Цель урока: развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян.
Задачи урока:
- знакомство с верованиями древних славян;
- освоение понятий язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы;
- совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания;
- обогащение лексического запаса и формирование эрудиции;
- развитие образного мышления;
- развитие интереса к изучению предмета.
План урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование, источники и т.п. |
Актуализация знаний | Консультирование по домашнему заданию; постановка вопросов для обсуждения; организация деятельности учащихся | Ответы на вопросы, анализ предоставленного дидактического материала | Раздаточный иллюстративный материал или компьютерная презентация |
Постановка и формулировка проблемы | Постановка вопросов для обсуждения, организация деятельности учащихся | Формулировка проблемных вопросов | Классная или интерактивная доска, тетради |
Планирование деятельности | Организация деятельности учащихся | Планирование алгоритма решения проблемы, запись проблемных вопросов | Классная или интерактивная доска, тетради |
Решение проблемы и применение полученных знаний | Комментированное чтение текста учебника; организация деятельности учащихся; сообщение дополнительной информации | Комментированное чтение текста учебника; индивидуальная работа с материалом рубрики; словарная работа; работа с иллюстрированным материалом; ответы на вопросы учебника и проблемные вопросы | Учебник, иллюстрированный материал к уроку |
Рефлексия и оценивание | Организация деятельности учащихся | Ответы на вопросы учебника; ответы на вопросы рефлексивного характера; оценка урока | Интернет, учебник, материал для оценивания урока |
Домашнее задание | Инструктирование, консультирование | Индивидуальные задания 2-3, с.52. Общее задание на повторение материала раздела 2. Завершение индивидуальных проектов | Учебник, русские народные сказки, Интернет |
Ход урока
Актуализация знаний
Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Расскажите о каком континенте мы говорили на прошлом уроке?
2. Как зовут девочку, которая рассказывала об этом континенте?
3. Что вам больше запомнилось из ее рассказа?
Постановка и формулировка проблемы
Чтение и обсуждение названия урока 8. Возможные задания и вопросы для обсуждения:
1. Как вы думаете, о чем нам предстоит узнать на этом уроке?
2. Какие слова мы можем назвать ключевыми для этого урока?
Примерные проблемные вопросы:
1. Каковы были верования древних славян?
2. Каким предстает мир в верованиях древних славян?
Проблемные вопросы могут быть записаны на доске или оформлены каким-либо другим способом.
Планирование деятельности
- Чтение текста учебника.
- Работа с иллюстративным материалом.
- Ответы на вопросы учебника.
- Поиск ответов на поставленные вопросы.
Решение проблемы и применение полученных знаний
Чтение текста урока 8.
По мере чтения на доске (или в тетрадях) выписываются основные понятия урока:
язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы.
- Чтение текста урока.
- В процессе чтения текста урока учащимся предлагается проанализировать иллюстрации, на которых изображены леший и водяной (с. 47, 50):
- Работа с текстом рубрики Р (с. 51) о славянских идолах.
- Словарная работа со словом “идол”, “капище” (с.51)
В заключение работы с текстом урока можно организовать коллективное обсуждение репродукции картины Н. Рериха на с. 52, предложив для этого задание:
Рассмотрите репродукцию картины Н. Рериха “Идолы”, опишите, что вы видите. Составьте рассказ по картине.
- Работа с понятиями, выписанными на доске в процессе чтения. Учащиеся должны объяснить смысл понятий.
- Ответы на поставленные учащимися проблемные вопросы с опорой на прочитанный текст, текст рубрики и информацию, полученную от учителя (фронтальная или групповая работа).
Рефлексия и оценивание
Выполнение заданий и ответы учащихся на вопросы:
1. Расскажите, в каких богов и почему верили древние славяне.
2. Расскажите, с верованиями каких народов мира вы познакомились на предыдущих уроках.
Учитель может попросить детей оценить урок по системе, принятой в классе (смайлики, цветные карточки).
Домашнее задание
1. Найдите и прочитайте вместе со взрослыми сказку, где представлены персонажи верований древних славян. Подготовьте ее пересказ.
2. Общее задание на повторение: повторить новые понятия, изученные в разделе 2.
Приложение 1
Дополнительный материал для учителя
Происхождение славян
Славяне верили в свое происхождение от некоего прародителя. Например, некоторые племена считали своим прародителем Волка. Он считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племен во главе с языческими жрецами надевали волчьи шкуры (длаки), что символизировало превращение в волков. У звериного предка просили силы и мудрости. Позднее, с приходом христианства, словом "волкодлак", то есть облаченный в звериную шкуру, стали называть злого оборотня.
Боги и богини
Славяне населили мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые.
Во главе славянских божеств, стоял великий Сварог - верховный владыка Вселенной, бог неба и небесного огня, сын Рода. По поверьям древних славян, он разбивал лучами-стрелами небесный покров. Когда-то Сварог бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо. Он покровитель кузнецов. Его и самого представляли как молодого сильного кузнеца
Даждьбог - бог солнца, сын Сварога, весьма почитался славянами. Каждое утро он выезжает на колеснице, запряженной белыми огнедышащими конями. Его сестры - Утренняя Заря и Вечерняя Заря - поочередно выводят и заводят в конюшню коней Даждьбога. У него были две прислужницы, разгонявшие тучи и с помощью дождей очищавшие его лицо.
