Звуча у Пушкина так дивно,
Язык наш корчится в тоске,
Когда пошлят богопротивно
На нем, на русском языке!
Е. Евтушенко
Актуальность проекта
Русский писатель Константин Паустовский говорил, что по отношению каждого человека к своему языку можно судить не только о культурном уровне, но и о гражданской ценности человека, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. В наше время наблюдается значительное снижение культуры речи, приобретающее характер ничем не сдерживаемой речевой стихии. Язык существенно меняется прямо на глазах нашего поколения.
Язык и время – извечная проблема исследователей. Язык живёт во времени, но и время отражается в языке. Язык изменяется. Но как изменяется?
Посещая различные сайты, общаясь по электронной почте, разговаривая со своими одноклассниками, слыша речь односельчан, приходишь к выводу, что наша речь страдает от внедрения вульгарных слов, что она насыщена словами-сорняками иноязычного происхождения, просторечными словами. Повсеместно получил распространение уличный сленг. Появляется опасение, что наше поколение скоро трансформирует язык А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского в язык симпсонов, шреков и т.п.
Редко, когда услышишь разговор без употребления жаргона, а то и откровенно бранных слов. Это вошло в привычку, никто не замечает такие “мелочи”. Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов. Подростки и молодёжь мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. А то, что хорошо знакомо – тексты популярной музыки,– представляют в большинстве своём набор односложных клише, бессмысленный повтор банальных фраз. У большинства молодых людей сложилось впечатление, что грамотная речь – принадлежность какого – то особого мира, оторванного от действительности.
Чего ждать от молодёжи, если и политики не умеют грамотно говорить. Иной раз невозможно понять, что хочет сказать представитель власти.
Проблема сокращения русского языка является актуальной в наше время. Вторжение жаргонных слов в общелитературный язык, поток заимствований, вплетение вульгарных слов, просторечных слов ломают все языковые законы и социологические каноны. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искажённого сознания. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить.
Анализ анонимного анкетирования учащихся 8-11 классов нашей школы показал, что 49% употребляют в своей речи нецензурные слова. (Приложение 1)
Почему же сквернословие стало на столько “модным”?
В ответе на данный вопрос можно назвать несколько причин:
- негативное влияние социальной среды 66%
- безответственность отдельных СМИ 49%
- недостатки семейного воспитания 54%
- психологические особенности подросткового возраста 62%
- непонимание отрицательной стороны сквернословия 55%
- стрессогенность современной жизни 65%
На вопрос “Нужно ли искоренять сквернословие?” большинством голосов был выбран ответ “да”. Независимо от возраста ученики выбирали этот вариант ответа. Даже самый “бунтарский” возраст, представители которого чаще остальных голосовали за сквернословие, в своём абсолютном большинстве считают, что с ненормативной лексикой следует бороться. И это даёт определённую надежду.
Целью социального проектирования является привлечение внимания школьников к актуальности проблемы языковой культуры, а также включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению проблемы силами самих школьников.
Главная цель проекта: повышение языковой культуры учащихся школы через организацию социально значимых инициатив и активного участия в них.
Задачи проекта:
- изучить уровень речевой культуры школьников и их отношение к проблемам культуры языка;
- сформировать у учащихся навыки культурного общения со сверстниками, людьми старшего возраста;
- сформировать в школе атмосферу нетерпимости к сквернословию;
- способствовать повышению социальной активности учащихся школы, готовности к участию в социально полезной деятельности, развивать умение участников проекта работать в команде;
- привлечь к сотрудничеству в реализации проекта учащихся школ района, учреждения культуры и общественность.
Целевая группа проекта: учащиеся МБОУ “Тогульская средняя общеобразовательная школа. Выгоду от проекта также получат учащиеся других школ, жители района, учреждения культуры.
