Цели:
образовательные:
- учить видеть структуру текста, работать над выделением главной и второстепенной информации;
- развивать умение сжимать текст разными способами;
коррекционные:
- совершенствовать навыки логично передавать содержание исходного текста при написании учащимися сжатого изложения;
воспитательные:
- воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику.
Оборудование урока.
- Классная доска.
- Раздаточный материал для учащихся.
- Распечатки текста изложения у каждого ученика.
Ход урока
Слово учителя: Сегодняшний урок – урок подготовки к сжатому изложению. Задача сжатого изложения - кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. Работая с текстом, мы, конечно, вспомним и о таких понятиях как, приемы сжатия текста.
1. Орфографическая пятиминутка.
(Задание на предупреждение орфографических ошибок в тексте изложения). Объясните (устно) орфограммы в словах:
(1 ученик) непр…ме(н,нн)о, освоб…жда…мся, чу…ствуем, пр…вл…кательнее, люб…щие.
(2 ученик) сосредотач…ва…мся, скло(н,нн)ы, пол…жительные, жизне(н,нн)ые, радос…ными.
2. Объясните расстановку знаков препинания в предложениях 2, 3, 8.
2. Предварительный этап.
Ученики получают распечатанный текст (Карточка 1) и выполняют задания к нему. (Текст на абзацы не разбит)
- Прочитайте текст.
- Определите основную мысль текста.
- На сколько смысловых частей можно разделить текст? (На 3 части)
- Ваша задача – сжать исходный текст. (Притча об апельсине)
- Какие способы сжатия вам известны? (Обобщение, исключение; замена - на доске таблички)
Карточка 1
Исходный текст | Сжатое изложение |
1. Если каждую неделю
совершать несколько добрых дел, причем
непреме…о разнообразных: послать открытку
старым друзьям, навестить одинокую соседку,
подарить виртуальный цветок, одолжить телефон
незнакомцу, перечислить сто рублей больным детям
- это способствует нашему ощущению счастья, а
иногда и просто лечит! 2. Мы становимся благосклоннее к другим, чу…ствуем себя лучше по сравнению с окружающими, освоб…жда…мся от чу…ства вины за чужое несчастье, чу…ствуем себя щедрыми и способными помочь, становимся пр…вл…кательнее для других, чу…ствуем, что нас ценят. 3. Чем больше мы сосредотач…ва…мся на том, чтобы посылать люб…щие и добрые мысли, тем пол…жительнее мы влияем на окружающий мир. 4. В то же время мы в результате делаемся более радос…ными и счастливыми, начинаем нравиться людям. 5. Даже внешне мы становимся красивыми, обаятельными, а мышление - гораздо яснее, чётче, намного быстрее. 6. Люди так называемой люб…щей доброты более скло…ы к принятию себя и позитивным отношениям с другими. 7. Почему? 8. Потому что доброта усиливает пол…жительные эмоции: любовь, радость, благодарность, надежду, гордость - восстанавливает долгосрочные жизнен…ые ресурсы человека и повышает его удовлетворенность жизнью. |
Ответы
Исходный текст | Сжатое изложение |
1. Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, причем непременно разнообразных: послать открытку старым друзьям, навестить одинокую соседку, подарить виртуальный цветок, одолжить телефон незнакомцу, перечислить сто рублей больным детям - это способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит! | Если каждую неделю совершать
несколько добрых дел, это способствует нашему
ощущению счастья, а иногда и просто лечит! Исключение |
2. Мы становимся благосклоннее к другим, чувствуем себя лучше по сравнению с окружающими, освобождаемся от чувства вины за чужое несчастье, чувствуем себя щедрыми и способными помочь, становимся привлекательнее для других, чувствуем, что нас ценят. | Мы становимся доброжелательнее,
здоровее, свободнее, щедрее, привлекательнее, нас
ценят окружающие. Замена, обобщение |
3. Чем больше мы
сосредотачиваемся на том, чтобы посылать любящие
и добрые мысли, тем положительнее мы влияем на
окружающий мир. 4. В то же время мы в результате делаемся более радостными и счастливыми, начинаем нравиться людям. 5. Даже внешне мы становимся красивыми, обаятельными, а мышление — гораздо яснее, чётче, намного быстрее. 6. Люди так называемой любящей доброты более склонны к принятию себя и позитивным отношениям с другими. 7. Почему? 8. Потому что доброта усиливает положительные эмоции: любовь, радость, благодарность, надежду, гордость - восстанавливает долгосрочные жизненные ресурсы человека и повышает его удовлетворенность жизнью. |
Посылая в мир любовь и добро, мы
положительно влияем на него, сами делаемся
радостнее и счастливее, начинаем нравиться
людям. Внешне мы становимся красивее и мыслим
гораздо лучше. Добрые люди любят себя и
окружающих: доброта усиливает положительные
эмоции, восстанавливает здоровье и помогает
радоваться жизни. Обобщение, замена, исключение |
3. Работа над сжатием исходного текста.
Попробуйте сформулировать микротему 1 абзаца. (Совершение людьми добрых дел приносит счастье и очищение)
- Подчеркните цветным маркером в 1 абзаце самую важную информацию, без которой нельзя обойтись. (1 абзац текста можно вывести на электронный носитель или написать на доске. Затем, вызвав сильного ученика, выполнять работу наглядно, используя цветовое выделение текста или цветные мелки).
