Цели: актуализировать знания о склонении имён существительных; формировать умения склонять имена существительные, определять падеж существительных.
Формируемые УУД:
познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действия партнёра;
регулятивные - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор на основе социальных и личностных целей.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
Раздаточный материал: планшеты из картона, таблица “Падежи”, “смайлы”, карточки с падежами.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1). Презентация
II. Актуализация знаний. (Слайд 2)
Учитель: Сегодня к нам на урок пришли удивительные гости – это падежи. (К доске выходят шесть учеников с табличками в руках).
1-й ученик:
- Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с чем не спутает никто.
2-ученик:
- А я – падеж Родительный,
Характер мой общительный.
КОГО? ЧЕГО? – И вот он я:
Предлоги часто мне друзья:
И “С”, и “ДО”, и “У”, и “ИЗ” -
“ДО” неба вверх и “С” неба вниз.
3-й ученик:
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
Дательный назвал!
А ещё как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу
А ещё КОМУ? ЧЕМУ?
4-й ученик:
- Я Винительный падеж,
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них пятёрки я ловлю.
КОГО позвать, во ЧТО играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
5-й ученик:
- Я Творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! - ЧЕМ?
Творите! – С КЕМ?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам “ПЕРЕД”, “ПОД” и “НАД”
В любой момент я очень рад.
6-й ученик:
- А я падеж Предложный.
Со мною - случай сложный!
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ, О ЧЁМ я говорил?
Ах да, нужны предлоги,
Без них мне нет дороги.
Пусть будет “В”, и “О”, и “При” -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О ЧЁМ мечтать и В ЧЁМ гулять.
Учитель: А зачем нужны вы, падежи, именам существительным?
Падежи: Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении.
III. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Ребята, надеюсь, наши гости помогли вам определить тему нашего урока.
Ученики: Тема урока “Распознавание падежей имён существительных”
(Ученики записывают тему урока на своих планшетах).
1. Работа с новой информацией. (Слайд 3)
Учитель: Большинство названий падежей – это дословный перевод с латинского языка. Падежи назвали по их основному назначению. Вы должны были найти информацию о том, что обозначают названия падежей.
1-й ученик: Именительный – имя предмета – начальная форма наименования.
2-й ученик: Родительный – буквально означает “полученный с рождения”.
3-й ученик: Дательный – от слова “дать”, то есть обозначить адресата, тому, кому что-то дают.
4-й ученик: Винительный. Некоторые учёные находят связь названия падежа со словом “вина”.
5-й ученик: Творительный – связан с глаголом “творить” и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножницами).
6-й ученик: Предложный падеж назван так известным учёным Ломоносовым, так как без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным).
2. Работа по учебнику.
Упр. № 135 (с. 80).
- Прочитайте выразительно стихотворение.
- Что означает слово “склоняется”?
(Изменяется по вопросам или по падежам). (Слайд 4)
- Спишите последнее предложение. Определите падеж имени существительного весна по вопросам.
Весна (И.п.), весны (Р.п.), весне (Д.п.), весну (В.п.), весною (Т.п.), о весне (П.п.).
IV. Работа по теме урока.
1. Работа с памяткой “Падежи”. (У каждого ученика есть памятка на планшете). Чтение названий падежей, вспомогательных слов и падежных вопросов. (Слайд 5)
Падежи | Вспомогательные слова | Вопросы |
Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный |
есть (существует) нет рад (пошёл к) вижу доволен (играю с) говорю о (думаю о) |
кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? |
2. Рассмотреть таблицу “Признаки падежных форм имён существительных”. (Слайд 6)
Падежи | Предлоги | Вопросы падежные и смысловые | Роль в предложении |
И.п. | кто? что? | Подлежащее | |
Р.п. | без, у, от, до, из, для, около,
возле, с, вокруг, после, между |
кого? чего? где? куда? откуда? |
Второстепенный член |
Д.п. | к, по | кому? чему? где? куда? | Второстепенный член |
В.п. | через, про, в, во, на, за, под, сквозь, по | кого? чего? куда? | Второстепенный член |
Т.п. | над, за, под, перед, с, со, между | кем? чем? где? куда? | Второстепенный член |
П.п. | О, об, в, на, при | о ком? о чём? где? | Второстепенный член |
3. Просклонять имена существительные.
1 вариант – лиса; 2 вариант – окно.
4. Списать словосочетания с доски, определить падежи имён существительных.
Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).
5. Работа на интерактивной доске. (Слайд 7)
- Прочитайте. Укажите падеж имён существительных.
1. Муравей тащит хвоинку. 2. Шмели перелетали с цветка на цветок. 3. В вышине парили огромные ястребы. 4. Над водой кружились белые чайки. 5. Корабль плыл к берегу.
6. Разобрать предложение по членам предложения и по частям речи.
На вершине сосны тихо ворковал дикий голубь.
7. Выполнить морфологический разбор слова сосны.
V. Физкультминутка. (Слайд 8)
Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало.
Разомнёмся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
По коленкам бьём ладошкой,
Прыгаем на правой ножке
И на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала ещё раз!
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Работа на интерактивной доске. (Слайд 9)
а) Выделить имена существительные в предложном падеже.
В задаче, около парты, сено, из молока, лошадь, переход, на площади, за городом, оса, за горизонтом, в магазине, из тайника, о погоде.
б) Выделить имена существительные в творительном падеже.
(Работа в парах).
Над морем, чайка, между деревьями, вороны, около горки, дача, грязь, над полем, песней, грязь, с другом, по дороге, в походе.
2. Игра с пословицами “Во всех падежах”. (Слайд 10)
- Определить падеж слова дело.
Дело (…) шуток не любит.
От слова до дела (…) целая веста.
Не по сути дел, а по делу(…) суть.
Ты за дело (…), а дело за тебя.
Велик телом, да мал делом (…).
И умён, и пригож, и в деле (…) гож.
VII. Рефлексия. (Слайд 11)
Выполнить тест.
- Укажи падеж имени существительного.
Вариант 1
Вопрос № 1
сад около школы
- творительный
- родительный
- предложный
Вопрос № 2
чинит гнездо
- творительный
- дательный
- винительный
Вопрос № 3
посидеть под деревом
- творительный
- родительный
- именительный
Вопрос № 4
появился на лугу
- творительный
- именительный
- предложный
Вопрос № 5
встретил подругу
- дательный
- предложный
- винительный
Вопрос № 6
гулял в парке
- именительный
- предложный
- творительный
Вопрос № 7
шёл по аллее
- творительный
- дательный
- предложный
Вариант 2
Вопрос № 1
от холодного моря
- творительный
- родительный
- предложный
Вопрос № 2
опустился на воду
- творительный
- дательный
- винительный
Вопрос № 3
вылетела из улья
- творительный
- родительный
- именительный
Вопрос № 4
сидит под осиной
- творительный
- именительный
- предложный
Вопрос № 5
бродит по лесу
- дательный
- предложный
- винительный
Вопрос № 6
тёплым днём
- именительный
- предложный
- творительный
Вопрос № 7
рассказ о весне
- творительный
- дательный
- предложный
Самооценка работ.
Проверка работ.
- Оцените свою работу на уроке. (Показ карточек “смайлы”).
VIII. Подведение итогов урока. (Слайд 12)
- Что такое склонение имён существительных?
- Как определить падеж имени существительного?
Домашнее задание.
Упр. 140, с. 83.