Особый смысл взаимодействия школьного музея и системы образования приобретает в условиях цивилизации XXI века.
В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе имеет особую значимость. На переломе XX-XXI веков, произошли события, изменившие не только судьбу отдельного человека, но и судьбы целых народов и стран. Распался Советский Союз, а вместе с ним исчезли ценности, которые поддерживали целые поколения. Произошел отход, отказ от социалистических, коммунистических и традиционных ценностей. На смену им для воспитания нравственного стержня подрастающего поколения не пришло ничего. В обществе образовалась духовная пустота. Появились различные секты, асоциальные разновидности молодежной субкультуры, идеи, направленные на разрушение личности и психики, наркомания, алкоголизм, токсикомания, игромания и прочие увлечения бесцельных и бездуховных людей.
К сожалению, за многие десятилетия XX века мы стали хуже знать свою собственную историю, дорожить своей родной речью, охранять свои памятники и поддерживать многовековые традиции отечественной культуры.
Коль многое упущено, то необходимо интересное и необходимое дело, объединяющее детей и взрослых общей заботой и коллективной творческой деятельностью, в рамках которого можно разобрать, определить, прочувствовать сами понятия “добро”, “зло”, “мир и согласие”, “покаяние”, “прощение”, “старшие”, “младшие”, “ответственность”, “воля”, “семья”, “родители”, “родные”, “любовь”, “верность”, “Отечество”, “патриот”, “героизм” и многие другие. Таким делом в нашей школе стал образовательно-воспитательный потенциал школьных музеев.
Школьные музеи в целом выполняют следующие основные функции: музей как средство самообразования и повышения культурного уровня; музей как хранитель культурных ценностей. Однако музеи образовательного учреждения имеют при этом также специфические, присущие образовательному учреждению функции, из которых вытекает ряд целей и задач.
Цели музея образовательного учреждения:
- создать условия для развития личности в процессе коллективной творческой деятельности средствами музейной педагогики (формирование потребности в самообразовании и повышении культурного уровня);
- создать и обеспечить развитие экспозиции как средства обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.
Задачи школьного музея образовательного учреждения:
- способствовать развитию нравственной личности средствами музейной педагогики; личностных качеств и патриотизма учащихся; творческому развитию ребенка; формированию национальной, социальной, речевой культуры;
- содействовать решению образовательных и воспитательных задач образовательного учреждения;
- обеспечить условия для формирования общеучебных навыков; расширения, углубления и систематизация знаний;
- формировать потребность в исследовательской деятельности в выбранном учащимися направлении;
- способствовать накоплению и сохранению предметов.
Особенностями литературного музея образовательного учреждения являются:
- акцентирование на решении воспитательных задач образовательного учреждения;
- вовлечение в общественно полезную коллективную деятельность детей, учителей, родителей, представителей муниципальных и общественных организаций, местных жителей;
- возможность использования фондов музея в преподавании учебных предметов;
- самый широкий спектр направлений и организационных форм деятельности.[1]
Главная цель литературного школьного музея состоит в обучении и воспитании учащихся через взаимосвязь основного и дополнительного образования средствами музейной педагогики, т.е. каждый школьный предмет должен изучаться в поисково-исследовательском режиме на базе школьного музея и объединений дополнительного образования.
Осуществляемый в музее процесс передача культурных значений и смыслов, целью которых является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музеем.
Литературный музей “Сказы Павла Петровича Бажова” ГБОУ СОШ № 1499(бывшая школа № 352) был открыт 27 августа 2008 года к 130-летию со дня рождения знаменитого уральского сказочника.
Музей был создан в результате кропотливой поисковой деятельности преподавателя, её учеников и их родителей. Ими был собран материал, связанный с творчеством уральского сказочника: книги, статуэтки, коллекции минералов, диафильмы, детские сочинения, рисунки по сказам, поделки. Исследовательская работа воплотилась в школьный проект “Сокровища “Малахитовой шкатулки”. Учащиеся работали под девизом: “Книга и мир вокруг нас”. Затем дети выступали на окружном конкурсе проектных работ “Умники и умницы”, где ученики предложили создать в своей школе музей к 130-летию П. П. Бажова.
“Главным героем” музея являются сказы уральского “чудодея”, познавшего и раскрывшего тайны словесного искусства своего народа. Необычайно широк охват тем сказов – от времён крепостного права до сегодняшнего дня. И все они по-своему актуальны. Сказы Бажова не только прославляют мастерство русского человека, но и сами дают жизнь новым произведениям искусства, новым его мастерам. Они не стареют, так как кроме значительных художественных достоинств владеют ещё одним – славят рабочего человека и его труд.
