Опыт работы в разновозрастной группе детей со сложной структурой дефекта на примере проведения тематических праздников и игр. Часть II

Разделы: Коррекционная педагогика


Как известно, театр начинается с вешалки, а детское дошкольное учреждение (детский сад) – с его территории, игровых площадок и веранд.

Я хочу поделиться со своими коллегами незамысловатым практическим опытом по украшению веранды к новогоднему празднику. Это не составит большого труда, не займет много времени, особых материальных затрат.

Так как веранды имеют приличные размеры и высоту, то при изготовлении “экспонатов” необходимо учитывать следующее:

  • изготавливаемые предметы должны быть достаточно крупными, чтобы их было видно издалека;
  • должны непосредственно быть связаны с новогодним праздником, т.е. напоминать о его приближении;
  • оформление должно быть ярким, красивым, видимым даже в сумерки, т.к. зимний день очень короткий, тем более в отсутствии снега;
  • предметы желательно не повторять, чтобы они вызывали интерес у детей, “несли” в себе некоторый секрет: “А что там внутри?”

Теперь можно перейти к непосредственному ручному труду. Из чего и как изготовить?

Мешок с подарками.

Взять упаковочный подарочный пакет, желательно красного цвета, в него опустить пустую 5 литровую пластиковую бутылку, из-под питьевой воды и завязать лентой по принципу мешка с подарками от Деда Мороза.

Конфета.

Две пустые упаковки из-под молока вставить друг в друга, завернуть в красивую упаковочную бумагу, оставить кончики и связать их тесьмой для упаковки цветов с двух сторон. Получилась конфета.

Новогодний колпак.

Не составит особого труда в изготовлении, но также найдет свое место под потолком веранды.

Блестящая сумочка.

Пакет с ручками также найдется в каждом доме, при этом будет блестеть от огней проезжающих мимо автомобилей и света фонарей.

Подарок.

Подарок традиционно кладут в коробку, упаковывают в красивую фольгу, связывают красивой лентой и прикрепляют бант.

Поделки из дисков.

Поделки из дисков займут немного больше времени, но это того стоит. В каждом доме найдется 2-3 ненужных диска, которые с удовольствием принесут родители детей.

В начале из нужно выложить на столе какой либо предмет, например ёлочку, шар или колокольчик, а затем намазывая клеем “момент” накладывать друг на друга, согласно задумке. Некоторое время подождать до полного склеивания, а для большей прочности диски в готовой поделке можно соединить между собой так же упаковочной тесьмой для цветов, продев её в отверстие каждого диска, т.к. не нужно забывать, что они будут находиться на ветру и морозе.

Снежинки.

Белоснежные резные снежинки – продукт взаимодействия педагогов и родителей воспитанников группы со сложными дефектами развития.

Все эти новогодние поделки и мишуру охотно закрепят на веранде с помощью молотка и гвоздей родители детей ‹Рисунок 1›.

Традиционное поздравление – гирлянда с Новым годом и панно с изображением Деда Мороза лишь добавят детям и взрослым ожидания сюрпризов, подарков, добрых и ласковых слов, а также послужат некоторым напоминанием матушке – природе, что пора всех порадовать белым пушистым снегом и лёгким морозцем.

Здравствуй, здравствуй, Новый Год!

Казалось бы, ежегодно 31 декабря с боем кремлёвских курантов наступает Новый год… Что нового? Однако, именно этот праздник с нетерпением, радостью и волнением ждут и взрослые и дети.

В нашем лицее № 1158 СП ДО № 1742 под Новый год устраивают различные конкурсы. Один год – конкурс украшения новогоднего окна, другой – украшение веранды для прогулок, или самого помещения группы. Такие мероприятия позволяют подготовить детей к восприятию праздника. Я, как воспитатель группы, вместе с учителем дефектологом Рожковой Н.А. рассматриваю вместе с детьми сюжетные картинки, связанные с этим праздником. На них изображены Дед Мороз, Снегурочка и конечно новогодняя ёлка. Детям со сложной структурой дефекта не понятно, что Дед Мороз приехал на новогодние торжества из Великого Устюга. Но зато понятно, что он одет в длинную шубу, валенки. Что у него обязательно есть длинная борода, он добрый, играет с детьми и дарит им подарки. А какой же Новый Год без веселья и подарков!

Поэтому наши воспитанники на новогоднем утреннике стараются понравиться и деду Морозу и Снегурочке. Они более организованные, самостоятельные, в то же время, весёлые и непосредственные.

