Проект "Правовая азбука"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность: Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Ненадлежащий уход, поведенческие, эмоциональные и социальные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжелым последствиям. Растут беспризорность, наркомания, насилие. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. И главной задачей каждого государства является – защита прав ребенка.

Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни ребенка, в процессе которого осуществляется развитие личности, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать.

В целях выявления уровня правовой культуры в группе проведен опрос детей по теме “Права ребенка”. Детям старшего дошкольного возраста (6-7 лет) было предложено ответить на следующие вопросы:

- Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?

- Как ты думаешь, что такое право?

- Какие права есть у тебя и других детей?

- Какие права ты считаешь самыми важными?

- Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?

- Кто защищает права ребенка?

- Можешь ли ты сам защитить свои прав и права других детей?

В результате опроса выявлено:

- высокий уровень развития правовой культуры – 0%;

- средний уровень развития правовой культуры – 35%;

- низкий уровень развития правовой культуры – 65%.

Среди родителей воспитанников проведено анкетирование, в результате которого определено:

- придерживаются постоянной линии поведения с детьми – 65%;

- имеют представление о международных документах и законах РФ о правах ребенка и могут их назвать – 55%;

- хотели бы повысить уровень своей компетентности по вопросам правового воспитания детей дошкольного возраста – 90%.

Цель: создание условий для развития социально-правовой компетентности у детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

Задачи:

  • развивать у детей элементарные представления о правах, ознакомить в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка;
  • учить рассуждать по теме проекта, используя сложноподчиненные предложения;
  • углубить знания родителей о правах человека, систематизировать представления по осуществлению прав ребенка в семье.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Место реализации: МБДОУ “Д/с № 47”, группа “Шалунишки”.

Вид проекта: информационно – ориентированный.

Ресурсы обеспечения проекта:

Информационные:

- нормативно-правовая и методическая литература;

- детская художественная литература;

- ресурс интернета.

Кадровое обеспечение:

- воспитатели;

- педагог-психолог.

Материально-техническое обеспечение:

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- экран.

Ожидаемый результат:

Дети:

  • имеют элементарные представления о правах человека, правах ребенка;
  • умеют сопоставлять права и обязанности;
  • анализируют предложенную воспитателем ситуацию и делают простейшие выводы.

Родители:

  • используют прогрессивные принципы воспитания, проявляют уважение к личности своего ребенка.

Формы и методы работы с детьми:

  • непосредственно-образовательная деятельность;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • решение проблемных ситуаций;
  • дидактические игры и упражнения;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • игры-драматизации;
  • выставка рисунков, плакатов;
  • презентация;
  • развлечение.

Принципы реализации проекта:

Принцип познавательной активности.

Данный принцип является одним из важнейших принципов ознакомления детей с их правами и документами, в которых говорится о данных правах.

Принцип природосообразности.

Заключается в том, чтобы строить работу в рамках проекта, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, и опираться на зоны их ближайшего развития при организации воспитательных и обучающих отношений; подбирать материал для работы таким образом, чтобы у детей была возможность для опережающего развития.

Обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей.

Без выполнения данного принципа невозможно строить какие-либо взаимоотношения с детьми. Он очень важен для результативной работы по воспитанию и обучению.

Уважение к личности каждого ребёнка.

Подразумевает обязательное тактичное, спокойное отношение к любым проявлениям со стороны ребёнка. Ребёнок имеет право на своё собственное мнение, реализацию собственной индивидуальности. Следует использовать данные проявления для построения работы по осуществлению проекта.

Этапы реализации проекта

1 этап – исследовательский

Содержание Форма работы
“Детей воспитывают родители, а родителей?” Тест
“Нарушаются ли права ребенка в семье?” Анкетирование
“Права ребенка” Опрос детей

2 этап – подготовительный

  • обработка полученной информации;
  • подбор наглядной агитации;
  • изучение методической литературы;
  • разработка плана совместных мероприятий.

3 этап – практический

План реализации

№ п/п Мероприятие Цель Форма проведения
1. “Конвенция о правах ребенка” Познакомить детей с “Всеобщей декларацией прав человека” и “Конвенцией о правах ребенка”. НОД

ОО “Познавательное развитие”

2. “Калейдоскоп сказок” Воспитывать понимание детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним. Закрепить знания детей о Декларации прав ребенка. Чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций
3. “7 +Я=семья” Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи; познакомить с правом ребенка на семью; воспитывать чувство любви и уважения к своей семье. Беседа
4. “С чего начинается Родина?” Формирование чувства патриотизма путем осмысления таких понятий, как род, родители, Родина. Воспитание чувства долга и любви к ближним. НОД

ОО “Познавательное развитие”

5. “ Я - человек, я имею право” Включение детских работ в эстетически развивающую среду, окружающую детей. Выставка рисунков, плакатов
6. “Мы тоже имеем право” Закрепить знания о правах ребенка. Развлечение совместно с родителями
7. - “Кто я и какой я?”;

- “Нить жизни”;

- “Круговая беседа”;

- “Как я общаюсь с другими детьми”;

- “Лунные люди”;

- “Стиральная машина”;

- “Найди право” и др.

Развитие чувства индивидуальности, умения общаться, воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека. Игровая деятельность (дидактические игры и упражнения)
8. - “Семья”;

- “Детский сад”;

- “На приеме у врача” и др.

Знакомство детей с социальной действительностью, умение распределять роли, обыгрывать их. Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры”)
9. “Права ребенка” Закрепить знания о правах ребенка. Презентация
10. “По дорогам сказки” Закрепить знания о правах ребенка с помощью сказочныз персонажей. Игра-драматизация

Работа с родителями:

  • Информирование родителей о задачах и содержании проекта “Правовая азбука”.
  • Оформление информационного уголка для родителей “Я ребенок, и я имею право”.
  • Деловая игра “Правовое просвещение родителей”.
  • Папка – передвижка “Наказывая, подумай “Зачем?”.
  • Совместный досуг “Мы тоже имеем право”.

4 этап – заключительный

Оценка эффективности реализации проекта

Критерии оценки Методы отслеживания
Повышение уровня знаний детей - беседы;

- наблюдения.

Повышение уровня компетентности родителей. - тестирование;

- учет участия родителей в совместных мероприятиях.

Определение уровня деятельности педагога - обогащение предметно-развивающей среды дидактическим и наглядным материалом.

Используемая литература.

1. “Правовое воспитание”, старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. – Р.А. Жукова, Волгоград, ИТД “Корифей, 2007 г.

2. Журнал “Обруч”, № 2/ 2009 г., стр. 26.

3. “Изучаем права человека”. Рабочая тетрадь. – В.В. Антонов, М., “Вита – Пресс”, 1996 г.

4. “Родительские собрания в ДОУ”. Методическое пособие. – О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Изд. Айрис – Пресс, 2007 г.