Молились славяне Роду и рожаницам - богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был, поэтому особенно популярен. Род - творец всего сущего, он “вдувал” в людей жизнь. Когда в семье хотели иметь детей, для Рода готовили особое жертвоприношение - кашу, сыр, хлеб и сладкий, сваренный на меду напиток. Вкусив это угощение, Род будто бы посылал в помощь людям верно служивших ему дев - рожаниц, которые и должны были позаботиться о приплоде. Лада - старшая из рожаниц, богиня красоты, любви, счастья, брака, плодородия и ее дочь Леля, богиня весны и первой зелени.
Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный "скотный бог". Считалось, что он способствует обогащению. В X веке именем Велеса клялись князья и их дружинники при заключении договоров с византийскими монархами. Праздник Велеса отмечался в начале января. К Велесу дня выпекалось особое печенье в виде домашних животных. Люди рядились в звериные маски, надевали на себя вывороченные тулупы.
Стрибог - бог-повелитель ветров. Стрибог может вызвать и укротить бурю. Мореплаватели молили Стрибога, чтобы он дал “ветра в парус”.
Стрибога обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посредине моря-океана.
Ярило - бог солнца, весенних гроз. Олицетворял собой весну, пробуждающуюся от зимней спячки природу. Ярило славянам представлялся в виде молодого юноши, ездившего по полям на белом коне: где Ярило проедет, там вырастет богатый урожай.
Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь - богиня урожая, меры и судьбы. Её почитали, в основном, женщины. Она покровительствовала всем женским занятиям, в особенности прядению.
Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, в которых играла молодая удаль зарождающегося государства, на первый план у восточных славян все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который к IX в становится главным небесным божеством.
Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов - идолы. Чтобы задобрить разгневанного бога или заручиться его милостью, ему в жертву приносили животных, а в особо важных случаях - даже людей.
Большую роль в жизни славянских племен играли языческие жрецы - волхвы, которые, по мнению славян, могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать будущее.
Злые и добрые духи
Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи - упыри.
А добрыми духами, оберегающими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми "оберегами".
В лесу обитал леший и баба-яга, в глубине каждого озера или реки, по представлениям славян, жил водяной, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших выходящие весной насладиться природой.
Леший - дух леса, который живет в дупле старого дерева и наводит на людей ужас своими протяжными завываниям, жутким хохотом, стонами и плачем. Леший - хозяин леса и повелитель зверей. Выглядит он наполовину как человек, наполовину как зверь. На нем звериная шкура, на голове рога, а ноги кончаются не пальцами, а копытами. Глаза у лешего зеленые и светятся в темноте. По своему желанию он может быть то не больше гриба-мухомора, и тогда его не сыскать среди травы и палой листвы, а может стать вровень с самыми высокими и могучими лесными великанами-дубами, елями и соснами. Люди побаивались лешего... Если кто-то заблудился в лесу, потерял тропинку, которая вела назад, к дому, значит, в том виноват лесовик. Это он сбивает человека с пути, заставляет его кружить и плутать в глухой чаще на одном и том же месте.
Водяной - дух рек и озер. Славяне считали, что он для запугивания людей громко хохотал, хлопал в ладоши. Мог подражать речи человека или животных (ухал, крякал, стонал, выл, блеял и пр.). Любил заманивать путников в свой подводный дворец. Выглядел он так: на пухлом лице горящие красные глаза-уголья, хвост рыбий, тело покрыто черной чешуей и тиной, вместо рук - лапы с перепонками. Думали, что водяной обладает способностью к превращениям и оборачивается то бревном, то рыбой, то свиньей, коровой или собакой. Любил ездить верхом на соме, которого за это прозвал “чертов конь”. Место жительства выбирал глубокое, любил селиться под мельницами, и друживший с ним мельник ежегодно приносил водяному в жертву свинью.
Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя - домового, чура, защитить его и говорил: "Чур меня, чур меня!"
Список литературы
1. Данилова, Г. И. Мировая художественная культура. 5-6 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. - М.: Дрофа, 2007. – С. 103-114,116-131.
2. Емельянова, Т. В. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. Методическое пособие к учебнику Р.Б. Амирова, О. В. Воскресенского, Т. М. Горбачёвой и др. “Основы мировых религиозных культур” [Текст] / Т. В. Емельянова, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова. – М.: Дрофа, 2013. – С. 112-117.
3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 кл. (4-5 кл.) [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Р. Б. Амиров, О. В. Воскресенский, Т. М. Горбачева, Б. У. Китинов, Б. А. Малышев, Н. Г. Пропирный, К. В. Савченко, К. Т. Сергазина, Т. Д. Шапошникова; под ред. Т. Д. Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2012. – С. 46-52.
4. Преображенский, А. А. История Отечества. 6 класс. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Преображенский, Б. А. Рыбаков - М.: Просвещение, 2002. – С. 12-13.