Звуча у Пушкина так дивно,
Язык наш корчится в тоске,
Когда пошлят богопротивно
На нем, на русском языке!
Е. Евтушенко
Актуальность проекта
Русский писатель Константин Паустовский говорил, что по отношению каждого человека к своему языку можно судить не только о культурном уровне, но и о гражданской ценности человека, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. В наше время наблюдается значительное снижение культуры речи, приобретающее характер ничем не сдерживаемой речевой стихии. Язык существенно меняется прямо на глазах нашего поколения.
Язык и время – извечная проблема исследователей. Язык живёт во времени, но и время отражается в языке. Язык изменяется. Но как изменяется?
Посещая различные сайты, общаясь по электронной почте, разговаривая со своими одноклассниками, слыша речь односельчан, приходишь к выводу, что наша речь страдает от внедрения вульгарных слов, что она насыщена словами-сорняками иноязычного происхождения, просторечными словами. Повсеместно получил распространение уличный сленг. Появляется опасение, что наше поколение скоро трансформирует язык А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского в язык симпсонов, шреков и т.п.
Редко, когда услышишь разговор без употребления жаргона, а то и откровенно бранных слов. Это вошло в привычку, никто не замечает такие “мелочи”. Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов. Подростки и молодёжь мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. А то, что хорошо знакомо – тексты популярной музыки,– представляют в большинстве своём набор односложных клише, бессмысленный повтор банальных фраз. У большинства молодых людей сложилось впечатление, что грамотная речь – принадлежность какого – то особого мира, оторванного от действительности.
Чего ждать от молодёжи, если и политики не умеют грамотно говорить. Иной раз невозможно понять, что хочет сказать представитель власти.
Проблема сокращения русского языка является актуальной в наше время. Вторжение жаргонных слов в общелитературный язык, поток заимствований, вплетение вульгарных слов, просторечных слов ломают все языковые законы и социологические каноны. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искажённого сознания. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить.
Анализ анонимного анкетирования учащихся 8-11 классов нашей школы показал, что 49% употребляют в своей речи нецензурные слова. (Приложение 1)
Почему же сквернословие стало на столько “модным”?
В ответе на данный вопрос можно назвать несколько причин:
- негативное влияние социальной среды 66%
- безответственность отдельных СМИ 49%
- недостатки семейного воспитания 54%
- психологические особенности подросткового возраста 62%
- непонимание отрицательной стороны сквернословия 55%
- стрессогенность современной жизни 65%
На вопрос “Нужно ли искоренять сквернословие?” большинством голосов был выбран ответ “да”. Независимо от возраста ученики выбирали этот вариант ответа. Даже самый “бунтарский” возраст, представители которого чаще остальных голосовали за сквернословие, в своём абсолютном большинстве считают, что с ненормативной лексикой следует бороться. И это даёт определённую надежду.
Целью социального проектирования является привлечение внимания школьников к актуальности проблемы языковой культуры, а также включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению проблемы силами самих школьников.
Главная цель проекта: повышение языковой культуры учащихся школы через организацию социально значимых инициатив и активного участия в них.
Задачи проекта:
- изучить уровень речевой культуры школьников и их отношение к проблемам культуры языка;
- сформировать у учащихся навыки культурного общения со сверстниками, людьми старшего возраста;
- сформировать в школе атмосферу нетерпимости к сквернословию;
- способствовать повышению социальной активности учащихся школы, готовности к участию в социально полезной деятельности, развивать умение участников проекта работать в команде;
- привлечь к сотрудничеству в реализации проекта учащихся школ района, учреждения культуры и общественность.
Целевая группа проекта: учащиеся МБОУ “Тогульская средняя общеобразовательная школа. Выгоду от проекта также получат учащиеся других школ, жители района, учреждения культуры.