Мне ежегодно выпадает роль Деда Мороза. Так как я не имею внушительного для этого персонажа телосложения, то мне приходится надевать пальто на синдепоне, и лишь сверху традиционную шубу Деда Мороза и прочие атрибуты. Нужно признать, что чувствую себя как в парной русской бани. Вместе с тем, приятно, когда дети заглядывают тебе в глаза. То ли догадываются, кто замаскировался под густой бородой, то ли верят и доверяют Деду, поэтому протягивают ему свою ладошку в тёплую рукавицу в новогоднем хороводе вокруг красавицы ёлки.

А как детям нравится играть с Дедом Морозом в прятки, а потом, по замыслу нашего музыкального руководителя Зыбиной Т.Э., играть вместе с ним на деревянных ложках, или ходить за ним гуськом под дробь барабана … ‹Рисунок 2›.

Снегурочка (учитель дефектолог Рожкова Н.А.) всё время на подхвате. Тоже не даёт детям скучать и ведёт их в хоровод. В руках у детей золотистые и серебристые звездочки. Они переливаются от яркого освещения и создают атмосферу ожидания сюрпризов.

Чтобы у детей и гостей не создавалось впечатления, что Дед Мороз стар, он порадовал их игрой на балалайке, приплясывая под русскую народную мелодию “Ах, вы сени…” ‹Рисунок 3›.

С приближением окончания Новогоднего праздника всё ближе и ближе сюрпризный момент. Снегурочка выбирает снежный комочек, в которые играли дети, Дед Мороз катит его вокруг ёлки со словами:

Ты катись, катись снежок,
Будь большим и сладким,
Ты расти, расти снежок.
На радость всем ребяткам!

Из большого “снежного кома” раздаются долгожданные подарки детям ‹Рисунок 4›.

В этот момент глаза детей светятся радостью, улыбки освещают их лица. Родители и гости, присутствующие в зале, наверное, вспоминают ёлки своего детства с мандаринами и конфетами на ветках. Наступает момент, когда все хлопают и искренне поздравляют друг друга с Новым Годом!

Международный женский день – 8 Марта

Международный женский день – 8 Марта, посвященный прекрасной половине человечества – женщине, воспринимается детьми со сложной структурой дефекта, как праздник для самых близких: любимых мам и добрых бабушек. Именно они были приглашены на праздник, на котором стали не только зрителями, но и непосредственными участниками.

Подмечено, если ребёнок что-либо делает без зрителей – эффект один. Если то же самое он делает в присутствии гостей, да ещё и самых близких для него людей, то результат гораздо выше. Именно этим заранее создаётся ребёнку ситуация успеха. Вместе с тем, сценарий предполагал посильные этапы с сюрпризами. Первым – было путешествие детей вместе с мамами на импровизированном поезде под звуки бубна и незамысловатую песенку. Так они ехали в гости к кукле Маше. Сюрпризный выход самой куклы (воспитатель группы – Чуленко Е.И.) произвел как на детей, так и на взрослых приятное доверительное отношение. В своём прекрасном наряде она не только исполнила вальс-шутку под музыку Шостаковича, но и познакомилась с детьми, расположила их к себе. Такие театрализованные приёмы позволяют нашим детям раскрыться, легче вступить в контакт общения ‹Рисунок 5›.

Появление за ширмой знакомых героев: котика и собачки, (манипулировала, учитель-дефектолог Рожкова Н.А.) которые невпопад играли на музыкальных инструментах, так вовлекло детей в сюжет праздника, что они охотно вместе с куклой Машей сами сыграли на барабанах, показали свои способности ‹Рисунок 6›.

Затем кукла Маша предложила детям вместе с мамами потанцевать с её подружками – нарядными куклами ‹Рисунок 7›.

Мамы легко повторяли несложные движения, а дети были очень рады их этому научить. Коллективные аплодисменты друг другу стали эффективным способом стимуляции положительных черт наших детишек.

Активное продолжение получила коллективная игра-эстафета “Соберём весенние цветы”. Без сомнения, в этой игре победила “Дружба”. Именно она объединяет педагогов, детей и родителей. Только в дружной игре взрослые и дети становятся единомышленниками. Это помогает успешному развитию детей, преодолению комплексов, адекватному восприятию окружающего мира и успешной в дальнейшем социализации их в обществе.

Праздник подходит к своему логическому завершению. А за окном весенние лучи солнца усиливают тепло материнских сердец. Мамочки ласково заключают в объятия своих деток, одаривают их тёплыми нежными поцелуями.

Масленица

В лицее № 1158 СП ДО № 1742 дети тоже любят праздник Масленица. Обычно в это время бывает много солнечных дней, а значит прогулки длительнее и веселее, тем более, морозцы не “кусают”, а лишь подрумянивают ребячьи щечки.

