Урок ресского языка с использованием ИКТ по теме "Распознавание падежей имен существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели: актуализировать знания о склонении имён существительных; формировать умения склонять имена существительные, определять падеж существительных.

Формируемые УУД:

познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действия партнёра;

регулятивные - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор на основе социальных и личностных целей.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Раздаточный материал: планшеты из картона, таблица “Падежи”, “смайлы”, карточки с падежами.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1). Презентация

II. Актуализация знаний. (Слайд 2)

Учитель: Сегодня к нам на урок пришли удивительные гости – это падежи. (К доске выходят шесть учеников с табличками в руках).

1-й ученик:

- Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с чем не спутает никто.

2-ученик:

- А я – падеж Родительный,
Характер мой общительный.

КОГО? ЧЕГО? – И вот он я:
Предлоги часто мне друзья:
И “С”, и “ДО”, и “У”, и “ИЗ” -
“ДО” неба вверх и “С” неба вниз.

3-й ученик:

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным

Дательный назвал!
А ещё как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу
А ещё КОМУ? ЧЕМУ?

4-й ученик:

- Я Винительный падеж,
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них пятёрки я ловлю.

КОГО позвать, во ЧТО играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

5-й ученик:

- Я Творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! - ЧЕМ?
Творите! – С КЕМ?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам “ПЕРЕД”, “ПОД” и “НАД”
В любой момент я очень рад.

6-й ученик:

- А я падеж Предложный.
Со мною - случай сложный!
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ, О ЧЁМ я говорил?
Ах да, нужны предлоги,
Без них мне нет дороги.
Пусть будет “В”, и “О”, и “При” -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О ЧЁМ мечтать и В ЧЁМ гулять.

Учитель: А зачем нужны вы, падежи, именам существительным?

Падежи: Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении.

III. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Ребята, надеюсь, наши гости помогли вам определить тему нашего урока.

Ученики: Тема урока “Распознавание падежей имён существительных”

(Ученики записывают тему урока на своих планшетах).

1. Работа с новой информацией. (Слайд 3)

Учитель: Большинство названий падежей – это дословный перевод с латинского языка. Падежи назвали по их основному назначению. Вы должны были найти информацию о том, что обозначают названия падежей.

1-й ученик: Именительный – имя предмета – начальная форма наименования.

2-й ученик: Родительный – буквально означает “полученный с рождения”.

3-й ученик: Дательный – от слова “дать”, то есть обозначить адресата, тому, кому что-то дают.

4-й ученик: Винительный. Некоторые учёные находят связь названия падежа со словом “вина”.

5-й ученик: Творительный – связан с глаголом “творить” и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножницами).

6-й ученик: Предложный падеж назван так известным учёным Ломоносовым, так как без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным).

2. Работа по учебнику.

Упр. № 135 (с. 80).

- Прочитайте выразительно стихотворение.

- Что означает слово “склоняется”?

(Изменяется по вопросам или по падежам). (Слайд 4)

- Спишите последнее предложение. Определите падеж имени существительного весна по вопросам.

Весна (И.п.), весны (Р.п.), весне (Д.п.), весну (В.п.), весною (Т.п.), о весне (П.п.).

IV. Работа по теме урока.

1. Работа с памяткой “Падежи”. (У каждого ученика есть памятка на планшете). Чтение названий падежей, вспомогательных слов и падежных вопросов. (Слайд 5)

Падежи Вспомогательные слова Вопросы
Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

есть (существует)

нет

рад (пошёл к)

вижу

доволен (играю с)

говорю о (думаю о)

кто? что?

кого? чего?

кому? чему?

кого? что?

кем? чем?

о ком? о чём?