Деятельность по проекту
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
Механизм реализации проекта
| Подготовительный этап | |||
| мероприятия | сроки | ответственные | |
| Организация работы творческих и проблемных групп | |||
| 1. Создание инициативной проектной группы | сентябрь | актив школы, зам директора по В.Р. | |
| 2. Создание инициативных групп в классах | сентябрь | актив классов, классные руководители | |
| 3. Проведение заседаний творческих групп по итогам деятельности | раз в четверть | руководители групп | |
| Организация проектно- исследовательской работы | |||
| 1. Изучение уровня речевой культуры школьников | апрель, сентябрь |
инициативная группа | |
| 2. Акция “Начнем с себя!” | октябрь | актив школы, классные руководители | |
| 3. Изучение уровня речевой культуры социума | октябрь | инициативная группа, психолог школы | |
| 4. Сбор предложений в “Почтовый ящик проекта” о возможных мероприятиях | октябрь | инициативная группа | |
| Методическая работа | |||
| 1. Составление плана реализации проекта | сентябрь | инициативная группа, зам. директора по В.Р. | |
| 2. Представление идеи проекта на заседании актива школы | сентябрь | инициативная группа | |
| 3. Выступление инициативной группы на расширенном педагогическом совете школы | сентябрь | инициативная группа, зам директора по В.Р. | |
| 4. Обучение волонтерских групп проекта | октябрь по мере необходимости |
инициативная группа, зам. директора по В.Р, психолог | |
| Основной этап | |||
| Учебная деятельность | |||
| 1. Проведение тематический информационных пятиминуток “Чисто по-русски” | в течение года | инициативная группа, учителя русского языка, библиотека | |
| 2. Участие в конкурсах и олимпиадах по русскому языку | в течение года | завуч по УВР, учителя русского языка | |
| 3. Экстренная лингвистическая помощь (информационные уголки в кабинетах и библиотеке, страничка на сайте школы) | в течение года | инициативная группа, учителя русского языка, библиотека | |
| 4. Конкурс знатоков русского языка | февраль - март | учителя русского языка | |
| Культурно-массовые мероприятия | |||
| 1. Месячник “Учимся общаться” - единый классный час о культуре речи - смотр-конкурс классных дел по развитию культуры речи - круглый стол для учащихся, педагогов, родителей - выставка – конкурс листовок “Мат – не наш формат” |
ноябрь | инициативная группа, учителя русского языка, библиотека, актив классов, классные руководители | |
| 2. Научно-практическая конференция по проблемам русского языка и речи “Сила слова против нецензурной брани” | январь | инициативная группа, завуч по УВР |
|
| 3.Фестиваль семейных проектов “Народная мудрость гласит..” | апрель | инициативная группа, классные руководители, родительские комитеты | |
| Районные мероприятия | |||
| 1. Интернет-проект “Палитра русского языка” | декабрь | инициативная группа, учителя информатики | |
| 2. Организация странички “Чисто по-русски” в школьной газете, сотрудничество с газетой “Сельские огни” | в течение года | Пресс-центр газеты “School planet” | |
| 3. Круглый стол для учащихся и молодежи “Молодежь и культура речи” | март | инициативная группа | |
| 4. Разработка и создание наружной рекламы “Цитаты из жизни” | ноябрь | инициативная группа | |
| 5. Волонтерская работа “Несем красоту русского языка людям” (публичные выступления) | в течение года | инициативная группа, волонтерские отряды | |
| Заключительный этап | |||
| Мониторинг | |||
| 1. Исследования изменений в культуре речи участников проекта | март - апрель | инициативная группа,психолог | |
| 2. Анализ участия в олимпиадах и конкурсах | апрель | Инициативная группа, завуч по УВР | |
| 3. Сбор в “Почтовый ящик проекта” и анализ отзывов участников и партнеров проекта | март- апрель | инициативная группа, волонтерские отряды | |
| Подведение итогов | |||
| 1. Подведение итогов работы в классах и волонтерских отрядах | апрель | актив классов, классные руководители | |
| 2. Проведение общешкольного коллективного творческого дела по итогам проекта | апрель -май | инициативная группа, завуч по ВР | |
| 3. Награждение наиболее активных участников проекта | апрель-май | инициативная группа, завуч по ВР, совет школы | |
| 4. Организация “круглого стола” учащихся школ и других партнеров по вопросу дальнейшего сотрудничества в вопросах формирования обшей культуры молодежи и населения района | май | инициативная группа, завуч по ВР | |
Ожидаемый результат
1. Положительные изменения в речевой культуре учащихся школы
2. Положительные изменения в культуре общения учащихся со сверстниками, людьми старшего возраста;
3. Готовность учащихся принимать участие социально полезной деятельности, умение работать в группе
4. Удовлетворенность участников своей деятельностью по реализации идей проекта
5. Готовность социальных партнеров, родителей, учащихся других школк сотрудничеству в решении различных проблем.