Деятельность по проекту
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
Механизм реализации проекта
Подготовительный этап | |||
мероприятия | сроки | ответственные | |
Организация работы творческих и проблемных групп | |||
1. Создание инициативной проектной группы | сентябрь | актив школы, зам директора по В.Р. | |
2. Создание инициативных групп в классах | сентябрь | актив классов, классные руководители | |
3. Проведение заседаний творческих групп по итогам деятельности | раз в четверть | руководители групп | |
Организация проектно- исследовательской работы | |||
1. Изучение уровня речевой культуры школьников | апрель, сентябрь |
инициативная группа | |
2. Акция “Начнем с себя!” | октябрь | актив школы, классные руководители | |
3. Изучение уровня речевой культуры социума | октябрь | инициативная группа, психолог школы | |
4. Сбор предложений в “Почтовый ящик проекта” о возможных мероприятиях | октябрь | инициативная группа | |
Методическая работа | |||
1. Составление плана реализации проекта | сентябрь | инициативная группа, зам. директора по В.Р. | |
2. Представление идеи проекта на заседании актива школы | сентябрь | инициативная группа | |
3. Выступление инициативной группы на расширенном педагогическом совете школы | сентябрь | инициативная группа, зам директора по В.Р. | |
4. Обучение волонтерских групп проекта | октябрь по мере необходимости |
инициативная группа, зам. директора по В.Р, психолог | |
Основной этап | |||
Учебная деятельность | |||
1. Проведение тематический информационных пятиминуток “Чисто по-русски” | в течение года | инициативная группа, учителя русского языка, библиотека | |
2. Участие в конкурсах и олимпиадах по русскому языку | в течение года | завуч по УВР, учителя русского языка | |
3. Экстренная лингвистическая помощь (информационные уголки в кабинетах и библиотеке, страничка на сайте школы) | в течение года | инициативная группа, учителя русского языка, библиотека | |
4. Конкурс знатоков русского языка | февраль - март | учителя русского языка | |
Культурно-массовые мероприятия | |||
1. Месячник “Учимся общаться” - единый классный час о культуре речи - смотр-конкурс классных дел по развитию культуры речи - круглый стол для учащихся, педагогов, родителей - выставка – конкурс листовок “Мат – не наш формат” |
ноябрь | инициативная группа, учителя русского языка, библиотека, актив классов, классные руководители | |
2. Научно-практическая конференция по проблемам русского языка и речи “Сила слова против нецензурной брани” | январь | инициативная группа, завуч по УВР |
|
3.Фестиваль семейных проектов “Народная мудрость гласит..” | апрель | инициативная группа, классные руководители, родительские комитеты | |
Районные мероприятия | |||
1. Интернет-проект “Палитра русского языка” | декабрь | инициативная группа, учителя информатики | |
2. Организация странички “Чисто по-русски” в школьной газете, сотрудничество с газетой “Сельские огни” | в течение года | Пресс-центр газеты “School planet” | |
3. Круглый стол для учащихся и молодежи “Молодежь и культура речи” | март | инициативная группа | |
4. Разработка и создание наружной рекламы “Цитаты из жизни” | ноябрь | инициативная группа | |
5. Волонтерская работа “Несем красоту русского языка людям” (публичные выступления) | в течение года | инициативная группа, волонтерские отряды | |
Заключительный этап | |||
Мониторинг | |||
1. Исследования изменений в культуре речи участников проекта | март - апрель | инициативная группа,психолог | |
2. Анализ участия в олимпиадах и конкурсах | апрель | Инициативная группа, завуч по УВР | |
3. Сбор в “Почтовый ящик проекта” и анализ отзывов участников и партнеров проекта | март- апрель | инициативная группа, волонтерские отряды | |
Подведение итогов | |||
1. Подведение итогов работы в классах и волонтерских отрядах | апрель | актив классов, классные руководители | |
2. Проведение общешкольного коллективного творческого дела по итогам проекта | апрель -май | инициативная группа, завуч по ВР | |
3. Награждение наиболее активных участников проекта | апрель-май | инициативная группа, завуч по ВР, совет школы | |
4. Организация “круглого стола” учащихся школ и других партнеров по вопросу дальнейшего сотрудничества в вопросах формирования обшей культуры молодежи и населения района | май | инициативная группа, завуч по ВР |
Ожидаемый результат
1. Положительные изменения в речевой культуре учащихся школы
2. Положительные изменения в культуре общения учащихся со сверстниками, людьми старшего возраста;
3. Готовность учащихся принимать участие социально полезной деятельности, умение работать в группе
4. Удовлетворенность участников своей деятельностью по реализации идей проекта
5. Готовность социальных партнеров, родителей, учащихся других школк сотрудничеству в решении различных проблем.
