Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
Так, на начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем — закрепление словоизменения в связной речи.
Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.
Первый этап — формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.
Существительные:
1) дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;
2) отработка беспредложных конструкций единственного числа.
Глаголы:
1) согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.
Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.
Существительные:
1) понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;
2) закрепление беспредложных форм множественного числа.
Глаголы:
1) дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени;
2) согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.
Прилагательные:
1) согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.
Третий этап — закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.
Существительные:
1) употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.
Прилагательные:
1) согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее — в связной речи.
В работе с дошкольниками, страдающими ОНР, используются преимущественно текст-повествование и текст-описание. Более простым для этих детей является текст-повествование, в котором представлена динамика событий.
В работе над каждым видом текста на начальном этапе широко используется наглядность.
Логопедическая работа по закреплению словоизменения в связной речи должна строиться также с учетом самостоятельности планирования связных высказываний, что определяет следующую последовательность:
а) пересказы простых и коротких текстов по серии сюжетных картинок с предварительной отработкой содержания каждой сюжетной картинки серии;
б) пересказы по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания каждой сюжетной картинки;
в) пересказы по сюжетной картинке с предварительной отработкой ее содержания по вопросам;
г) пересказы по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию;
д) пересказы без опоры на сюжетную картинку;
е) составление рассказа по серии сюжетных картинок после предварительной беседы по содержанию каждой сюжетной картинки;
ж) составление рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания;
з) составление рассказа по сюжетной картинке с предварительной беседой по ее содержанию;
и) составление рассказа по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию; к) составление рассказа на заданную тему. картинок.
Дифференциация каждой грамматической формы, особенно на начальном этапе, предполагает следующую последовательность работы.
1. Сравнение денотатов (предметов, признаков, действий) по картинкам, в реальной ситуации и выделение различий.
2. Выделение общего грамматического значения ряда словоформ в импрессивной речи.
3. Соотнесение выделенного значения с флексией.
4. Фонематический анализ выделенной флексии.
5. Письменное обозначение флексии (если дети знают буквы).
в. Закрепление связи грамматического значения и флексии в словосочетаниях.
7. Закрепление формы словоизменения в предложениях и связной речи.
Покажем это на примере дифференциации форм единственного и множественного числа существительных в именительном падеже.
1. Вначале детям предлагаются картинки с изображением одного и нескольких предметов вперемешку. Дается задание выбрать картинки, на которых нарисовано несколько предметов. Картинки распределяются в два ряда: в первом ряду — картинки с изображением одного предмета, во втором ряду — картинки с изображением нескольких предметов. Дети уточняют, чем отличаются серии картинки второго ряда (например, слоны, столы, шарфы, шкафы...) и уточняют, что эти слова обозначают несколько предметов.
3. После повторного называния детьми слов второго ряда логопед задает вопрос: “Что слышится в конце этих слов?” или “Какой одинаковый звук слышится в конце этих слов?” (Звук ы.)
Сравниваются пары слов: стол — столы.... Определяется их различие по семантике (стол — один предмет столы — много предметов) и по звучанию. Делается вывод: в конце слов, обозначающих много предметов, слышится звук ы (стол-ы, слон-ы и т. д.).
4—5. Звук ы соотносится с соответствующей буквой, которая выставляется около серии картинок, изображающих несколько предметов.
6—7. Детям предлагаются другие картинки, на которых изображен либо один предмет, либо несколько предметов. Логопед называет слово в единственном или множественном числе, дети показывают соответствующую картинку. Для закрепления правильной словоформы в экспрессивной речи логопед показывает картинку, а дети называют слово в единственном или множественном числе.
В дальнейшем проводятся различные игровые упражнения по закреплению формы множественного числа в словосочетаниях, предложениях, связной речи.
ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
1. Игра “Что с чем?”, или “Назвать пары предметов” (закрепление формы творительного падежа с предлогом с).
Детям предлагаются картинки, например: полка с книгами, тарелка с яблоками, банка с вареньем, карандаши с коробкой, корзина с грибами, ваза с цветами.
Логопед предлагает детям назвать “что с чем” изображено на картинке.
2. Игра “С чем корзинка, с чем ящик?” (закрепление формы существительных творительного падежа с предлогом, с ).
У детей игрушечные корзинки, ящички, муляжи овощей и фруктов.
Логопед: Куда мы положим фрукты?
Ребенок: В корзинку.
Логопед: А куда мы положим овощи?
Ребенок: В ящик.
Логопед: Рома, с чем у тебя ящик?
Ребенок: У меня ящик с капустой.
Логопед: Ира, а у тебя с чем корзина?
Ребенок: У меня корзина с яблоками.
И т. д.
