Формирование УУД:
- Познавательные (уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; структурирование знаний, умение ориентироваться в своей системе знаний; смысловое чтение, умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке; анализ полученной информации; общеучебные),
- Коммуникативные (умение слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, планирование),
- Регулятивные (уметь определять и формулировать цель на уроке ),
- Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности).
Ключевые понятия урока: “альтруизм”, “эгоизм”, “разумный эгоизм”
Дидактическая цель: Осмысление понятий “альтруизм”, “эгоизм”.
Задачи урока:
- формировать убеждение, что человек должен уметь находить середину между двумя крайностями
- формировать умение видеть связи и отношения между объектами и процессами, умения видеть и находить различные точки зрения
- способствовать развитию речи учащихся, расширять словарный запас учащихся.
- воспитывать эмоциональное отношение и интерес к изучаемому предмету.
Оборудование: учебник “Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики”, издательство “Просвещение”, 2011
Ход урока
I. Организационный момент. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Ребята, я сейчас прочитаю притчу, а вы постарайтесь оценить поступок мальчика.
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.
Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.
- Что вы можете сказать об услышанном?
- Почему взрослый человек сначала посчитал мальчика глупым?
- Почему он изменил своё мнение?
- Какие черты характера проявляются в поступке мальчика?
- Кто знает, как можно назвать такое качество в людях, - делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?
- Самостоятельно прочитайте рассказ В Осеевой “Печенье”, подумайте, какую нравственную проблему решает текст. (У каждого ребёнка лист с рассказом на парте)
Печенье
В.Осеева
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вовка и Миша уселись за стол.
- Дели по одному, - строго сказал Миша.
Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.
- Ровно? – спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки.
- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
- Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.
Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.
Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку хлеба...
- Выскажите свое мнение о поступках ребят.
- Что чувствовали взрослые – мама и бабушка?
- Как нужно было мальчикам поступить, чтобы всем было радостно?
- Расскажите, как вы поступаете в таких случаях.
В ходе обсуждения дети делают вывод, что “альтруист” это понятие противоположное понятию “эгоист”.
Учитель ставит проблемный вопрос “Почему эгоистические поступки осуждаются, а альтруистические поощряются? Что такое альтруизм и эгоизм?”
II. Работа с текстом
Ученики обращаются к рубрике “Вы узнаете”, читают пункты рубрики и знакомятся с планом работы по тексту учебника.
Учитель предлагает ученикам, пользуясь соответствующим разделом найти ответ на вопрос “Что такое альтруизм?”, текст учебника подтверждает первоначальное предположение о полярности понятий “альтруизм” (от “альтер” - другие) и “эгоизм” (от “эго” - я)
Далее ребята работают в группах. Чтение разделов, связанных с понятиями “альтруизм” и “эгоизм”. Ученики выделяют в тексте те фразы, мысли, которые вызывают у них вопросы, кажутся непонятным и (или) спорными. После прочтения дети задают вопросы.
Чтение следующего раздела “разумный эгоизм” учитель предлагает начать с вопроса “Какую иллюстрацию вы предложили бы для этого понятия? ”
III. Обсуждение информации.
Учитель предлагает детям соотнести слова “искренний”, “бескорыстий”, “симпатия”, “сочувствие”, “лень”, “себялюбие” с понятиями “эгоизм” и “альтруизм”. Дети делают вывод, что осуждается и поощряется в эгоистическом и альтруистическом поведении.
Работа с рубрикой “Вопросы и задания”. Коллективное обсуждение вопросов: “Можно ли назвать Золушку, Старика Хоттабыча альтруистами?”. В ходе обсуждения учитель способствует выделению детьми неоднозначности мотивов поступков этих сказочных персонажей, поощряет рассуждения и дискуссии, использует иллюстрации?
- Искренне ли Золушка помогала сёстрам и мачехе?
- Были ли ее поступи вызваны желанием помочь или Золушка выполняла тяжелую работу из сочувствия к своему отцу?
- Хоттабыч выполнял свои желания или желания Вольки?
- Сможете ли вы назвать чудеса, сотворенные джинном, ради других людей?
Обсуждая эти вопросу дети приходят к выводу, что в разных ситуация люди ведут себя по-разному.
Включение в обсуждение дополнительных фактов.
Дети работают с рубрикой “Мудрые мысли”. Учитель предлагает задуматься над высказываниями этой рубрики, поразмышлять, какие советы дают философы Плутарх, Цицерон, писатель С. Е. Лец. Учитель обращает внимание детей, что авторы этих высказываний жили в разные эпохи, Плутарх и Цицерон - мудрецы древности, а Лец – наш современник; изменилось ли представление людей об этих понятиях?
Выявление точек зрения
Коллективное обсуждение понятия “разумный эгоизм”. Обсуждение вопроса “Всегда ли альтруистическое поведение является правильным?”
IV. Опыт детей.
Учитель предлагает обратиться к личному опыту детей. Желающие могут поделятся примерами, ситуациям из своей жизни, нарисовать рисунки, когда они сталкивались с альтруистическим и эгоистическим поведением, что побудило их совершить тот или иной поступок, как каким последствиям это привело, пытаются дать оценку своим действиям.
V. Рефлексия
Выставка детских работ, по которым одноклассники смогут догадаться о каком варианте поведения хотел сказать автор.
Учитель использует прием незаконченного предложения, ученики продолжают следующие фразы “Я понял, что ...”, “Для меня осталось непонятым ...”, “Я задумался о ....”