Цели:
- Сформировать представление детей о становлении Москвы, как столицы
- Развитие умения выделять необходимую информацию из текста; проводить сравнение и обобщение фактов и явлений
- Воспитание гражданственности, познавательной активности обучающихся
Технологическая карта урока
Этап Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные действия
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Дан звонок, и все мы смело
Принимаемся за дело
Путь нелегкий предстоит
В даль дорога побежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
Пронесемся над лесами
И окажемся мы с вами...
Далеко за много лет...
В том истории секрет.
Проверка дом. работы
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с Древнерусским государством и великими князьями.
А) Разделились на группы и каждая группа подготовила рассказ о великих князьях Древнерусского государства.
- Выступление 1 группы: – Владимир Красное Солнышко
- Выступление 2 группы: - Ярослав Мудрый
- Выступление 3 группы: - Владимир Мономах
Б) Подведение учащихся к “открытию” темы урока
- Скажите, как Москва строилась. Посмотри подсказки в рабочей тетради стр.7
Ответы детей:
- Было очень много небольших, самостоятельных племен, но большим племенем легче было жить и трудиться, защищать свои земли от врагов и племена стали объединяться
– Тема, с которой мы познакомимся, называется “Московская Русь”.
- Откройте учебник на стр 14.
- Прочитайте название темы урока. (Московская Русь)
- Будем говорить о далеком прошлом нашей страны – о Московской Руси
- И вот появился город. А мы знаем, что Москва сейчас не только город, но и столица нашей Родины.
А кто сможет объяснить, что такое столица?
(Столица – это главный город страны, где находятся президент и правительство, здесь принимают законы, по которым должны жить все люди в государстве.)
Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока.
Подготовка к восприятию нового материала.
- Личностные УУД: самоопределение.
- Регулятивные УУД: целеполагание.
- Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.
- Познавательные УУД: поиск и выделение информации.
2. Актуализация знаний. На машине времени мы отправимся на 12 веков назад в14 век и совершим обзорную экскурсию.
А) Обзорная экскурсия.
Б) Работа с картой.
- Рассмотрите карту Московской Руси. Найди города, которые вошли в её состав с.15.
- Каким цветом показана территория Московского государства? Обведите границу.
- С какими племенами и странами граничило наше государство в древности? (Мордва, половцы, печенеги, корела, жмудь – племена; Польша, Венгрия – государства.)
- Какой город России, из перечисленных ниже, согласно летописям, был первой столицей Древнерусского государства?
А) Ярославль;
Б) Новгород;
В) Суздаль;
Г) Владимир.
В) работа с учебником стр.14
Актуализация знаний учащихся: определение уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач. Выполнение игрового задания, фиксация знаний и не знаний, затруднений.
- Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.
- Познавательные УУД.
- Общеучебные универсальные действия: умение внимательно слушать.
- Логические универсальные действия: анализ материала; вывод-ответ.
Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и желания ее решить.
3. Постановка учебной задачи. Как Москва стала столицей?
- приведите факторы, которые способствовали тому, что Москва стала столицей?
Ответы детей
Факторы, способствовавшие формированию Москвы как столицы Русского государства:
а) транспортно-географическое положение;
б) центральное положение по отношению к другим княжествам;
в) центральное положение, по отношению к потокам переселенцев- славян;
г) территория мало пригодна для развития земледелия, поэтому развивались ремесла и промыслы.
д) Москва стала центром Русской православной церкви.
е) Москва собрала наиболее энергичных, целеустремленных, умных, предприимчивых людей
- А кто же был правителем Московской Руси?
- Мы узнаем на стр.16 учебника Создание проблемной ситуации. Уточнение темы урока.
Регулятивные УУД: целеполагание.
Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).
4. Первичное закрепление. Работа в рабочей тетради стр.7
- Согласны ли Вы с выводом: “Образование Московского государства – важнейшее событие в истории нашей страны?”
- закончите предложения:
• Первым русским царём был...
• В народе его прозвали...
• К концу XVII века Россию стали называть ...
Установление осознанного восприятия. Обобщение.
Организация деятельности по применению новых знаний Разрешение проблемной ситуации.
- Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.
- Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)
5. Рефлексия деятельности (итог урока)
Итак, наша экскурсия по Московской Руси подошла концу.
Подведем итоги.
- Как Москва стала столицей нашей Родины – России?
- Кто был первым русским царём?
Конечно, ребята, о роли Москвы в жизни нашего государства можно говорить ещё много.
Объявление и комментирование оценок.
Обобщение.
Домашнее задание. Учебник стр.14-17 пересказ
Организация рефлексии. Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
- Познавательные УУД: рефлексия.
- Личностные УУД: смыслообразование.
Список использованной литературы
- учебник (Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова. – 4-е изд., дораб. - М.: “Вентана-Граф”, 2010.: ил. – (Начальная школа XXI века);
- рабочая тетрадь № 2 к учебнику (Окружающий мир): 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова. – 3-е изд., испр. - М.: “Вентана-Граф”, 2011.: ил. – (Начальная школа XXI века);
- методическое пособие для учителя (Н.Ф. Виноградова. “Окружающий мир” 1-4 классы.)