3. Игра “Приглашение к чаю” (закрепление формы существительных творительного падежа с предлогом с).
Логопед: Сегодня мы приглашаем к чаю гостей: Мишку, куклу Таню, Винни Пуха, зайчика и лисичку. Чтобы накрыть стол к чаю, надо знать, с чем любят пить чай наши гости. Как вы думаете, с чем?
Дети: Мишка любит чай с медом. Винни Пух — с вареньем. Зайчик — с булочкой. Лисичка — с печеньем. И т. д.
Логопед: А с чем вы любите пить чай?
Дети отвечают на вопрос, используя форму творительного падежа.
4. Игра “Где что растет?” (закрепление формы предложного падежа).
На доске слева — картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа — картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.
Логопед: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?
Дети: Овощи растут на огороде.
Картинка овощей располагается около изображения огорода и т. д.
Аналогичным образом проводится игра “Где что покупают?” (лекарство, хлеб, газеты, молоко), “Где что хранится?” (посуда, одежда, книги).
5. Игра “Кто где живет?” (закрепление формы существительных предложного падежа).
На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных. Логопед предлагает детям ответить на вопрос: “Где кто живет (или зимует)?”
Собака живет в конуре.
Белка живет в дупле.
Лиса живет в норе.
Ежик живет в гнезде.
Медведь зимует в берлоге.
Мышка живет в норе.
Волк живет в логове.
Лошади живут в конюшне.
Корова живет в коровнике.
Свиньи живут в свинарнике.
Телята живут в телятнике.
Кролики живут в крольчатнике.
6. Игра “Что в чем?” (закрепление формы предложного падежа существительных по теме “Посуда” ).
На доске картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.
- В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле.)
- В чем носят воду из колодца? (Воду носят в ведре.)
- В чем кипятят воду? (Воду кипятят в чайнике.)
- В чем носят молоко? (Молоко носят в бидоне.)
- В чем хранят сахар? (Сахар хранят в сахарнице.)
- В чем подогревают еду? (Буду подогревают в миске.)
- Аналогичным образом используется вопрос “Где что лежит?”
- Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице.)
- Где лежит салат? (Салат лежит в салатнице.)
- Где лежат конфеты? (Конфеты лежат в конфетнице.)
- Где (на чем) жарится рыба? (Рыба жарится на сковородке.)
7. Игра “Где мы были, что мы видели?” (закрепление окончаний существительных родительного падежа множественного числа).
В процессе игры используются сюжетные картинки: “Огород”, “Сад”, “Лес”, “Зоопарк”. Логопед обращается с вопросами к детям: “Где ты был? Что ты видел?”
Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков... Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив, абрикосов... Я был в лесу. Видел много сосен, елок, дубов, кустов... Я был в зоопарке. Видел много тигров, обезьян, волков...
8. Игра “Сделай, не ошибись” (закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий).
Логопед предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.).
- Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?
- Положи пирамидку между куклой и мячом. Куда ты положил пирамидку?
- Нарисуй кружок” сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик?
- Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку?
- Положи яблочко перед куклой. Куда ты положил яблочко?
- Положи эту вещь между двумя предметами. Где она?
- ... перед другим предметом. Где она?
- ... выше другого предмета. Где она?
- ... ниже другого предмета. Где она?
- ... правее другого предмета. Где она?
- ... левее другого предмета. Где она?
- Встань так, чтобы дверь была справа от тебя. Где дверь?
- Встань так, чтобы дверь была слева от тебя. Где она?
- Встань так, чтобы дверь была сзади от тебя. Где дверь?
- Встань так, чтобы дверь была перед тобой. Где дверь?
9. Игра с мячом “Добавь слова” (закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади).
Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади.
- Стол стоит...
- Полочка с книгами висит...
- Мишка сидит...
- Пирамидка стоит... Кукла лежит...
- Лампа висит...
- Дверь находится...
10. Игра “Умей найти свое место” (закрепление предложно-падежных конструкций).
Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребенка по отношению к соседям. При этом логопед использует слова за, перед, между, вперед, сзади (Коля за Костей, Сережа впереди Кости и т. д.). Затем логопед просит каждого ребенка ответить на вопрос: “За кем ты стоишь? (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого?)”.
11. Игра “Исправь ошибки” (закрепление предложно-падежных конструкций).
Логопед: Жил человек рассеянный на улице Бассеиной... Кто написал про этого рассеянного человека?
Один такой рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Помогите ему правильно прочитать и правильно понять предложения. Вот как он прочитал:
- “Дед в печи, дрова на печи”. Исправьте его.
- “На столе сапожки, под столом лепешки”. А как надо сказать?
- “Овечки в речке, караси у печки”. А как правильно?
