Цели.
Познавательные цели:
1) ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем;
2) повторение и закрепление знаний об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассмотрение передвижения крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе.
Воспитательные задачи:
1) формировать понимание необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы; умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка целей и темы урока
III. Проверка домашнего задания
А. Индивидуальная работа “Графический диктант”.
- Людей с IV группой крови называют универсальный рецепиент.
- Нерастворимый белок плазмы фибриоген.
- Оксигемоглобин имеет более светлую окраску, поэтому артериальная кровь выглядит ярко – алой.
- Дословный перевод эритроцитов – “клетки пожиратели”.
- В состав плазмы крови входят эритроциты/фагоциты.
- Лимфоциты выделяют в кровь антитела.
- Людей с 1 группой крови называют универсальными донорами.
- Явление фагоцитоза было открыто Ильей Ильичем Мечниковым.
- Лейкоциты принимают участие в свертывании крови.
- Препараты из ослабленных микробов (или их ядов) называются вакцинами.
Ответы: 1. 3. 6. 7. 8. 10
Б. Доноры Рецепиенты
II
IIII
IIIIII
IVIV
В. Нарисовать схему иммунитета. (взаимопроверка)
IV. Актуализация знаний
Вот уже 3 месяца как вы ребята изучаете уникальный и неповторимый в своем многообразии вид НОМО сапиенс - человек разумный.
М. Дудин сказал:
“Ты – человек. Погибельные дни
Сулят тебе смятенье и тревогу,
Будь богом сам себе и отмени
Дорогу крови по дороге к Богу”.
Дорога крови. Какие разные трактовки данного понятия. Человечество движется вперед по магистрали, которую часто пересекают реки крови, но хочется верить, что в силах людей сделать так, чтобы данная жидкая соединительная ткань лилась и перемещалась только там, где ей суждено. А где суждено? Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.
Тема. Транспортные системы организма. К ним относятся кровеносная и лимфатическая системы организма, которые связаны между собой и дополняют одна другую, составляя внутреннюю среду организма.
Работа в парах по учебно-тематическим картам
1. Прочитать статью параграфа 20 с.104 “Строение и функции кровеносных сосудов” | Цель: выяснить
особенности строения кровеносных сосудов в
связи с выполняемыми ими функциями. 1. Ответьте на вопросы устно 1. Какие типы кровеносных сосудов вы знаете? 2. Чем отличаются артерии и вены по строению? В чём особенности строения капилляров, и для каких процессов это имеет значение? II. Выполни задание письменно Во втором столбце найдите указание на направление движение крови (1-3) в кровеносных сосудах (I-III), а в третьем особенность их строения (А-Г). Ответы запишите в виде кода. |
Работайте в парах Работайте индивидуально Проверь свою работу у учителя |
||||||||||||||
I. Артерии | 1. Кровь течёт к сердцу | А. Стенка состоит из одного слоя клеток | ||||||||||||||
II. Вена | 2. Кровь течёт от сердца | Б. В стенках много мышечных эластичных волокон | ||||||||||||||
III. Капилляры | 3. Кровь течёт от артерий к венам, или от вен к артериям | В. . В стенках мало мышечных
эластичных волокон. Г. В мембранах клеток многочисленные мельчайшие отверстия |
Проверь свою работу у учителя | |||||||||||||
2. Прочитать параграф 21 “Большой и малый круги кровообращения” | Цель: получить знания о
большом и малом кругах кровообращения, называть
сосуды, относящиеся к большому и малому кругам
кровообращения. I. Выполни следующие задания. 1. На рис.51 учебника найдите большой круг кровообращения и ответьте устно на вопросы: В каком отделе сердца он начинается? Куда кровь поступает из левого желудочка? Как называется самый широкий кровеносный сосуд большого круга кровообращения? По каким сосудам кровь поступает к органам тела? В каких сосудах происходит газообмен? 2. Найдите на рис.51 учебника малый круг кровообращения и ответьте устно на следующие вопросы: Как называется сосуд, по которому кровь из правого желудочка течёт в лёгкие? Какая кровь (артериальная или венозная) течёт в этом сосуде? Что происходит с лёгочной артерией в лёгких? По какому сосуду и в какой отдел сердца кровь возвращается в сердце? II. На основании проделанной работы в тетради заполните таблицу. Круги кровообращения
|
Работайте в парах
Работайте самостоятельно |
||||||||||||||
3. Прочитайте статью “Лимфатическая система” параграф 20 с. 102-103. | Цель: выяснить особенности
строения и и значения второй транспортной
системы человека. Рассмотрите рис.49 учебника с.103, найдите лимфатические узлы и капилляры. Ответьте устно на следующие вопросы: 1. Чем отличается лимфа от крови по составу? 2. Какова основная функция лимфатической системы? 3. Куда впадает грудной проток? 4. Каким образом обеспечивается движение лимфы? |
Работайте в парах | ||||||||||||||
Оцените свою работу: “5” - выполнил все три задания, ответил на все вопросы; “4” - выполнил все задания, но иногда ошибался; “3” - часто ошибался, выполнил только половину; “2” - почти ничего не смог выполнить правильно. |
V. Общие выводы урока
1. К транспортным системам организма относятся кровеносная и лимфатическая системы. Они тесно связаны между собой и дополняют друг друга.
2. Кровеносная система образована сердцем и тремя типами кровеносных сосудов, лимфатическая представлена лимфатическими капиллярами, сосудами и лимфоузлами.
Кровеносная система приняла на себя универсальную транспортную роль, а через лимфатическую систему в кровеносное русло возвращается жидкость, поступившая в ткани из кровеносных капилляров, и содержащиеся в ней продукты жизнедеятельности тканей.
VI. Подведение итогов урока
Подведем итоги урока. Что нового узнали? Над чем работали? Чему научились?
Учитель сообщает и комментирует оценки учащихся. В целом ученик может получить за урок максимум 3 оценки: за выполнение теста, за проверку теста одноклассника, за активную работу на уроке в ходе изучения нового материала.
Домашнее задание: параграф 20, 21.