План-конспект учебного занятия по теме «Учимся выбирать»

Разделы: История и обществознание


Цель - формирование знаний учащихся о сущности избирательной системы, этапах избирательной кампании, механизмах её проведения, воспитание позитивного отношения к процессу избирательной кампании, овладение основными компонентами электоральных действий.

Задачи:

  1. Раскрыть структуру, сущность и типы демократической избирательной системы.
  2. Воспитывать толерантность и чувство гражданского долга.
  3. Способствовать становлению политической и правовой культуры.
  4. Знать основные положения Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
  5. Иметь представление об основных принципах участия граждан в выборах.
  6. Понимать, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства.
  7. Осознавать важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах.
  8. Способствовать формированию социальных, коммуникативных и когнитивных компетенций.

Формы и методы работы:

  • В ходе урока применяются активные методы обучения, т.е. система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников с использованием накопленных знаний. Методы строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере, интерактивности, разнообразных коммуникациях, монологе, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы. По ходу урока учащиеся делают записи в тетради.

Оборудование и материалы:

  • Компьютер.
  • Выставка юридической литературы по избирательному праву.
  • Сигнальные флажки.
  • Мультимедийная презентация.
  • Конверты на игровых столах.

Тип урока: комбинированный урок-практикум

Время проведения: 90 мин

Ход урока

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Последние выборные кампании показали, что молодёжь не очень активно ходит на выборы. Одна из причин такой ситуации, на мой взгляд, низкая правовая культура. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня.Социологические исследования показывают, что молодое поколение россиян плохо информировано о своих правах, политических партиях и молодёжных организациях, а также о том, кто может выражать её интересы, представлять во власти и каковы её обязанности. Поэтому, вопрос вовлечения молодёжи в избирательный процесс важен не только с позиции количественных показателей, но и его качественного уровня.

Данный урок рассчитан на будущих избирателей. В условиях становления демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, выполнять обязанности; проявлять чувство толерантности в межкультурном социо–культурномпространстве.

Тема нашего занятия “Учимся выбирать” (слайд 1).

Хотелось бы начать нашу тему словами древнегреческого философа Аристотеля: Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над собственным государством” (слайд 2)

Сегодня мы будем вести речь о проблеме политического, гражданского выбора, который находит выражение в избирательном процессе, и ответим на вопрос: “Надо ли идти на выборы?”.

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Знания, которые вы получите сегодня, в скором времени пригодятся вам в жизни, как будущим избирателям. Нам предстоит на 2 уроках совместная работа по теме: “Учимся выбирать”.

Прежде всего, я хотела бы от вас услышать ответ на вопрос. Какие слова у вас ассоциируются с понятием выборы?Подберите ассоциации к слову выборы? Составление кластера (слайд 3).

Возможные ассоциации: Демократия; Гражданское общество; Гражданская ответственность; Избирательная система; Избирательный процесс; Избирательная кампания; Политическая власть; Мажоритарная избирательная система; Пропорциональная избирательная система; Политическая активность.

Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти (слайд 4).Определение понятия, ученики записывают в тетради.

Виды выборов (слайд 5). Выборы могут быть проведены в установленные законом сроки – очередные выборы; внеочередные (досрочные), например, в случае роспуска Государственной Думы или досрочной отставки Президента РФ. Первоначальные, а если по каким-либо причинам выборы не дали результата (несостоявшиеся, недействительные), то назначаются повторные выборы. Выборы бывают полными и частичными.

Во время выборов власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки. Участие в выборах — проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека, осознающих свою ответственность за судьбу страны, за свой выбор.Выборы – это не только мероприятие, в ходе которого выявляется, кто займёт депутатское кресло или станет президентом.

Опираясь на текст учебника, страница 267, свой социальный опыт определите роль выборов в жизни гражданина, общества, государства (слайд 6).

  • Во-первых, выборы укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения.
  • Во-вторых, выборы помогают людям выказать поддержку или разочарование существующим правительством.
  • В-третьих, выборы – это эффективный способ политического просвещения народа, способствуют приобщению рядовых граждан к политике.
  • В-четвёртых, выборы – есть барометр общественного мнения.

Учащиеся говорят о роли выборов.

Ещё в Древнем Риме все жители делились на граждан и неграждан. Вспомните, какие права были у граждан? (право голосовать). Многие стремились стать гражданами, потому что это была почётная обязанность: избирать и быть избранным, т. е. можно было влиять на власть. Через все виды выборов (федеральные, региональные, в органы местного самоуправления) реализуется представительная форма участия граждан в политике. Представительство интересов народа осуществляется в том случае, если выборы основаны на демократической по своей сути избирательной системы.

Зарождение государственной власти и создание специального аппарата управления обществом в древний период человеческой истории сопровождалось формированием порядка выборов людей, которые стали занимать государственные должности.

