Цель: познакомить с понятием «Часть речи – глагол»
Задачи:
- Уточнить и конкретизировать представления учащихся о глаголе, как части речи.
- Пополнять активный словарный запас, формировать речевые навыки;
- Учить работать со справочной литературой.
- Развивать память, речь, мышление, воображение детей.
Оборудование:
- Интерактивная доска
- Демонстрационные картинки Т. Рик: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол».
- Орфографический словарь П.А. Грушникова.
- На столах листки с отрывком из книги Т. Рик «Здравствуй, Дядюшка Глагол».
- Рабочие тетради, ручки, карандаши.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Я предлагаю вам зарядиться энергией и провести дыхательную гимнастику, которая называется «Чудо – нос». (Слайд №2)
(После слов "задержу дыхание" учащиеся делают вдох и задерживают дыхание. Учитель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание)
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
– Молодцы! Продолжаем на урок.
– Над какой большой темой мы работаем?
– Как вы считаете, вы уже всё знаете обо всех
частях речи?
– Сегодня на уроке мы дополним ваши знания о
глаголе.
– Но обо всём по порядку. Запишите число,
классная работа
2. Чистописание
– Найдите закономерность и продолжите:
Усс Суу ...
– Прочитайте скороговорку медленно,
быстро, тихо, громко.
У осы не усы, не усищи, а усики. (Слайд №3)
– Запишите в тетрадь.
3. Словарная работа
– А сейчас я предлагаю вам следующую работу:
– Кто это? (Слайд №4)
– Прочтите слова на доске. Что это за слова?
в(а/о)р(а/о)бей
в(а/о)рона
к(а/о)рова
– К какой части речи относятся эти слова?
– Что ещё можете о них сказать?
– Написание всех ли слов вам известно? (Неизвестно
– корова)
– Как можно выяснить неизвестное вам написание
слова?
– Найдите в словаре П.А. Грушникова это слово.
– Запишите все эти слова. Самопроверка. (Слайд
№ 5)
4. Актуализация знаний и постановка учебной задачи
– С какими частями речи вы уже знакомы?
– Что вы знаете об имени существительном?
(Слайд № 6)
– Что вы знаете об имени прилагательном?
(Слайд № 7)
– Прочтите название темы урока: «Часть
речи – глагол» (Слайд № 8)
– Что в теме урока вам не известно и что вам
хотелось бы узнать? (узнать про
глагол)
– Обратимся к уже знакомой вам таблице.
( Слайд № 9)
Знаем |
Хотим узнать |
Узнали |
Имя существительное | Глагол | |
Имя прилагательное |
5. Открытие нового знания
– Мы с вами уже познакомились с двумя жителями
страны «Речь».
– Сегодня познакомимся ещё с одним жителем этой
удивительной страны.
– Обратимся к книге Т. Рик, в которой
рассказывается про семью Апельсинкиных, которые
попали в эту сказочную страну.
– Возьмите на столах листок с отрывком из книги
Т. Рик «Здравствуй, Дядюшка Глагол». Прочтите
этот отрывок.
Поставьте «+» напротив того, что вам
уже известно; « – » – что не
известно; «?» – о чём захочется
спросить.
(Работа с текстом в парах)
– С кем познакомился Женька?
– Почему этот человек показался ему чудным?
– Чем он отличался от других жителей – частей
речи?
– Каким он называл свой характер?
– Прочтите, что написано красным шрифтом.
– А теперь закончите эти предложения: (Слайд №10)
Глагол – это ...
Глаголы обозначают ...
Глаголы отвечают на вопросы: ...
6. Физминутка
1. Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз, потянись,
Окончательно проснись.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
– Какие действия мы выполняли? Как называются эти слова в грамматике. (Глаголы)
2. Игра на внимание.
– Услышав глагол, хлопайте в ладоши.
Чтение учителем отрывка из книги Т. Рик
«Здравствуй Дядюшка Глагол» стр.14
«…Дядюшка Глагол при ремонте…»
7. Закрепление полученных знаний
1) – Вернёмся к нашим словарным словам. (Слайд №11)
воробей …
ворона …
корова …
– Вы уже сказали, что это имена
существительные. Допишите подходящие к ним
глаголы – те действия, которые могут совершить
эти животные.
Самостоятельная работа.
Проверка.
2) – А теперь по действиям догадайтесь, какие предметы их могут совершать. (Слайд №12)
Шипит, ползает, извивается… (змея)
Растёт, цветёт, пахнет... (цветок)
Облизывается, мурлычет... (кошка)
Идут, тикают, бьют… (часы)
3) – Подберите синонимы к глаголам и запишите в
тетрадь. (Слайд №13)
– Проверим! (Слайд №14)
8. Рефлексия
– Вернёмся к нашей таблице, которую мы
заполнили в начале урока. (Слайд №15)
– Как вы считаете, можем ли мы теперь внести в
нашу таблицу какие-то изменения?
(«глагол» перемещаем в колонку «Узнали»)
– Что же такое глагол?
– Что обозначают глаголы?
– На какие вопросы отвечают?
9. Домашнее задание.
Придумать и записать 5 глаголов на тему: «Что я делаю на уроке?»