Урок по теме «Московская Русь»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • Сформировать представление детей о становлении Москвы, как столицы
  • Развитие умения выделять необходимую информацию из текста; проводить сравнение и обобщение фактов и явлений
  • Воспитание гражданственности, познавательной активности обучающихся

Технологическая карта урока

Этап Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные действия

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Дан звонок, и все мы смело

Принимаемся за дело
Путь нелегкий предстоит
В даль дорога побежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
Пронесемся над лесами
И окажемся мы с вами...
Далеко за много лет...
В том истории секрет.
Проверка дом. работы

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с Древнерусским государством и великими князьями.

А) Разделились на группы и каждая группа подготовила рассказ о великих князьях Древнерусского государства.

  • Выступление 1 группы: – Владимир Красное Солнышко
  • Выступление 2 группы: - Ярослав Мудрый
  • Выступление 3 группы: - Владимир Мономах

Б) Подведение учащихся к “открытию” темы урока

- Скажите, как Москва строилась. Посмотри подсказки в рабочей тетради стр.7

Ответы детей:

- Было очень много небольших, самостоятельных племен, но большим племенем легче было жить и трудиться, защищать свои земли от врагов и племена стали объединяться

– Тема, с которой мы познакомимся, называется “Московская Русь”.

- Откройте учебник на стр 14.

- Прочитайте название темы урока. (Московская Русь)

- Будем говорить о далеком прошлом нашей страны – о Московской Руси

- И вот появился город. А мы знаем, что Москва сейчас не только город, но и столица нашей Родины.

А кто сможет объяснить, что такое столица?

(Столица – это главный город страны, где находятся президент и правительство, здесь принимают законы, по которым должны жить все люди в государстве.)

Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока.

Подготовка к восприятию нового материала.

  • Личностные УУД: самоопределение.
  • Регулятивные УУД: целеполагание.
  • Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.
  • Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

2. Актуализация знаний. На машине времени мы отправимся на 12 веков назад в14 век и совершим обзорную экскурсию.

А) Обзорная экскурсия.

Б) Работа с картой.

- Рассмотрите карту Московской Руси. Найди города, которые вошли в её состав с.15.

- Каким цветом показана территория Московского государства? Обведите границу.

- С какими племенами и странами граничило наше государство в древности? (Мордва, половцы, печенеги, корела, жмудь – племена; Польша, Венгрия – государства.)

- Какой город России, из перечисленных ниже, согласно летописям, был первой столицей Древнерусского государства?

А) Ярославль;

Б) Новгород;

В) Суздаль;

Г) Владимир.

В) работа с учебником стр.14

Актуализация знаний учащихся: определение уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач. Выполнение игрового задания, фиксация знаний и не знаний, затруднений.

  • Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.
  • Познавательные УУД.
  • Общеучебные универсальные действия: умение внимательно слушать.
  • Логические универсальные действия: анализ материала; вывод-ответ.

Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и желания ее решить.

3. Постановка учебной задачи. Как Москва стала столицей?

- приведите факторы, которые способствовали тому, что Москва стала столицей?

Ответы детей

Факторы, способствовавшие формированию Москвы как  столицы Русского государства:

а) транспортно-географическое положение;

б) центральное положение по отношению к другим княжествам;

в) центральное положение, по отношению к потокам переселенцев- славян;

г) территория мало пригодна для развития земледелия, поэтому развивались ремесла и промыслы.

д) Москва стала центром Русской православной церкви.

е) Москва собрала наиболее энергичных, целеустремленных, умных, предприимчивых людей

- А кто же был правителем Московской Руси?

- Мы узнаем на стр.16 учебника Создание проблемной ситуации. Уточнение темы урока.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

4. Первичное закрепление. Работа в рабочей тетради стр.7

- Согласны ли Вы с выводом: “Образование Московского государства – важнейшее событие в истории нашей страны?”

- закончите предложения:

• Первым русским царём был...

• В народе его прозвали...

• К концу XVII века Россию стали называть ...

Установление осознанного восприятия. Обобщение.

Организация деятельности по применению новых знаний Разрешение проблемной ситуации.

  • Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.
  • Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)

5. Рефлексия деятельности (итог урока)

Итак, наша экскурсия по Московской Руси подошла концу.

Подведем итоги.

  • Как Москва стала столицей нашей Родины – России?
  • Кто был первым русским царём?

Конечно, ребята, о роли Москвы в жизни нашего государства можно говорить ещё много.

Объявление и комментирование оценок.

Обобщение.

Домашнее задание. Учебник стр.14-17 пересказ

Организация рефлексии. Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  • Познавательные УУД: рефлексия.
  • Личностные УУД: смыслообразование.

Список использованной литературы

  1. учебник (Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова. – 4-е изд., дораб. - М.: “Вентана-Граф”, 2010.: ил. – (Начальная школа XXI века);
  2. рабочая тетрадь № 2 к учебнику (Окружающий мир): 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова. – 3-е изд., испр. - М.: “Вентана-Граф”, 2011.: ил. – (Начальная школа XXI века);
  3. методическое пособие для учителя (Н.Ф. Виноградова. “Окружающий мир” 1-4 классы.)