Прошли годы, и в каждом государстве к настоящему времени сложились свои правила, которые регулируют порядок выборов и предоставления, избирательных прав гражданам. Выборы позволяют людям выразить свою волю и сформировать такую государственную власть, которая могла бы отражать их интересы,

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения.

В России сложился особый порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы, должностных лиц федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, который закрепляется соответствующими - федеральными законами. Они образуют избирательное законодательство.

Избирательная система – совокупность юридических правил, устанавливающихпорядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определениярезультатов голосования (слайд 7).

Избирательное право – часть конституционного права (слайд 8).

  • Узкий смысл – политическое право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления
  • В широком смысле + избирательные законы и др. нормативно-правовые акты

Активное избирательное право – право избирать, то есть право граждан государства. Участвовать в выборах в органы государственной власти, местного самоуправления (с 18 лет). Пассивное избирательное право – право быть избранными (с 21 года в представительные органы, с 35 лет президентом). В соответствии со ст. 32 и 60 Конституции РФ устанавливаются следующие требования к избирателю (лицу, обладающему активным избирательным правом): (слайд 9)

– наличие российского гражданства (существует одно исключение, о котором подробнее – ниже);

– возраст не менее 18 лет (этого возраста гражданин должен достигнуть хотя бы в день голосования);

– дееспособность (отсутствие признания судом недееспособным);

– гражданин не должен содержаться в местах лишения свободы по приговору суда.

Избирательное право – призвано гарантировать одно из основных конституционных политических прав гражданина – право участвовать в выборах.Ядром этих гарантий выступают принципы проведения выборов. Согласно ст.3 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ” гражданин РФ участвует на основе: ПРИНЦИПОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (слайд 10)

В настоящее время выработаны обязательные требования к порядку организации и проведения выборов, которые и образуют принципы избирательной системы.

Принципы избирательной системы:

  • Всеобщность
  • Равенство
  • Тайное голосование
  • Прямые выборы
  • Свобода и добровольность выборов (слайд 11).

В нашей стране выборы являются всеобщими. Это значит, что все взрослые граждане имеют право принимать в них участие независимо от пола, расы, вероисповедания.

Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или те, кто содержится в местах лишения свободы по приговору суда.

Все граждане, имеющие право избирать и быть избранными, имеют равные права и обязанности.

Прямые выборы означают, что каждый гражданин сам, непосредственно принимает в них участие.

(США - граждане каждые 4 года избирают выборщиков - 538 чел., которые избирают Президента).

Каждый российский избиратель вправе никому не рассказывать о своем выборе, реализуя это право тайным голосованием.

Пятый принцип действует во многих демократических странах, в т. ч. в РФ. А в некоторых странах, например в Италии, конституционно закрепляется, что голосование на выборах является гражданским долгом избирателя. За его нарушение иногда предусматриваются юридические санкции: в Австралии – штраф, в Греции и Турции – лишение свободы.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ - установленное законом условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению избирательных прав (слайд 12).

Российское избирательное право вводит два ценза: возрастной (возрастное ограничение) и оседлости (данный ценз предполагает, что для допуска к выборам лицо должно прожить на территории страны или на территории конкретной местности определённое количество времени).

В большинстве стран мира приобретение активного избирательного права связывается с достижением человеком определённого возраста, часто (но не всегда) приравниваемого к возрасту гражданского совершеннолетия. Например, в России, США, Великобритании, Германии, Италии, Швейцарии, Финляндии лицо получает право голосовать по достижении возраста 18 лет, в Японии — 20 лет, в Бразилии, на Кубе, в Иране и Никарагуа — 16 лет.

Для получения пассивного избирательного права обычно предусматриваются более высокие возрастные цензы. Например, Президентом РФ может быть избрано лицо, достигшее 35 лет, а Президентом Италии — 50 лет. Чтобы быть избранным в депутаты Государственной Думы РФ, необходимо достичь возраста 21 года на день голосования.

Суть ценза оседлости заключается в том, что при проведении выборов определенного уровня для избрания на выборную должность закон требует от кандидата проживать в местности, где проводятся выборы, в течение определенного времени. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, проживающий в РФ не менее 10 лет. Для избрания депутатом государственной думы подобных правил не существует.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВКЛЮЧАЕТ: (слайд 13)

  • порядок избрания Президента РФ;
  • порядок избрания депутатов Государственной Думы;
  • порядок избрания глав администраций субъектов Федерации;
  • порядок избрания депутатов законодательных органов местного самоуправления.

В настоящее время в России действует немало нормативных правовых актов, которые определяют сущность избирательной системы, Субъекты Федерации могут принимать нормативные правовые акты по вопросам организации и проведения выборов: как создавать списки избирателей, избирательные участки, избирательные комиссии.

ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (слайд 14)

  • Конституция России (12 декабря 1993)
  • Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ” (12 июня 2002)
  • Федеральный закон “О выборах Президента РФ” (10 января 2003)
  • Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ” (23 июня 2003)
  • Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” (26 ноября 1996)
  • Федеральный конституционный закон “О референдуме” (28 июня 2004)
  • Указы Президента РФ
  • Нормативные акты Центральной избирательной комиссии РФ
  • Конституции республик, уставы краев, областей, акты глав администраций избирательных комиссий и др.

Для решения особо важных проблем в государстве используют РЕФЕРЕНДУМЫ.

Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения (слайд 15).

В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации”, в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн. граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

Плебисцит — (лат. plebiscitum, от лат. plebs — плебс (простой народ) и лат. scitum — решение, постановление) — опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера. В конституционном праве термин “плебисцит” сильно различен с наименованием “референдум”: по вопросам регионального и местного значения тоже могут проводиться референдумы (например, при объединении регионов). В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

Единственный в СССР Всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: “Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?”. В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года. В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан РСФСР, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин. 25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного Совета Российской Федерации, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса.

12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло всенародное голосование по проекту Конституции России. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

Решение, которое принимается на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ (слайд 16,17)

Особые правила разработаны в отношении выборов Президента РФ. Президент не может занимать свой пост более 2-х сроков подряд.Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию РФ.Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 человек, обладающих активным избирательным правом. При подготовке и проведении выборов Президента РФ избирательные комиссии вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему для информирования избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, результатах выборов. Граждане РФ, политические партии вправе проводить в любых допускаемых законом формах предвыборную агитацию. Расходы на подготовку и проведение выборов Президента РФ проводятся за счет федерального бюджета. В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:

  • Призывы голосовать за или против кандидата
  • Выражение предпочтения кому-либо из кандидатов, какой-либо политической партии
  • Описание возможных последствий избрания или не избрания кандидата
  • Распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивным, либо негативными комментариями
  • Распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением его служебных обязанностей
  • Деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей.

Предвыборная агитация может проводиться:

  • На каналах организаций теле- и радиовещания и в периодических печатных изданиях
  • Посредством проведения массовых мероприятий
  • Посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.

Законодательство гарантирует всем кандидатам и избирательным объединениям равные условия доступа к СМИ. Не допускается злоупотребление свободой массовой информации, агитация, разжигающая социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.

Учащиеся группы 45 заранее были разделены на 3 подгруппы. Каждой подгруппе (команды) было дано задание заранее подготовить сообщение на предложенные темы. Время выступления – 3 мин.

  • 1-я подгруппа. Тема “Суть мажоритарной системы. Ее достоинства и недостатки” (Приложение 1).
  • 2-я подгруппа. Тема “Суть пропорциональной системы. Ее достоинства и недостатки” (Приложение 2).
  • 3-я подгруппа. Тема “Суть смешанной системы. Ее достоинства и недостатки” (Приложение 3).

3. ВЫСТУПЛЕНИЕ ЭКСПЕРТА (слайд 18)

Выступление заместителя председателя избирательной комиссии г. Котласа: Лазарева В.Н (Приложение 4).

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕНОГО МАТЕРИАЛА

Сейчас мы закрепим и заодно проверим ваши знания по сегодняшней теме. Проверка и закрепление знаний проходит в форме интеллектуальной игры состоящей из трех раундов.

  1. 1 раунд “Блиц-опрос”. Командам задаются вопросы та команда, которая первая поднимает флажок и дает ответ. Если ответ дан неверно, право ответа переходит к другой команде (слайд 19).
  2. Во сколько лет российские граждане получают право избирать? (18 лет)
  3. Как называется документ, выдаваемый избирателю на выборах? (избирательный бюллетень)
  4. Сколько депутатов избирается в Гос. думу? (450)
  5. С какого возраста можно быть избранным в Гос.думу? (21 год)
  6. С какого возраста можно быть избранным на пост Президента? (35 лет).
  7. Что такое ценз оседлости? (данный ценз предполагает, что для допуска к выборам лицо должно прожить на территории страны или на территории конкретной местности определённое количество времени).
  8. Как называется торжественная церемония вступления в должность вновь избранного главы государства? (инаугурация)
  9. За какое время до выборов прекращается агитация населения? (за сутки)
  10. Должны ли соблюдаться этические нормы во время агитации? (да)

2 раунд “Логическая цепочка”. Задание командам: В конвертах под № 1 находится перечень стадий избирательного процесса. Ваша задача: составить логическую цепочку, восстановив правильный порядок этапов избирательного процесса и в результате назвать ключевое слово, зашифрованное в стадиях избирательного процесса (слайд 20).