Праздник проводится на всей территории детского сада одновременно, по принципу зимней экологической тропы, а именно: пока с детьми одной группы играют весёлые скоморохи, а бубенцы и трещотки провожают зиму, зазывают весну - красну, да заводят весёлый хоровод, с другими – рыжая Лисичка играет в “скалочку”. Неуклюжий, но добрый Снеговик детям другой группы предлагает померяться силой в перетягивании каната ‹Рисунок 8›.

Хитрая Баба-Яга, накатавшись с ребятами на горке (вместо помела), загадывает загадки, а если они их отгадают, то так и быть, подскажет дорогу через снежный лабиринт, который обязательно приведёт к заветному месту, где спрятано масленичное угощение ‹Рисунок 9›.

Последнее время в детском саду отошли от древнеславянской традиции сжигать чучело Масленицы, - уж больно она красивая и добрая получилась. Чтобы детям не было жаль видеть её полыхающей на костре, просто говорят: “До свиданья, ждем тебя в следующем году”! Затем все вместе играют в народные игры: “Бояре, а мы к вам пришли…”, “Ручеёк”, “Заря – заряница”.

Дети стоят по кругу с каруселью, затем идут хороводом с песней. До кого дотронется ведущий, тот бежит, но в обратную сторону. Выигрывает тот, кто первый добежит до черты ‹Рисунок 10›.

Заря – зарница,
Красная девица
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Раз, два, три – не воронь,
А беги как огонь.

Праздник Широкой Масленицы завершается поеданием с аппетитом румяных блинов с джемом.

Международный день защиты детей.

Международный день защиты детей приходится на 1 июня, на первый день лета, практически на конец учебного года. В группе традиционно оформляется выставка рисунка и аппликации детей нашей группы. Она не только подводит некий итог умениям и навыкам, которые они приобрели на занятиях со специалистами: учителем дефектологом Рожковой Н.А., воспитателем Чуленко Е.И., социальным работником Михалёвой Е.В., но является воспитательным моментом, который прививает любовь к нашему родному краю, к нашей Родине, раскрывает его красоту и необъятность глазами детей, и конечно же радует родителей ‹Рисунок 11›.

В этот летний денёк становится радостно и светло от молодой зелёной травки, от пения птиц, от яркого тёплого солнышка. Этот праздник посвящен самому дорогому – детям. Взрослые заботятся о детях, хотят, чтобы в их жизни не было войны и горя, чтобы было много радости, тепла и света. Чтобы все дети дружили и были здоровы ‹Рисунок 12›.

Праздник проводится в соответствии со сценарием, который ежегодно корректируется. Начинается он в музыкальном зале, красиво и ярко оформленном. Дети входят в зал под всеми любимую песню В. Шаинского “Вместе весело шагать”, которая с первых минут “включает” детей в праздничную обстановку.

Первый день цветного лета
Вместе нас собрал друзья,
Праздник детства, песен, света,
Праздник мира и добра!

Дети поют песни о дружбе, например: “Всем советуем дружить” В. Герчика, о лете “Вот оно какое лето...” К детям приходят персонажи из любимых сказок: Мальвина и Буратино, иногда весёлые Тимошка и Антошка, которые забавляют детей, играя в разноцветные шары, загадывая загадки о лете, шумят и играют с ними ‹Рисунок 13›.

Наши воспитанники любят смотреть мультипликационные фильмы, поэтому неожиданно за ширмой появляются любимые герои: Чебурашка и крокодил Гена. Они с удовольствием знакомятся с детьми, с весёлым клоуном и просят детей потанцевать с их любимыми игрушками ‹Рисунок 14›.

Какой праздник без прогулки на свежем воздухе, поэтому он плавно перетекает на прогулочные площадки территории детского сада, где ребят ждут неожиданные задания и сюрпризы. Можно проявить и смекалку и ловкость, например, быстро надув воздушные шарики или принять участие в командной игре кто быстрее перельет воду из Большова ведра маленькими, при этом не облив себе ноги. Дети с удовольствием играют в “кошки-мышки”, а ещё “надувайся пузырь…” ‹Рисунок 15›.

В качестве призов детям вручаются мыльные пузыри, которые переливаются на солнышке всеми цветами радуги.

В Международный день защиты детей традиционно проводится конкурс рисунка на асфальте. Ребенок цветными мелками рисует своих друзей, солнышко, свои любимые игрушки ‹Рисунок 16›.

Праздник детства, мира, дружбы и добра завершается большим хороводом под песню А. Островского “Пусть всегда будет солнце”.