“Предлог… обнаруживая в себе силу
глагола
и управляя именами,
стоит на рубеже двух миров слова”.
К. Аксаков
Цели урока:
образовательные: проверить в занимательной форме уровень сформированности у учащихся языковой и лингвистической компетенций по теме “Предлог”;
развивающие: совершенствовать коммуникативные навыки учащихся (умения высказываться на грамматическую тему, умение слушать, сопоставлять, анализировать и делать выводы); развивать орфографическую зоркость;
воспитательные: продолжить формирование у школьников мотивации к изучению русского языка.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слово учителя. Сегодня в занимательной форме мы обобщим знания и умения, полученные в ходе изучения темы “Предлог”. Какую роль предлоги играют в речи? Предлогов в русском языке немного: всего около 200. Но количественный состав не всегда определяет значение части речи в языке. Каждая часть речи по-своему важна и необходима. Изучение предлогов направлено, прежде всего, на устранение ошибок в их употреблении. Это повысит культуру речи, сделает её более грамотной, точной. Наш урок пройдет в форме заседания клуба любителей русского языка. Для этого мы разделимся на 2 команды, выберем капитанов.
2. Конкурс “Домашнее задание”.
Задание: задать по 2 теоретических вопроса теме “Предлог” команде соперника.
- Производными называются такие предлоги, которые…
- Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми, из двух или нескольких слов называются составными.
- Предлоги выражают различные отношения: временные (идти в течение дня), причинные (не пойти из-за погоды), пространственные (остановиться около дома), целевые (лекарство от насморка)
- С каким падежом употребляются предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу? (Д. п.).
3. Разминка для команд.
Задание: В течение 2 минут написать наибольшее количество пословиц и поговорок, употребив различные предлоги.
4. Конкурс “Капитанов”.
Орфографическая 5-минутка, с использованием д/з наработок учащихся. Объяснить правописание.(2 ученика у доски).
Руководитель распорядился (на)счет отъезда.
Это была птица (в)роде цапли.
Они отправились (на)встречу с любимым артистом.
(В)последстви... он усвоил пропуще...ое.
(В)течени... месяца она молчала.
(В)следстви... были допущены ошибки.
(В)виду шторма рыбаки (не)вышли в море.
(Не)смотря на все старания, он опоздал.
(В)следстви... болезни он пропустил урок.
(В)течени... реки много поворотов.
Он положил деньги (на)счет в банке.
Судно вышло в море, (не) смотря на (не)погоду.
Он имел (в)виду поступить на работу.
5. Конкурс “Корректоров”.
Индивидуальные задания на время и правильность выполнения.
Задание 1: Сегодня вам предстоит исправить ошибки на употребление предлогов в сочинении учащегося. Дается 3 минуты на правку текста.
Летом мы с друзьями собрались в трехдневный поход. Что с собой взять? Об этом продумал серьёзно каждый из нас. И вот через несколько утомительных часов дороги мы на месте стоянки. Всем было весело, интересно. Но благодаря начавшемуся дождю нам пришлось уйти домой на день раньше. Несмотря на это, мы вернулись с похода оживлённые, полные новых впечатлений. По возвращению обсудили наши удачи и промахи.
Задание 2: Исправьте ошибки в употреблении предлогов.
Друзья встретились по приезду на станцию.
Вопреки предсказания погода в этом году установилась хорошая.
Из горизонта появилась чёрная дождевая туча.
Ввиду подготовки карнавалу школьники украсили зал.
6. Блиц-опрос.
(Проходит во время Конкурса “Корректоров”)
Карточки вывесить на электронный носитель или доску.
1. В каком ряду все предлоги производные?
а) в воде, благодаря советам, от окна
б) на земле, до чашки, кроме шуток
в) вследствие урагана, вроде бабочки, согласно распоряжению
2. В каком ряду все предлоги пишутся слитно?
а) (в)виду непогоды, (в)следствие снегопада, (во)преки требованиям
б) иметь (в)виду, (в)заключение вечера, (в)течение занятия
в) (на)перекор стихиям, (в)близи станции, (из)за дождя
3. В каком предложении предлог употреблен неверно?
а) Работа ведется согласно графику.
б) Приступить к работе по окончанию отпуска.
в) Аптека находится напротив дома.
4. Укажите строчку с раздельным написанием слов:
а) (в)следствие сильных дождей, подняться (в)верх
б) повесил (на) конец мачты, продолжается (в)течение недели
в) задержаться (в)виду дождей, выйти (на)встречу гостям
Дополнительное задание: Составьте с 2 любыми словосочетаниями из карточки 2 предложения.
7. Конкурс “Знатоков”.
Задание: Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Выпишите из текста все предлоги. Дайте устное объяснение орфограмм и знаков препинания.
(В)течени… нескольких часов можно сидеть (не)подвижно, глядя на играющее море. (В)близи море прозрачно и чисто, а (в)отдалени… лежит густой (тёмно)синей полосой, (чуть)чуть подёрнутой дымкой. (Не)смотря на чудесную погоду, море пусто.
Близ берега над волнами носятся чайки. Вдруг чайки, как будто сговорившись, улетают проч… от берега. (По)видимому, их зоркие глаза рассмотрели (в)дали пароход, и они направились к нему. Я всегда с удовольствием вспоминаю свои прогулки по морскому берегу.
Производные предлоги | Непроизводные предлоги |
В течение, несмотря на, близ | На, в, над, от, в, к, с, по |
8. Конкурс “Эрудитов”.
Наглядные карточки на доске.
Задание 1: Подберите к глаголам устойчивые сочетания, данные ниже. Составьте три предложения с полученными словосочетаниями.
Глаголы: сражаться, гулять, наливать, бежать, ждать, прыгать.
Устойчивые словосочетания: с оружием в руках, с утра до вечера, через край, без оглядки, со дня на день, с места на место.
(Cражаться с оружием в руках, гулять с утра до вечера, наливать через край, бежать без оглядки, ждать со дня на день, прыгать с места на место).
Задание 2: Индивидуальное задание (за доской 2 чел.) на время и правильность выполнения.
1. Назовите предлог, в котором три “О” (синоним к слову “рядом”). (Около)
2. Какой из 6 падежей никогда не употребляется с предлогами, а какой, наоборот, никогда не бывает без предлогов? (И.п., П.п. употребляется только с предлогами.)
3. С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? (С глаголом)
4. “Четвёртый лишний”. В группе слов найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор.
Вдоль, через, около, вблизи.
(Через. Все слова, кроме “через”, являются производными предлогами, образованными от наречий, а “через” – непроизводный предлог.)
5. Из каких трёх предлогов можно составить название домашнего животного? (К-о-за)
6. Правильно ли говорят и пишут: о окне, о осени, о арбузе. Обоснуйте свой ответ. (Неправильно. Если существительное начинается с гласного звука, то будет употребляться предлог “ОБ”)...
9. Конкурс “Журналистов”.
(Во время задания 2 “Конкурса эрудитов”).
Задание: Составьте и запишите небольшую заметку в газету, используя данные ниже омонимичные формы:
в течение – в течении; несмотря на – не смотря на; вследствие – в следствии.
10. Подведение итогов.
Награждение победителей и участников хорошими и отличными отметками.