2. Рассмотреть таблицу “Признаки падежных форм имён существительных”. (Слайд 6)

Падежи Предлоги Вопросы падежные и смысловые Роль в предложении
И.п.   кто? что? Подлежащее
Р.п. без, у, от, до, из, для, около, возле,
с, вокруг, после, между
кого? чего?
где? куда? откуда?
Второстепенный член
Д.п. к, по кому? чему? где? куда? Второстепенный член
В.п. через, про, в, во, на, за, под, сквозь, по кого? чего? куда? Второстепенный член
Т.п. над, за, под, перед, с, со, между кем? чем? где? куда? Второстепенный член
П.п. О, об, в, на, при о ком? о чём? где? Второстепенный член

3. Просклонять имена существительные.

1 вариант – лиса; 2 вариант – окно.

4. Списать словосочетания с доски, определить падежи имён существительных.

Повеяло холодом (…), побывал в ущелье (…), подъезжала к бабушке (…), на краю деревни (…), заметил машину (…), подбежали к проруби (…).

5. Работа на интерактивной доске. (Слайд 7)

- Прочитайте. Укажите падеж имён существительных.

1. Муравей тащит хвоинку. 2. Шмели перелетали с цветка на цветок. 3. В вышине парили огромные ястребы. 4. Над водой кружились белые чайки. 5. Корабль плыл к берегу.

6. Разобрать предложение по членам предложения и по частям речи.

На вершине сосны тихо ворковал дикий голубь.

7. Выполнить морфологический разбор слова сосны.

V. Физкультминутка. (Слайд 8)

Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало.
Разомнёмся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
По коленкам бьём ладошкой,
Прыгаем на правой ножке
И на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала ещё раз!

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. Работа на интерактивной доске. (Слайд 9)

а) Выделить имена существительные в предложном падеже.

В задаче, около парты, сено, из молока, лошадь, переход, на площади, за городом, оса, за горизонтом, в магазине, из тайника, о погоде.

б) Выделить имена существительные в творительном падеже.

(Работа в парах).

Над морем, чайка, между деревьями, вороны, около горки, дача, грязь, над полем, песней, грязь, с другом, по дороге, в походе.

2. Игра с пословицами “Во всех падежах”. (Слайд 10)

- Определить падеж слова дело.

Дело (…) шуток не любит.
От слова до дела (…) целая веста.
Не по сути дел, а по делу(…) суть.
Ты за дело (…), а дело за тебя.
Велик телом, да мал делом (…).
И умён, и пригож, и в деле (…) гож.

VII. Рефлексия. (Слайд 11)

Выполнить тест.

- Укажи падеж имени существительного.

Вариант 1

Вопрос № 1

сад около школы

  • творительный
  • родительный
  • предложный

Вопрос № 2

чинит гнездо

  • творительный
  • дательный
  • винительный

Вопрос № 3

посидеть под деревом

  • творительный
  • родительный
  • именительный

Вопрос № 4

появился на лугу

  • творительный
  • именительный
  • предложный

Вопрос № 5

встретил подругу

  • дательный
  • предложный
  • винительный

Вопрос № 6

гулял в парке

  • именительный
  • предложный
  • творительный

Вопрос № 7

шёл по аллее

  • творительный
  • дательный
  • предложный

Вариант 2

Вопрос № 1

от холодного моря

  • творительный
  • родительный
  • предложный

Вопрос № 2

опустился на воду

  • творительный
  • дательный
  • винительный

Вопрос № 3

вылетела из улья

  • творительный
  • родительный
  • именительный

Вопрос № 4

сидит под осиной

  • творительный
  • именительный
  • предложный

Вопрос № 5

бродит по лесу

  • дательный
  • предложный
  • винительный

Вопрос № 6

тёплым днём

  • именительный
  • предложный
  • творительный

Вопрос № 7

рассказ о весне

  • творительный
  • дательный
  • предложный

Самооценка работ.

Проверка работ.

- Оцените свою работу на уроке. (Показ карточек “смайлы”).

VIII. Подведение итогов урока. (Слайд 12)

- Что такое склонение имён существительных?

- Как определить падеж имени существительного?

Домашнее задание.

Упр. 140, с. 83.