Исходный текст | Сжатый текст |
Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, причем непременно разнообразных: послать открытку старым друзьям, навестить одинокую соседку, подарить виртуальный цветок, одолжить телефон незнакомцу, перечислить сто рублей больным детям - это способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит! | Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, это способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит! |
- Какую информацию можно исключить? (Однородные члены предложения).
- Запишем получившийся вариант текста:
4. Практическая работа учащихся над сжатием 2 абзаца текста.
- Выделите и подчеркните маркером важную информацию во 2 абзаце.
- Сократите текст, используя известные виды компрессии. Подумайте, какими способами сжатия вы воспользуетесь в данном фрагменте текста? (Замена, обобщение)
- Прочтите еще раз фрагмент, получившийся у вас после сокращения. Передано ли основное содержание исходного текста?
Мы становимся благосклоннее к другим, чувствуем себя лучше по сравнению с окружающими, освобождаемся от чувства вины за чужое несчастье, чувствуем себя щедрыми и способными помочь, становимся привлекательнее для других, чувствуем, что нас ценят. | Мы становимся доброжелательнее, здоровее, свободнее, щедрее, привлекательнее, нас ценят окружающие. |
- Зачитайте получившиеся фрагменты. (2-3 ученика зачитывают) Редактирование работ. Получившийся приблизительный вариант ответа можно вывести на электронный носитель или написать заранее на доске.
5. Самостоятельная работа учащихся над сжатием 3 абзаца текста.
- Сократите текст, используя известные виды компрессии.
Чем больше мы
сосредотачиваемся на том, чтобы посылать любящие
и добрые мысли, тем положительнее мы влияем на
окружающий мир. В то же время мы в результате
делаемся более радостными и счастливыми,
начинаем нравиться людям. Даже внешне мы
становимся красивыми, обаятельными, а мышление —
гораздо яснее, чётче, намного быстрее. Люди так называемой любящей доброты более склонны к принятию себя и позитивным отношениям с другими. Почему? Потому что доброта усиливает положительные эмоции: любовь, радость, благодарность, надежду, гордость - восстанавливает долгосрочные жизненные ресурсы человека и повышает его удовлетворенность жизнью. |
Посылая в мир любовь и
добро, мы положительно влияем на него, сами
делаемся радостнее и счастливее, начинаем
нравиться людям. Внешне мы становимся красивее и
мыслим гораздо лучше. Добрые люди любят себя и
окружающих: доброта усиливает положительные
эмоции, восстанавливает здоровье и помогает
радоваться жизни. Обобщение, замена, исключение |
- Затем учитель может зачитать приблизительный вариант ответа, или вывести на электронный носитель, или написать заранее на доске.
- Получившиеся после сокращения фрагменты учитель собирает в конце урока.
6. Аналитический этап урока.
На базе исходного текста выполнение тестовых (часть А, В) заданий в формате ОГЭ.
Карточка 2
Задание №1. Укажите верное суждение.
А) В слове счастья букв больше, чем звуков.
Б) В слове чувствуем все согласные глухие.
В) В слове ощущению количество букв и звуков совпадает.
Г) В слове его 4 звука.
Задание №2. Среди предложений текста найдите предложение(я) с однородными членами предложения. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).
Задание №3. Выпишите грамматические основы из 3 предложения.
Задание №4. Среди предложений текста найдите сложноподчинённое(ые) предложение(я). Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).
Задание №5. Выпишите 2 изобразительно-выразительных средства из текста и назовите их.
8. Д/з. (Карточка 3). Воспользуйтесь приемами сжатия текста и сожмите предложения.
Исходный текст | Сжатый текст |
1. Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело, мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть еще одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю.М. Лотман) | |
2. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян) | |
3. Ребята на школьных переменах ведут себя по-разному. Тот, кто тянется к знаниям, не выпускает книгу из рук. А тот, кто все-таки желает сделать передышку, общается с одноклассниками, бегает по школе, вопреки замечаниям учителей, или просто глядит в потолок, пытаясь отвлечься от учебного процесса. |
Ответы
1. Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело, мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть еще одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю.М. Лотман) Исключение. Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.
2. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян) Замена. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
3. Ребята на школьных переменах ведут себя по-разному. Тот, кто тянется к знаниям, не выпускает книгу из рук. А тот, кто все-таки желает сделать передышку, общается с одноклассниками, бегает по школе, вопреки замечаниям учителей, или просто глядит в потолок, пытаясь отвлечься от учебного процесса. Обобщение.
Ребята на школьных переменах ведут себя по-разному: в зависимости от вкусов и привычек.
9. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Слово учителя: Наш урок был очень плодотворным. Чтобы наилучшим образом сохранить смысл и строй текста, полезно ответить на вопросы. В чем основная мысль текста? На какие смысловые части его можно разделить? Сегодня мы закрепили навыки использования в работе над текстом приёмы сжатия текста (назвать их), научились логично передавать содержание исходного текста; выделять главную и второстепенную информацию, использовали знания по различным разделам курса русского языка... Я очень надеюсь, что на экзамене у вас будут высокие результаты. Спасибо за урок.