План оценки проекта.
Учитывая трехэтапность проекта, запланировано проведение промежуточной и итоговой оценки проекта.
Промежуточная оценка будет проведена после завершения подготовительного этапа проекта.
Основные объекты мониторинга:
- содержание (результаты) работ,
- сроки выполнения работ,
- качество результатов.
Регулярность мониторинга:
- отчетность ответственных за выполнение работ (в соответствии с календарным планом),
- промежуточная оценка по результатам подготовительного этапа,
- итоговая оценка проекта по завершении проекта.
Коррекция отклонений – при выявлении
отклонений в реализации проекта по содержанию и
срокам.
В качестве критериев оценки будут использованы
следующие:
- Достижение цели проекта – заинтересованное, активное участие ребят в мероприятиях проекта.
- Решение задач проекта – сравнение индикаторов достижения с результатами работ по проекту.
3. Сформированность мировоззрения участников проекта - активное участие школьников в просветительских мероприятиях проекта.
Для оценки будут использованы следующие методы:
- изучение данных мониторинга проекта,
- обсуждение промежуточных результатов проекта на заседаниях творческих групп,
- анкетирование и тестирование участников проекта,
- сбор отзывов в “Почтовый ящик проекта”.
Для освещения результатов проекта будет проведено общешкольное коллективное творческое дело по итогам проекта, на котором участники проекта расскажут о целях и задачах проекта, достигнутых результатах. По завершении проекта информация о результатах проекта будет опубликована сайте школы в электронной газете “School planet”, газете “Сельские огни”.
Как отдельные результаты проекта, так и весь проект в целом, могут быть тиражированы в других школах.
Партнеры по проекту.
1. Молодежная Дума Тогульского района.
2. Районная газета “Сельские огни”.
3. Районная библиотека.
Смета расходов
№ | Наименование статьи затрат |
Стоимость (рублей) |
Источник финансирования |
1
|
Канцелярские товары: - бумага, - маркеры, - грамоты, дипломы, |
1000 300 1000 |
Собственные средства |
2 | Краска для принтеров | 6000 | Собственные средства |
3 | Транспортные расходы | 3000 | Собственные средство Софинансирование партнеров |
4 | Наружная реклама | 6000 | Средства партнеров |
Общая стоимость проекта | 17300 |
Приложение 1
Анкета
Вопрос | Варианты ответов | Кол-во ответов | % |
1. Используете ли вы в своей речи просторечные слова? | Да Нет |
||
2. Пользуетесь ли ненормативной лексикой? | Да Нет |
||
3. Почему же сквернословие стало на столько “модным”? | - Негативное влияние социальной
среды. - Безответственность отдельных СМИ. - Недостатки семейного воспитания. - Психологические особенности подросткового возраста. - Непонимание отрицательной стороны сквернословия. - Стрессогенность современной жизни. |
||
4. Нужны ли русскому языку иностранные слова-сорняки? | Да Нет |
||
5. Нужно ли искоренять сквернословие? | Да Нет |
||
6. Какие способы повышения культуры речи вы предлагаете | Более глубоко изучать русский
язык в школе. Больше читать русской классической литературы. Ввести строгое наказание за использование ненормативной лексики в общественных местах. |