Основная задача экспозиций музея – раскрытие отдельных страниц жизни и творчества П.П.Бажова, связанных с ним самим, его родными, его друзьями. На сегодняшний день в музее функционируют такие экспозиции, как: “Бажовских сказов дивные места”, “Уральские сказы”, “Бажов и Ростокино”, “г. Сысерть. Дом-усадьба”, “Урал – “редчайшие места и по мастерству и по красоте”, “г. Екатеринбург. Дом-музей”, “Жизнь и творчество П.П.Бажова”, “П. П. Бажов и Великая Отечественная война”, “П. П.Бажов – учитель”, а также сменная выставка, оформляемая по мере необходимости к различным значимым жизненным и творческим датам П.П.Бажова (например, “130 лет со дня рождения уральского сказочника”, “П. П. Бажов и Великая Отечественная война”, “Павел Петрович Бажов (1879-1950 г.г.)” и пр.) В своей работе школьный музей активно сотрудничает с управой Ростокино, театром Постскриптум, независимым альманахам “Литературный Парнас” проводим с ними совместные мероприятия (например: литературный конкурс “Сочини сказку”) (см. Приложение 1)
Литературный музей “Сказы Павла Петровича Бажова” принимает в своих стенах учащихся из других школ и жителей района, включая индивидуальные, групповые и коллективные посещения. Посетители оставляют отзывы о музее, о содержаниях экспозиций.
Формы массовой работы, проводимой на базе музея, достаточно разнообразны: музейный урок; экскурсия; занятие-консультация; классный час; радиотрансляции, посвященные памятным датам жизни П.П.Бажова; творческие праздники, связанные с жизнью и творчеством писателя; театральные постановки по сказам сказочника.
Материалы музея, его научный потенциал широко используется в учебном процессе, во внеклассной и внешкольной работе. Учителя широко используют материалы музея на своих уроках. При подготовке научно-исследовательских работ, учащиеся активно включаются в деятельность музея: изучают материалы, обстоятельнее знакомятся с экспозицией. Актив музея ставит театрализованные постановки сказов. Ежегодно в музее проходят творческие встречи с поэтами и писателями, ветеранами педагогического труда, тематические вечера, актив литературного музея следит за состоянием памятников на сквере имени Бажова. Активисты музея регулярно участвуют в окружных, городских конкурсах, и становятся лауреатами, получают дипломы и грамоты.
В школе организовано и работает объединение “Смена”, основанная на деятельности школьных музеев. Свои изыскания музей публикует в журналах “Туризм в школе”, “Московский Парнас”, сборнике “Современная литература России”, на Всероссийском фестивале педагогических идей “Открытый урок”. Таковы, например, статьи “Московское самоцветье Павла Бажова”, “А нам и не верилось”, “Путешествие в историю города Москвы”, “У Хозяйки Медной горы” и др.
Не менее насыщена работа музея и вне школы: посещение музеев города Москвы и близ лежащих школ, где учащиеся знакомятся с гончарным, плотницким, столярным и кузнечным мастерством (см. Приложение 2); изучают культурное наследие Ростокино. Необычайно широк охват тем сказов – от времён крепостного права до сегодняшнего дня. И все они по-своему актуальны. Сказы Бажова не только прославляют мастерство русского человека, но и сами дают жизнь новым произведениям искусства, новым его мастерам. Они не стареют, так как кроме значительных художественных достоинств владеют ещё одним – славят рабочего человека и его труд, поэтому организуются экскурсии с выездом на фабрики, где учащиеся познают азы народных промыслов Подмосковья: Гжельская керамика, Богородская игрушка, Федоскинские шкатулки (см. Приложение 3), Жостовская роспись.
В настоящее время в школьных музеях ещё более удобным способом активизации работы учащегося является использование мультимедийных презентаций. Актив музея, проводя экскурсии, использует презентации, не только созданные самостоятельно, но и найденные в интернете. Учащиеся также принимают участие в проектной деятельности, и презентации, созданные ими, активно используются на уроках. Очень интересна и познавательна, оказалась коллективная работа 8 “А” класса “Узелок на память”. Учащиеся в мультимедийной презентации раскрыли и объяснили непонятные слова, выражения, встречающиеся в сказе “Огневушка-Поскакушка”. Поставив и решив следующие задачи:
1. Составить толковый словарик, который поможет работе детей при изучении сказа “Огневушка-Поскакушка”.
2. Найти толкование слов, непонятных младшим школьникам, с которыми они встретились при знакомстве со сказом “Огневушка-Поскакушка”.
3. Доступно объяснить значение этих слов.
Презентация востребована учителями литературы. Таким образом, школьники являются соавторами и равноправными участниками образовательного процесса. Использование информационно-коммуникативных технологий способствует развитию навыков самостоятельной работы, запоминанию и усвоению новых знаний, осознанию собственной значимости, самоутверждению.
Отличительной особенностью школьного музея является то, что вся его деятельность неразрывно связана с жизнью того места, где живет ребенок. Девиз нашего музея: “… Мира не узнаешь, не зная края своего”. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспеть свой родной край, надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью, поэтому исследовательские работы связаны с районом Ростокино: “Московский уголок уральских сказов”, “Крепость России”, “Ростокино и кинематограф”, “По улицам Ростокино”, “Четыре века подвигу”.
