Актуальность: Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Ненадлежащий уход, поведенческие, эмоциональные и социальные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжелым последствиям. Растут беспризорность, наркомания, насилие. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. И главной задачей каждого государства является – защита прав ребенка.
Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни ребенка, в процессе которого осуществляется развитие личности, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать.
В целях выявления уровня правовой культуры в группе проведен опрос детей по теме “Права ребенка”. Детям старшего дошкольного возраста (6-7 лет) было предложено ответить на следующие вопросы:
- Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?
- Как ты думаешь, что такое право?
- Какие права есть у тебя и других детей?
- Какие права ты считаешь самыми важными?
- Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?
- Кто защищает права ребенка?
- Можешь ли ты сам защитить свои прав и права других детей?
В результате опроса выявлено:
- высокий уровень развития правовой культуры – 0%;
- средний уровень развития правовой культуры – 35%;
- низкий уровень развития правовой культуры – 65%.
Среди родителей воспитанников проведено анкетирование, в результате которого определено:
- придерживаются постоянной линии поведения с детьми – 65%;
- имеют представление о международных документах и законах РФ о правах ребенка и могут их назвать – 55%;
- хотели бы повысить уровень своей компетентности по вопросам правового воспитания детей дошкольного возраста – 90%.
Цель: создание условий для развития социально-правовой компетентности у детей старшего дошкольного возраста и их родителей.
Задачи:
- развивать у детей элементарные представления о правах, ознакомить в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка;
- учить рассуждать по теме проекта, используя сложноподчиненные предложения;
- углубить знания родителей о правах человека, систематизировать представления по осуществлению прав ребенка в семье.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Место реализации: МБДОУ “Д/с № 47”, группа “Шалунишки”.
Вид проекта: информационно – ориентированный.
Ресурсы обеспечения проекта:
Информационные:
- нормативно-правовая и методическая литература;
- детская художественная литература;
- ресурс интернета.
Кадровое обеспечение:
- воспитатели;
- педагог-психолог.
Материально-техническое обеспечение:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран.
Ожидаемый результат:
Дети:
- имеют элементарные представления о правах человека, правах ребенка;
- умеют сопоставлять права и обязанности;
- анализируют предложенную воспитателем ситуацию и делают простейшие выводы.
Родители:
- используют прогрессивные принципы воспитания, проявляют уважение к личности своего ребенка.
Формы и методы работы с детьми:
- непосредственно-образовательная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- решение проблемных ситуаций;
- дидактические игры и упражнения;
- сюжетно-ролевые игры;
- игры-драматизации;
- выставка рисунков, плакатов;
- презентация;
- развлечение.
Принципы реализации проекта:
Принцип познавательной активности.
Данный принцип является одним из важнейших принципов ознакомления детей с их правами и документами, в которых говорится о данных правах.
Принцип природосообразности.
Заключается в том, чтобы строить работу в рамках проекта, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, и опираться на зоны их ближайшего развития при организации воспитательных и обучающих отношений; подбирать материал для работы таким образом, чтобы у детей была возможность для опережающего развития.
Обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей.
Без выполнения данного принципа невозможно строить какие-либо взаимоотношения с детьми. Он очень важен для результативной работы по воспитанию и обучению.
Уважение к личности каждого ребёнка.
Подразумевает обязательное тактичное, спокойное отношение к любым проявлениям со стороны ребёнка. Ребёнок имеет право на своё собственное мнение, реализацию собственной индивидуальности. Следует использовать данные проявления для построения работы по осуществлению проекта.
Этапы реализации проекта
1 этап – исследовательский
Содержание | Форма работы |
“Детей воспитывают родители, а родителей?” | Тест |
“Нарушаются ли права ребенка в семье?” | Анкетирование |
“Права ребенка” | Опрос детей |
2 этап – подготовительный
- обработка полученной информации;
- подбор наглядной агитации;
- изучение методической литературы;
- разработка плана совместных мероприятий.
3 этап – практический
План реализации
№ п/п | Мероприятие | Цель | Форма проведения |
1. | “Конвенция о правах ребенка” | Познакомить детей с “Всеобщей декларацией прав человека” и “Конвенцией о правах ребенка”. | НОД ОО “Познавательное развитие” |
2. | “Калейдоскоп сказок” | Воспитывать понимание детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним. Закрепить знания детей о Декларации прав ребенка. | Чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций |
3. | “7 +Я=семья” | Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи; познакомить с правом ребенка на семью; воспитывать чувство любви и уважения к своей семье. | Беседа |
4. | “С чего начинается Родина?” | Формирование чувства патриотизма путем осмысления таких понятий, как род, родители, Родина. Воспитание чувства долга и любви к ближним. | НОД ОО “Познавательное развитие” |
5. | “ Я - человек, я имею право” | Включение детских работ в эстетически развивающую среду, окружающую детей. | Выставка рисунков, плакатов |
6. | “Мы тоже имеем право” | Закрепить знания о правах ребенка. | Развлечение совместно с родителями |
7. | - “Кто я и какой я?”; - “Нить жизни”; - “Круговая беседа”; - “Как я общаюсь с другими детьми”; - “Лунные люди”; - “Стиральная машина”; - “Найди право” и др. |
Развитие чувства индивидуальности, умения общаться, воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека. | Игровая деятельность (дидактические игры и упражнения) |
8. | - “Семья”; - “Детский сад”; - “На приеме у врача” и др. |
Знакомство детей с социальной действительностью, умение распределять роли, обыгрывать их. | Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры”) |
9. | “Права ребенка” | Закрепить знания о правах ребенка. | Презентация |
10. | “По дорогам сказки” | Закрепить знания о правах ребенка с помощью сказочныз персонажей. | Игра-драматизация |
Работа с родителями:
- Информирование родителей о задачах и содержании проекта “Правовая азбука”.
- Оформление информационного уголка для родителей “Я ребенок, и я имею право”.
- Деловая игра “Правовое просвещение родителей”.
- Папка – передвижка “Наказывая, подумай “Зачем?”.
- Совместный досуг “Мы тоже имеем право”.
4 этап – заключительный
Оценка эффективности реализации проекта
Критерии оценки | Методы отслеживания |
Повышение уровня знаний детей | - беседы; - наблюдения. |
Повышение уровня компетентности родителей. | - тестирование; - учет участия родителей в совместных мероприятиях. |
Определение уровня деятельности педагога | - обогащение предметно-развивающей среды дидактическим и наглядным материалом. |
Используемая литература.
1. “Правовое воспитание”, старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. – Р.А. Жукова, Волгоград, ИТД “Корифей, 2007 г.
2. Журнал “Обруч”, № 2/ 2009 г., стр. 26.
3. “Изучаем права человека”. Рабочая тетрадь. – В.В. Антонов, М., “Вита – Пресс”, 1996 г.
4. “Родительские собрания в ДОУ”. Методическое пособие. – О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Изд. Айрис – Пресс, 2007 г.