Основные стадии избирательной кампании (процесса):

  1. Т Предвыборная агитация
  2. А Выдвижение кандидатов
  3. Д Назначение и объявление даты проведения выборов
  4. Б Образование избирательных округов и избирательных комиссий
  5. Е Составление списков избирателей
  6. Ы Голосование и подведение итогов голосования, их публикация

Ответ на задание: (ДЕБАТЫ)

3 раунд “Правильное голосование”.В любой области, в том числе и в избирательном праве важно не только владеть теорией, но и уметь применять полученные знания на практике. Поэтому 3 раунд, где вы должны будете проявить свои практические умения, называется “Правильное голосование”. В конвертах под №2 находятся ситуации (в каждом по две). Ваша задача: разрешить ситуации и дать правильный ответ на задание (слайд 21).

Ситуация 1. В помещении для голосования молодой человек – избиратель получил избирательный бюллетень и начал заполнять его в зале в присутствии других лиц.

Задание: Дайте оценку действиям избирателя. (Нарушен принцип тайного голосования.Заполнять избирательный бюллетень необходимо в кабине для голосования).

Ситуация 2. В день выборов один из членов вашей семьи не смог пойти на избирательный участок и попросил вас проголосовать за него.

Задание: Объясните ваши действия в этой ситуации. (Каждый избиратель должен голосовать лично. Голосование за других избирателей не допускается).

Ситуация 3. Вы получили избирательный бюллетень и в кабине для голосования при его заполнении напротив выбранного вами кандидата поставили знак “плюс”, а напротив остальных – знак “минус”.

Задание: Объясните судьбу вашего “голоса” в данной ситуации. (Голос “пропадёт”, т.к. бюллетень будет считаться недействительным. Нужно ставить лишь один знак в одной клетке).

Ситуация 4. При заполнении избирательного бюллетеня вы допустили ошибку.

Вопрос: Ваши действия? (Нужно обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему вам избирательный бюллетень с просьбой выдать вам новый).

Ситуация 5. Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал. Правомерны ли действия комиссии? (Нет, гражданин имеет право выбора, голосование осуществляется добровольно).

Ситуация 6. Человек пришел на выборы, но его фамилия написана неправильно в списке избирателей. Как быть? (Необходимо внести ФИО гражданина в дополнительный список).

5. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ (слайд 22,23)

Месяц назад было проведено анкетирование, в котором участвовала и ваша группа. В анкетировании приняли участие учащиеся 1-2 курса КЭМТ по профессиям НПО и специальностям СПО, в возрасте от 14-23 лет. Количество совершеннолетних составило – 50 человек (от 18 до 23 лет). Общее количество опрошенных – 147 человек.

Были заданы следующие вопросы:

Образец анкеты выеден на слайде.

Результат опроса вы видите сейчас на экране.

Из данных анкетирования мы видим, что большинство опрошенных волнуют результаты выборов, а значит и будущее страны.Все вы хотите только лучшего для нашей страны, для того чтобы оно было таким как вы хотите надо занимать активную гражданскую позицию. Сознательное участие в выборах – первейший долг гражданина, от которого зависит ваше будущее, будущее ваших детей, вашей Родины.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как вы сегодня смогли убедиться, выборы – это процесс длительный, сложный, требующий больших моральных и финансовых затрат. В начале урока был задан вопрос: Надо ли ходить на выборы? Попробуйте сейчас ответить на этот вопрос (учащиеся дают ответ).

Наше сегодняшнее занятие хотелось закончить притчей: “В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично.

И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно.Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: “Скажи мне, что в моих руках?” Живое или мертвое?” Он полагал, что если соперник скажет: “Живое”, то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит: “Мертвое”, то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен.

Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: “Все в твоих руках...”

И действительно все в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью (слайд 24)

Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в стране. Хочется надеяться, что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее.

Поэтому домашнее задание будет – написать сочинение – размышление на тему: “Я – будущий избиратель” (слайд 25).

Список использованной литературы

  1. Баглай М.В “Конституционное право Российской Федерации”, издательство НОРМА-ИНФРА М. 1998г. С. – 3
  2. Воробьев Н.И, Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Тамбов: ТГТУ, 2005. – 104 с.
  3. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. М.: Юстицинформ, 2008. – 312 с.
  4. Обществознание. Учебник для 11кл. Базовый уровень Боголюбов Л.Н. и др.2013 - 349с.
  5. http://www.yandex.ru/
  6. http://www.google.ru/
  7. http://www.kirov.izbirkom.ru/
  8. http://ru.wikipedia.org/
  9. Нормативные правовые акты:
  10. Конституция РФ 1993 г.
  11. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (в ред. от 25.07.2011).
  12. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации” (ред. от 25.07.2011).
  13. Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (ред. от 25.07.2011).
  14. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 20-ФЗ “О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации “Выборы” ” (ред. от 11.07.2011)

Приложение 1; 2;3;4.

Приложение 5: Презентация урока.