лесной дорогой, с раннего утра.
Учащиеся ставят вопросы к именам существительным и определяют у них падеж. Прилагательные будут того же падежа.
На (что ?) землю – В.п. прилагательное тоже В.п.
В (чем ?) лесу – П.п прилагательное тоже П.п.
Над (чем ?) дорогой – Т.п. прилагательное тоже Т.п.
С (чего ?) утра – Р.п. прилагательное тоже Р.п.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель. Записать прилагательные в нужном падеж и указать падеж.
Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе. Зверям становилось холодно от (морозный) ветра.
Учащиеся определяют падеж у имен существительных и ставят имена прилагательные в нужной форме.
Хорошо в зимнем - П.п. лесу. Деревья стоят в серебристом - П.п. инее .Все засыпано пушистым - Т.п. инеем .Особенно хороши ели в роскошном - П.п. зимнем - П.п. уборе. Зверям становилось холодно от морозного - Р.п. ветра.
5. Физкультминутка
Дети ритмично двигаются под веселую музыку.
6. Реализация построения проекта
Учитель. Давайте посмотрим, так ли важно, чтобы имя прилагательное было того же падежа что и имя существительное.
Разберите по членам предложения и частям речи данное предложение.
Морозный воздух врывается в дверь густым дымчатым облаком.
Ученик работает у доски, дает характеристику предложению, указывает члены предложения и части речи, делает вывод. (В словосочетаниях прилагательное того же падежа, что и существительное).
7. Обобщение затруднений во внешней речи
Игра “Учитель” . Правильно ли определен падеж у имен прилагательных? Работа проводится в парах.
В морозный день В. п.
После морозной прогулки Д.п.
Зимним морозом П.п.
Об утренней прогулке П.п.
Под пушистым снегом И.п.
К роскошному убору В.п.
(Учащиеся называют словосочетания, где допущены ошибки и исправляют их).
В морозный день В. п.
После морозной прогулки Р.п.
Зимним морозом Т.п.
Об утренней прогулке П.п.
Под пушистым снегом Т.п.
К роскошному убору Д.п.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму
Алгоритм
- Найди имя существительное, от которого зависит имя прилагательное.
- Определи падеж этого существительного.
- Определи падеж имени прилагательного по падежу имени существительного.
Задание. Записать под диктовку и определить падеж имен прилагательных.
Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Тяжелыми белыми шапками накрылся и притих лес. Красивой цепочкой вьется по лесной опушке след старого лиса. Вот прошли серые разбойники – волки.
Учащиеся находят имена существительные, от которых зависят прилагательные, определяют падеж и обозначают падеж у имен прилагательных.
9. Включение в систему знаний и повторение
Как определить падеж у имен прилагательных?
- Надо найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное.
- Определить падеж этого существительного.
- Определить падеж имени прилагательного по падежу имени существительного.
10. Рефлексия учебной деятельности
Учитель. Прочитайте стихотворение “Сказочка” Йована Йовановича – Змая. Вставьте пропущенные буквы в окончании имен прилагательных. Отметьте имя существительное, от которого зависит каждое прилагательное, в скобках укажите падеж.
(…)Маленьк..й мальчик
В (…) маленьк..й лодке
В (…) маленьк..м море плывет.
(…) Маленьк..й ветер
По (…) маленьк..м волнам
Лодочку гонит вперед.
К (…) маленьк..й гавани
В (…) маленьк..й город
Мальчик приплыл наконец.
(…) Маленьк..й парус
Спущен на мачте,
И (…) маленьк..й сказке конец.
11. Домашнее задание (вариативно)
Учитель. Вставьте пропущенные буквы в окончания имен прилагательных, в скобках укажите падеж.
12. Оценка урока
Детям предлагается дать оценку уроку:
Если урок понравился наклеить лепестки
Если урок оставил равнодушным наклеить лепестки
Если урок не понравился наклеить лепестки