Всякая исследовательская тема не должна быть навязана ученику, так как ученик это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который надо зажечь. Ученик должен быть вначале “озадачен” какой-то проблемой, которую он должен, во что бы то ни стало решить. Создать проблему можно через фотографии, альбомы, материалы стенда и экспонаты музея, книги, уроки и письма и т.д. Затем начинаются поиски, найденные сведения систематизируются, оформляются и используются при проведении экскурсий, уроков, внеклассных мероприятий и т.п. Я убеждена, что деловые, мыслящие личности формируются через познавательный интерес, исследовательскую деятельность. Конечно же, нужна помощь и родителей.
Существенным становится вопрос выбора темы и проблемы исследования ученика совместно с руководителем музея. Важно, чтобы толчок к исследованию шел “изнутри” ученика или коллектив учеников иначе творческий процесс сведется к формальному выполнению необходимых действий.
Результаты поисково-исследовательской деятельности обучающихся, связанной с профилем школьного музея, с тематикой его коллекций и экспозиций, могут быть представлены не только в письменном или печатном виде. Продуктом поисково-исследовательской деятельности также станет новая экспозиция или вспомогательные материалы для неё (таблицы, фотографии, пояснительные тексты), уточнённый текст экскурсии, сценарий открытого урока, театрализованной постановки и т.д.
Актив музея ставит театрализованные постановки по сказам П.П. Бажова. Особенный сказочный мир, инсценированный учащимися, оживает перед глазами детей. Поставлены и показаны спектакли по произведениям: “Серебряное копытце” (см. Приложение 4), “Огневушка-Поскакушка” (см. Приложение 5), “Голубая змейка” (см. Приложение 6).
Пример исследовательской работы, воплощенный в сценарии к сказу П.П. Бажова "Голубая змейка" Действие в сказе проходит в начало XIX века. Соответствующие костюмы того времени. Несколько костюмов сшиты родителями учащихся.
Таким образом, были рассмотрены некоторые аспекты использования метода проектов в условиях дополнительного образования на базе школьного музея. Музей образовательного учреждения может служить основой для организации проектных исследований с обучающимися. Проекты на базе школьного музея имеют большое значение, поскольку результат работы всегда будет востребованы. Проектный продукт может быть представлен как в материальном или печатном виде (научный паспорт, каталог, путеводитель, статья и т.д.), так и в виде мероприятия (экскурсия, творческий вечер, открытый урок и т.п.).
Введение проектно-исследовательской работы на базе музея образовательного учреждения, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность учащегося, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Кроме того, участвуя в проектно-исследовательской работе, ученики реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль.[2]
Музей играет огромную роль в учебно-воспитательной работе нашей школы. Деятельность музея отвечает самой глубинной человеческой сути - потребности в творческой самореализации, поэтому потенциал музейной педагогики безграничен.
Урочные и внеклассные занятия в школьном музее способствуют тому, что у нас развивается любовь к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Формируется готовность жить и трудиться в своем районе, округе, городе участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.
Наши учащиеся учатся находить и обрабатывать нужную информацию, учатся работать с документами, с картами, с графиками, с схемами. Учатся думать, организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, дискутировать, отстаивать свое мнение, сотрудничать, договариваться. Учатся решать различные проблемы. Это и есть ключевые компетенции современного образования школьников.
Научно-исследовательская работа, проводимая на базе литературного музея, дает основание думать, что музей “Сказы Павла Петровича Бажова” предоставляет все возможности для претворения новых педагогических идей и методик. Исследовательская деятельность формирует у учащихся умение самостоятельно приобретать знания, применять свои знания на практике, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельным, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Взаимопроникновение основного и дополнительного образования ставит целью создание единого педагогического пространства, в котором происходит духовно-нравственное развитие, образование и оздоровление через художественное творчество самих детей. Образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы каждый ученик, воспитанник нашел свою нишу, в которой он не только бы получал, добывал знания, но и соприкасался с явлениями культуры, активно проживая их в собственном творчестве. При этом каждый может проявить познавательную активность, навыки самопознания. В этом плане продуктивной моделью культуротворческого образования и является дополнительное образование.
Дополнительное образование тесно связано с каждой ступенью обучения. Главная его цель выявить зависимость познавательного интереса, творческих способностей, интеллектуального развития учащихся от умения педагога организовать воспитательную деятельность.
Образовательно-воспитательный потенциал школьного музей и формы его работы в основном и дополнительном образовании стали нравственно-воспитательным звеном, активно влияющим на цели и смысл ученической деятельности. В формате музейных уроков реализуется личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Нестандартность ситуации учебного процесса (музейная среда) стимулирует не только познавательные интересы, но и способствует всестороннему развитию личности.[3]
Выделение воспитательной функции школьного музея в качестве ведущей определяется ее значимостью: созданием особой образовательной среды для формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческому наследию, в котором отражены общечеловеческие ценности, представляющие жизненный мир человека.
Используемая литература
- Московское краеведение: учебно-методическое пособие/ Под ред. В.П.Моисеенко – М.: Центр “Школьная книга”, 2007. – 288 с.
- Журнал “Вестник”, № 13/2013 г.
- Журнал “Вестник”, № 8/2013 г.