В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Моей визитной карточкой является применение игровых технологий. Понятие “игровые технологии” включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается мною на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся на моих уроках построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе, наиболее удовлетворяющих возрастные потребности данной категории учеников. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
При использовании игровых технологий на уроках я соблюдаю следующие условия:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке математики является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт. Педагогические игры по виду деятельности можно разделить на физические (двигательные), интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические, по характеру педагогического процесса на обучающие, познавательные, репродуктивные, продуктивные, коммуникативные, по игровой методике на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации, по игровой среде на игры с предметами и без них, настольные, на местности, комнатные, компьютерные, технические. Я считаю, что в связи с введением ФГОС обучение математике невозможно без широкого применения игр. Правильно подобранные и хорошо организованные игры помогают выработать у школьников необходимые УУД , способствуют развитию у детей памяти, внимания, мышления и творческого воображения , воспитывают у них наблюдательность и привычку к самопроверке, учат детей подчинять свои действия поставленной задаче и доводить свою работу до конца. Интерес к играм, требующим напряжения мыслительной деятельности, появляется не всегда и не у всех детей сразу, поэтому такие игры надо предлагать постепенно, увлекая ими детей. Трудные и непосильные задания могут отпугнуть учеников. Лишь когда ученику удаётся осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает радость и готов перейти к более сложной игре. Использование игр помогает добиться того, чтобы каждый ученик работал активно и увлечённо, и может стать отправной точкой для возникновения и развития любознательности и глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период посредством игровых ситуаций учитель может раскрыть притягательные стороны математики. Я в своей работе использую различные виды игр: подвижные, игры с предметами, дидактические, ролевые и т.д. Игровые технологии я использую, начиная с 5 класса. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Многие считают, что игры можно использовать только в 5-6 классах. Я с этим не согласна и применяю их во всех классах.. В своей работе я обращаюсь к играм не только на уроках-сказках, уроках-путешествиях, КВНах и т.д., но и на разных этапах традиционных уроков: при повторении, закреплении и обобщении изученного материала. Я привожу некоторые задания, используемые мною на уроках
1. Назови число.
Играющие становятся в круг. Руководитель с мячом стоит внутри круга. Он бросает мяч ученику и говорит число (например, 7). Играющий должен вернуть мяч и назвать соседние числа (6 и 8), сначала меньшее, затем большее. Задания можно изменять. Между какими целыми числами находится число:
2. Математическая физкультминутка.
Играющие усаживаются в ряд и рассчитываются на 1 – 10-й. Далее возможны разные варианты:
а) руководитель называет число, встает ученик с этим номером;
б) руководитель называет двухзначное число (например, 17), встают ученики с номерами 1 и 7;
в) руководитель называет число (например, 6), встают 5 и 7;
г) руководитель показывает карточку , встает ученик с номером 2.
Но примеры надо подбирать так, чтобы в ответе не было две одинаковые цифры (например, 22; 33 и т.д.). Такие физкультминутки можно дополнять и усложнять по мере приобретения детьми новых умений и навыков. Можно эти упражнения проводить с 2-3 командами одновременно, организуя между ними соревнования на быстроту и правильность выполнения заданий.
3. Считай – не зевай.
В игре участвуют 2 команды по 5-10 человек. На груди у них таблички с двухзначными числами. Таблички команд отличаются только по цвету. У доски стоит 1 стул. Учитель показывает пример на карточке (например, 36 : 4 +5 или 98-67).
Играющие в уме считают. Тот, у кого окажется табличка с ответом, бежит к стулу и садится на него. Очко засчитывается той команде, представитель которой сел на стул раньше.
4. Отыщи по ответу.
На доске записаны примеры, например:
- 156 – 39 = ?
- 87 + 59 = ?
- 7 4 + 12 = ?