План оценки проекта.
Учитывая трехэтапность проекта, запланировано проведение промежуточной и итоговой оценки проекта.
Промежуточная оценка будет проведена после завершения подготовительного этапа проекта.
Основные объекты мониторинга:
- содержание (результаты) работ,
- сроки выполнения работ,
- качество результатов.
Регулярность мониторинга:
- отчетность ответственных за выполнение работ (в соответствии с календарным планом),
- промежуточная оценка по результатам подготовительного этапа,
- итоговая оценка проекта по завершении проекта.
Коррекция отклонений – при выявлении
отклонений в реализации проекта по содержанию и
срокам.
В качестве критериев оценки будут использованы
следующие:
- Достижение цели проекта – заинтересованное, активное участие ребят в мероприятиях проекта.
- Решение задач проекта – сравнение индикаторов достижения с результатами работ по проекту.
3. Сформированность мировоззрения участников проекта - активное участие школьников в просветительских мероприятиях проекта.
Для оценки будут использованы следующие методы:
- изучение данных мониторинга проекта,
- обсуждение промежуточных результатов проекта на заседаниях творческих групп,
- анкетирование и тестирование участников проекта,
- сбор отзывов в “Почтовый ящик проекта”.
Для освещения результатов проекта будет проведено общешкольное коллективное творческое дело по итогам проекта, на котором участники проекта расскажут о целях и задачах проекта, достигнутых результатах. По завершении проекта информация о результатах проекта будет опубликована сайте школы в электронной газете “School planet”, газете “Сельские огни”.
Как отдельные результаты проекта, так и весь проект в целом, могут быть тиражированы в других школах.
Партнеры по проекту.
1. Молодежная Дума Тогульского района.
2. Районная газета “Сельские огни”.
3. Районная библиотека.
Смета расходов
| № | Наименование статьи затрат |
Стоимость (рублей) |
Источник финансирования |
| 1
|
Канцелярские товары: - бумага, - маркеры, - грамоты, дипломы, |
1000 300 1000 |
Собственные средства |
| 2 | Краска для принтеров | 6000 | Собственные средства |
| 3 | Транспортные расходы | 3000 | Собственные средство Софинансирование партнеров |
| 4 | Наружная реклама | 6000 | Средства партнеров |
| Общая стоимость проекта | 17300 |
Приложение 1
Анкета
| Вопрос | Варианты ответов | Кол-во ответов | % |
| 1. Используете ли вы в своей речи просторечные слова? | Да Нет |
||
| 2. Пользуетесь ли ненормативной лексикой? | Да Нет |
||
| 3. Почему же сквернословие стало на столько “модным”? | - Негативное влияние социальной
среды. - Безответственность отдельных СМИ. - Недостатки семейного воспитания. - Психологические особенности подросткового возраста. - Непонимание отрицательной стороны сквернословия. - Стрессогенность современной жизни. |
||
| 4. Нужны ли русскому языку иностранные слова-сорняки? | Да Нет |
||
| 5. Нужно ли искоренять сквернословие? | Да Нет |
||
| 6. Какие способы повышения культуры речи вы предлагаете | Более глубоко изучать русский
язык в школе. Больше читать русской классической литературы. Ввести строгое наказание за использование ненормативной лексики в общественных местах. |