- “Под столом портрет, над столом табурет”. Исправьте его. И т. д.
12. “Игра в неделю” (закрепление предложно-падежных конструкций).
В игре принимают участие семеро детей. из них получает “имя” одного из дней недели. Логопед предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: “ Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?”
Аналогичным образом проводится игра в части суток, во времена года, в месяцы.
13. Игра “Расположим красиво мебель в нашей комнате” (закрепление предложно-падежных конструкций по теме “Мебель”).
Используется игрушечная мебель. Игра может проводиться в двух вариантах.
1-й вариант. Предлагается картинка, изображающая комнату. Логопед задает вопросы о расположении различных предметов (мебели) и просит детей использовать слова справа, слева, спереди, позади,
Затем на макете дети расставляют игрушечную мебель так же, как и на картинке. При этом дети комментируют свои действия: “Поставим стул слева от стола” и т. д.
2-й вариант. Самостоятельное расположение мебели. После того как дети расположили мебель в комнате, логопед задает вопросы типа: “Где находится шкаф по отношению к стулу?”, “Где расположен торшер по отношению к шкафу?” и т. д.
14. Игра “Что (или кто) где находится?”
Детям предлагается ответить на вопросы по сюжетной картинке “Что (кто) где находится?” В ответах на вопросы дети используют предлоги в, на, над, по, под, между, около, перед и др.
15. “Игра в поезд” (закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов в, на, под).
На доске макет поезда.
Логопед: Пассажиры везут разные вещи в поезде. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом в. Во втором вагоне — вещи, про которые можно придумать предложение со словом на, а в третьем — со словом под.
Логопед показывает картинки.
Дети придумывают предложение и помещают картинку в один из вагонов. (На вагончиках можно сделать надписи из слов в, на, под).
Например, картинка “Мяч лежит под стулом” помещается в третий вагон, картинка “Цветы стоят в вазе” — в первый вагон. А картинка “Девочка сидит на стуле” — во второй вагон.
16. Игра “Сделай правильно” (закрепление предложно-падежных конструкций).
Логопед показывает схемы предлогов. Дети располагают предметы (мяч и ящик, карандаш и книга, пенал и ручка и др.) по отношению друг к другу в соответствии со схемой.
17. Игра “Машина едет по дороге” (закрепление предложно-падежных конструкций).
Детям предлагается макет дороги, по которой поедет машина. С одной стороны дороги — гараж, с другой стороны — база или магазин. Вдоль дороги располагаются макеты разноцветных домиков, горки, сквера, мостика.
Игра может проводиться в нескольких вариантах.
1-й вариант. Логопед дает инструкцию (например: “Машина объехала вокруг красного дома”), дети “регулируют” движение машины в соответствии с данной инструкцией.
2-й вариант. Логопед устанавливает машину на макете. Дети определяют, где “едет” машина (машина выехала из гаража, машина подъехала к зеленому дому, машина переехала через мост, маши: на едет по дороге, машина отъезжает от красного дома, машина въезжает на гору, машина съезжает с горы, машина въезжает во двор магазина).
3-й вариант. В процессе игры дети находят соответствующие схемы предлогов и размещают их на макете. В дальнейшем они воспроизводят рассказ о движении машины только по схемам предлогов.
18. Игра в лото (закрепление и дифференциация предлогов в, на, под, над).
У детей карточки лото и фишки с изображением схем предлогов.
На карточках лото изображены два предмета: один внутри другого, один на другом или под другим предметом.
Логопед называет пары предметов (например, мяч и стул). Дети находят картинку с этими предметами и закрывают их соответствующей схемой предлога, называя расположение предметов с использованием того или иного предлога (мяч под стулом).
19. Игра “Различай предлоги”.
На доске схемы предлогов в, на, под, над и их буквенные обозначения. У детей картинки с изображением двух предметов с различным пространственным расположением. Дети называют расположение предметов и помещают свои картинки под определенной схемой предлога.
20. Игра “Правильно подними, карточку”.
У детей карточки с изображением различных схем предлогов. Логопед называет словосочетания с различными предлогами (в, на, под, над), дети поднимают соответствующую карточку.
20. Игра “Скажи наоборот” (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: в — из, на—с, к— от).
Логопед называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.
- Мальчик положил мяч в ящик...
- Девочка налила воду в графин...
- Мама положила яблоки на стол...
- Брат поставил лампу на тумбочку...
- Машина подъехала к дому...
- Дедушка подошел к забору....
21. Составление рассказа по графической схеме.
На доске выставляются различные схемы предлогов. Логопед предлагает детям, используя схемы, составить рассказ по какой-либо теме (например, “Как Вова гулял”, или “Прогулка на велосипеде”, или “Куда ездила машина”).