В начале игры примеры закрыты, ученики их не видят. (В старших классах можно использовать дроби, логарифмы, квадратные корни). Трое ребят становятся спиной к доске. Учитель открывает примеры, показывает указкой на один из них, ученики устно считают. Кто решил, поднимает руку. Одному из решивших предлагается громко произнести ответ. Стоящие у доски поворачиваются к ней и стараются отыскать пример с названным ответом. Очко получает тот, кто первым нашел верный пример. Сложность и количество примеров зависит от уровня знаний играющих.
5. Давайте посчитаем.
Учитель показывает табличку с цифрами, некоторые из них записаны 2–3 раза, а другие – один раз. Надо из суммы чисел, встречающихся 2–3 раза, вычесть сумму чисел, встречающихся 1 раз, и сообщить результат.
6. Не собьюсь.
5 – 7 учеников выстраиваются лицом к зрителям в одну шеренгу. Начинают считать по очереди, но вместо чисел, делящихся на 3 или в записи которых есть цифра 3, говорят: “не собьюсь”. Кто ошибся – выбывает из игры, остальные продолжают считать дальше. Вместо слов “Не собьюсь” можно хлопать в ладоши или говорить другие слова (например, “Ох, какой я красивый”).
7. Игры, развивающие чувство времени.
Важно научить детей ценить время и разумно им пользоваться. Для этого надо прежде всего научить их ориентироваться во времени, “чувствовать” его, ясно представлять, что можно сделать за тот или иной промежуток времени.
Учитель громко хором считает секунды, сопровождая счет взмахом руки. Ученики пытаются подстроиться к учителю.
1 мин = 60 сек. По команде учителя в полной тишине ученики молча считают секунды, и когда, по их мнению, пройдет 1 мин, поднимают руку. Учитель проверяет по секундомеру и тоже поднимает руку.
Ученики записывают дома, сколько времени учат уроки, умываются, смотрят телевизор и т.д. Записи приносят в школу и анализируют: где можно сэкономить время.
Соревнование: “Цена минуты”. Кто за 1 минуту больше:
- напишет аккуратно букву “в”;
- напишет подряд числа, начиная с 1.
За 2 минуты запомнить.
Много ли запомнишь за 2 минуты? Да, если постараться. Учитель читает текст, содержащий много сведений и приключений. После этого он предлагает любому ученику рассказать, что он запомнил, другие дополняют. Побеждает тот, кто последним сообщит подробности, которые другие не заметили.
8. Игры, развивающие глазомер.
Кто точнее определит
- какова высота, ширина и длина этой комнаты;
- сколько конфет в вазе;
- сколько раз этот карандаш уложится по длине крышки парты;
- сколько стаканов воды войдет в эту банку;
- какова длина, ширина и толщина тетради.
Использование игровых технологий на уроках помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к математике как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации. Дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков математики . Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой. Разумеется, лишь одна или несколько игр, даже самых лучших, не могут обеспечить успеха в решении всех стоящих задач. В то же время вредит педагогическому процессу стихийное и неумеренное использование игр, которое фактически превращает их в лучшем случае в игры формальные, или псевдоигры, уже давно наскучившие и детям, и самому педагогу. Поэтому наиболее удобной стратегией педагогической деятельности является конструирование и реализация в работе с детьми целостных игровых программ — т.е. систематизированных наборов игр, которые направлены на достижение тех или иных задач и предлагаются детям в соответствии с поэтапной логикой пространственно-временного развертывания игрового воздействия. Педагогу необходимо овладеть, с одной стороны, умениями конструировать и реализовывать в практической работе игровые развивающие программы, и с другой — умениями использовать резервы игры, которые заложены в ней самой и в тех ее видах и формах, которые присутствуют в реальной жизни детей. Присущие игре адаптирующая, дидактическая, воспитательная, развивающая, коррекционно-развивающая и другие функции должны быть осознаны и освоены педагогами с тем, чтобы избежать многочисленных случайностей, нелепостей и грубых ошибок, которые возможны при бессистемном, некорректном и просто неразумном включении игры в учебно-воспитательную работу с детьми. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество.