Цели:
- рассмотреть героя сказочной повести, проявление его характера в поступках и речи, развитие характера во времени;
- развивать самостоятельность в чтении, умение высказывать суждение о прочитанном.
Место данного урока в системе уроков по этой теме: третий урок в системе уроков по изучению сказочной повести Сельмы Лагерлеф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”.
Оборудование и используемые учебные пособия:
- Чуракова Н.А.учебник “Литературное чтение”, ИКТ: отрывки из мультфильма “Заколдованный мальчик”,рисунки детей к сказочной повести, портреты Л.Н. Толстого, Сельмы Лагерлеф.
I .Актуализация знаний. Реализация требований нового ФГОС: формировать умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жить в условиях поликультурного общества.
Учитель: Какое у вас было домашнее задание?
Дети: Нарисовать иллюстрации на тему “Каким я себе представляю Нильса” к отрывкам сказочной повести.
Учитель: Рассмотрите рисунки ваших товарищей. Как вы думаете, почему я просила, чтобы дома вы нарисовали иллюстрации к разным отрывкам повести Сельмы Лагерлеф?
Дети: Чтобы можно было пронаблюдать, как меняется образ главного героя в сказочной повести.
- Чтобы разобраться , как меняется характер Нильса во времени.
- Чтобы понять смысл этого произведения.
Учитель: Как называется глава учебника, где помещена сказочная повесть “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями?”
Дети: “Как трудно стать человеком”.
Учитель: Как вы думаете, почему авторы учебника поместили именно в этой главе сказочную повесть Сельмы Лагерлеф?
Дети затрудняются ответить.
Учитель: А смысл названия главы вам понятен? Ведь Нильс и родился человеком. Разве нужно тому, кто родился человеком, еще и становиться человеком?
Дети: Стать человеком- означает стать хорошим человеком, настоящим человеком.
Учитель: Прав ли Мартин, который сказал Акке про Нильса: “Его и человеком-то не назовешь”?
Дети: Если судить по прошлым поступкам, его нельзя назвать человеком. К тому же Нильс слишком маленького роста, чтобы считаться человеком и представлять хоть какую-то опасность для стаи.
Учитель: Прочитайте эпиграф к главе (с.38). Давайте уточним, кто же такой Григорий Горин? Знаете ли вы такие кинофильмы как “Обыкновенное чудо”, “Тот самый Мюнхгаузен”? сценарии для этих фильмов написал известный русский драматург, который умер совсем недавно, - Григорий Горин.
- Как вы, ребята, понимаете смысл эпиграфа? Что значит стать еще более живым? Возможно ли это?
Дети: Писатель имеет в виду пробуждение в человеке его души, человек может “прозреть”, стать более чутким по отношению к другим людям, к окружающему миру.
Учитель: Кто из вас может адресовать эти слова самому себе?
Дети поднимают руки.
Учитель: В чем это проявится?
Дети: В помощи животным, природе, близким и знакомым людям.
II. Анализ отрывков сказочной повести в аспекте главной нравственной проблемы “Стать человеком”. (с.31-61) Реализация требований нового ФГОС: создание условий для формулирования продуктивных заданий, которые нацеливают ребенка на исследование, а значит не только включают его в активную деятельность, но и способствуют взаимодействию детей друг с другом.
Учитель: К кому из известных вам литературных героев можно отнести слова Григория Горина?
Дети: К Нильсу.
Учитель: А теперь начнем работать над каждой главой в отдельности, чтобы проследить, как проявлялся и изменялся со временем характер Нильса в поступках и речи.
- Как нам лучше организовать работу на уроке, чтобы успеть проанализировать все главы, которые мы прочитали вместе.
Дети: Работать по группам.
Учитель: Хорошо, я рада, что вы научились экономить учебное время и знаете очень хороший способ сделать это. Сколько групп может быть?
Дети: Сколько групп рисовали иллюстрации, столько и главы будут анализировать-4. (по 6 человек в каждой группе.)
Все группы получают карточки с заданиями: рассмотреть героя сказочной повести, проявление его характера в поступках и речи в разных отрывках.
Дети работают 5-7 минут, после чего начинается обсуждение. Все, что ребята говорят о Нильсе, доказывается текстом. Основные черты характера героя записываются в тетради по литературному чтению с указанием номера страницы для чтения подтверждения этой черты.
III. Просмотр отрывка из мультфильма “Заколдованный мальчик”.
Учитель: Прежде, чем начать обсуждение главного героя, посмотрим, каким же предстает перед нами Нильс в самом начале (просмотр отрывка мультфильма).
IV. Продолжение работы по анализу отрывков сказочной повести.
Учитель:
Послушаем ребят 1 группы (проявление характера Нильса в поступках и речи в 1 отрывке с.38-42)
Дети называют черты характера и зачитывают соответствующие отрывки повести.
Озорной, рассеянный, нерадивый, ленивый, хулиган, нетерпеливый, непоседа-с.38
Лгун, неуч, любопытный-с.39
Сообразительный, догадливый-с.40
Забияка, хитрый, находчивый, осторожный, безжалостный-с.41
Жадный, эгоистичный-с.42
2 группа детей анализирует отрывок на с.42-47
Врунишка-с.43
Послушный, настойчивый, целеустремленный, задира, обидчивый-с.43
Доверчивый, смышленый, догадливый, трусливый-с.44
Хулиган, обижал всех, кто слабее него, вежливый-45
Льстивый, бессердечный-с.46
Самолюбивый-с.47
3 группа детей анализирует отрывок на с.47-55
Заботливый, бесстрашный, отчаянный-с.48
Жалостливый, ласковый-с.49
Цепкий, выносливый, привязанность к своему дому-с.50
Заботливый, решительный, благодарный, умеет приспосабливаться к новым условиям жизни-с.51
Запасливый-с.52
Нетерпеливый, открытый, умеет смириться с обстоятельствами-с.54
Умеет вжиться в чужую для него жизнь-с.55
4 группа детей анализирует отрывок на с.55-60
выносливый, смелый, отважный, справедливый, храбрый, сообразительный, ловкий-с.56
смелый, отчаянный, умеет защитить друга, сильный, находчивый-с.57
не жалеет жизни ради друга, решительный, бесстрашный, цепкий, выносливый-с.58
доверчивый, человечный, ранимый-с.59
добрый, отважный, справедливый, сильный, умный, храбрый, приносит счастье другим-с.60
Учитель: Как же изменился характер Нильса за время путешествия? Я буду называть качества, присущие Нильсу до путешествия, а вы называйте те качества, которые приобрел герой во время путешествия.
Был - стал:
Рассеянный - внимательный
Хулиган - справедливый
Нетерпеливый – выносливый
Одинокий – приобрел много друзей
Лгун – правдивый
Ленивый – трудолюбивый
Забияка – защитник, друг
Безжалостный – человечный
Эгоистичный – щедрый
Трусливый – отважный
Обидчик, бессердечный – защитник слабых, смелый
Противный, самолюбивый – приносит счастье другим
Учитель: Получается, мы видим двух совершенно разных людей. Почему же так изменился Нильс?
Дети: Приобрел мудрость, жизненный опыт за время путешествия. Происходит становление человека.
Учитель: Мог бы Нильс не помочь Мартину?
Дети: Нет, сам погиб бы.
Учитель: Мог бы он не помогать дикому гусю?
Дети: Мог. Ведь угрозы для жизни Нильса не было, но уже стая стала его семьей.
Учитель: Почему же Нильс не побоялся погнаться за лисом, который был во много раз больше него и мог раздавить его одним взмахом своей мощной лапы?
Дети: Он был одержим приступом храбрости.
Учитель: Зачем мальчику понадобилось спасать гуся, если раньше он дразнил животных, бросал в них камнями?
Дети: Гуси стали его семьей, его родными в теперешнем положении, он полюбил их. Учитель: В старину, когда русский мужчина звал девушку замуж, он говорил ей: “Я люблю тебя больше, чем себя.”
Вот и Нильс забыл об опасности, которая угрожает его собственной жизни, когда спасал гуся, он любил и жалел гуся больше, чем себя.( слова Л.Н.Толстого)
Случайно ли Сельма Лагерлеф делает так, что Нильс попадает в другое измерение и начинает понимать язык животных?
Дети: Автор хочет, чтобы мы вместе с Нильсом учились слышать мысли и чувства живой природы .
Учитель: Найдите на с.60 строки, подтверждающие мысль о том, что природа находится в опасности.
Дети: “- Ты первый человек, от которого мы видели добро...”
Учитель: Только вдумайтесь в эти слова, дети! В ваших руках будущее планеты.
Знайте, прогресс цивилизации оплачен потерями природы: унылые пустыри сменяют тенистые леса, пустыни наступают на поля, отравлены многие тысячи рек и озер, исчезли сотни видов растений и животных. Долг человека – защищать все живое. Эта мысль была высказана в начале ХХ века замечательным врачом и философом Альбертом Швейцером, который построил в Африке больницу. В ней находили приют не только люди, но и больные животные: лань, обезьяна, пеликан. А на письменном столе врача всегда стояла чашечка со сладкой водой, которой приходили лакомиться муравьи.
А в нашем городе как люди заботятся о природе?
Дети: Сохранили много участков леса, сажают деревья, цветы, подкармливают птиц, белок.
V.Осмысление идеи рассказа. Реализация требований нового ФГОС: изучение нового материала при актуализации объективно существующих связей с прежде изученным материалом.
Учитель: Вернемся к названию сказочной повести. Помните, мы говорили, что в названии очень часто содержится идея произведения?
Почему именно с дикими гусями суждено было отправиться в путешествие Нильсу?
Дети: Сам был дикарь.
Учитель: Почему автор говорит: “Чудесное путешествие”? Ведь на самом деле это был опасный для жизни путь, в котором и погибнуть можно.
Дети: Путешествие - это жизненный путь. Все мы путешествуем по жизни. Произошло настоящее чудо в жизни Нильса .Он учился у природы ее простоте и мудрости, сумел “прижиться” в непривычной обстановке, выжить в трудных ситуациях, не ропща и не перекладывая на чужие плечи своих бед.
- Стал человеком, настоящим человеком: заботливым, чутким, сильным.
Учитель: Почему именно Нильсу выпало такое трудное испытание?
Дети: Он был двоечником и не мог прочитать книги, чтобы научиться на ошибках других людей.
Учитель: Какова же главная мысль сказочной повести Сельмы Лагерлеф? Что она хотела объяснить читателям?
Дети: Каждый человек – человек, а главный путь изменения жизни в самосовершенствовании.
- Сельма Лагерлеф хотела, чтобы люди задумались над тем, что такое настоящая доброта и настоящая любовь, берегли природу, учились на опыте других людей, чтобы самим не оказаться путешественниками в пустынном мире, а использовать это время во благо расцветания природы.
Учитель: надо любить все живое на Земле, идти к нему с добром, тогда тебе отплатят тем же.
- Правильно ли поместили сказочную повесть в разделе “Как трудно стать человеком”?
Дети: Правильно. Ведь она показывает, какие испытания надо пройти, чтобы стать настоящим человеком: добрым, заботливым, ответственным за другого человека, за животных, за природу.
Учитель: И не только за близких людей, но и за тех , кого мы, может, и не знаем, но кто нуждается в нашей помощи. Как Нильс среди животных, так и мы, живя среди людей, проявляем свой характер в поступках и речи, осознаем со временем и понимаем что-то новое.
Мы сумели понять автора произведения, мы сказали самые главные, самые правдивые слова. Спасибо!
VI.Итог урока.
Учитель: Над чем каждый из вас сегодня задумался? Поделитесь своими мыслями, чувствами.
Дети: Надо внимательнее относиться ко всему, что нас окружает.
Учитель: Глубже понять главную мысль сказочной повести мы сможем ...
Дети: Когда рассмотрим систему образов и разберемся в характерах и отношениях героев.
Учитель: Этим мы и займемся на следующем уроке.
VI . Домашнее задание: продолжить чтение сказочной повести с.61-64