Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, является игровая деятельность. Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе и создании условий для их личностного развития.
В процессе занятий с ребёнком необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.
Именно в игре они знакомятся с окружающей действительностью, приобретают знания, умения, обучаются. У них развивается восприятие, мышление, ловкость, активность, координация движений, формируются навыки коллективного поведения, усваиваются эстетические нормы, развиваются все функции речи.
Игра - важное средство самовыражения детей, проба сил, социально-педагогическая форма детской жизни. Игра - это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.
У детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата отсутствует стойкий интерес к обучению, низкая мотивация. У них с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, ролевое поведение отличается импульсивностью. Слабо сформирована и совместная деятельность, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети недостаточно ориентируются в нравственно - этических нормах поведения.
Именно в игровой деятельности самые большие коррекционные возможности для социально-личностного, эмоционального, умственного развития ребёнка с детским церебральным параличом. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важнейшие психофизические свойства, человеческие личностные качества.
Игра - это:
- деятельность;
- мотивированность, отсутствие принуждения;
- развитие и коррекция психических функций и способностей.
Игра как ведущая деятельность у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата имеет особое значение для развития рефлекторного мышления, т.е. способность анализировать собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, действиями, поступками, мотивами других людей. В игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс обучения.
Огромное значение имеет игра и в развитии всех функций речи.
В сюжетно-ролевой игре ребёнок учится общаться. В этих играх он представляет себя каким-либо лицом - так тренируется и развивается воображение.
Следует расширять и обогащать опыт детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата, чтобы у них накапливались чёткие, яркие, эмоционально окрашенные представление, которые могли бы отражаться в играх. Нужно научить детей при помощи ролей выражать те впечатления, которые они почерпнули в окружающей жизни.
Ребёнок в играх подражает только тем действиям, явлениям, которые производят на него наиболее сильное впечатление и которые ему понятны.
Предлагаемые игры:
Игра – инсценировка с игрушками “Фантазёр”
Цель: научить детей по содержанию хорошо знакомых произведений разыгрывать инсценировки-экспромты.
Сначала читают сказку, затем идёт совместный пересказ, затем инсценировка. В знакомых сказках изменяется сюжет или его окончание, включаются новые персонажи. В новом сюжете дети привлекаются к диалогу героев сказки.
Игра “Забавные этюды”
Цель: научить детей выражать разные эмоции в различных ситуациях.
Детям предлагаются ситуации, с последующей инсценировкой. Рекомендуется передавать эмоции используя, мимику и жесты.
В речевой игре от ребёнка требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Играя, он совместно решает разнообразные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.
Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретённые знания.
Речевые игры способствуют и выполнению важных методических задач:
- созданию психологической готовности детей к речевому общению;
- тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной, спонтанной речи вообще.
Предлагаемые игры:
Игра “Наоборот”
Цель: научить детей соотносить слова - антонимы. Правильно употреблять их в речи.
И наш с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру “Наоборот”.
Скажу я слово “высоко”,
А ты ответишь......... (низко).Скажу я слово “далеко”,
А ты ответишь............(близко).Скажу я слово “потолок”,
А ты ответишь ............. (пол).Скажу я слово “потерял”,
И скажешь ты......... (нашёл).
Игра “Дополни слово”
Цель: обогатить лексический запас детей, приучить быстро находить нужные слова.
Кидая мяч, детям называют часть слова (кни...), а те в свою очередь дополняют его (...га).
Игра “Составь слова”
Цель: научить детей составлять слова из предлагаемого набора букв.
Детям предлагается набор букв: а, к, с, о, и, м, р, т, ш, а, н, ы, и, г, р. Нужно как можно больше составить слов.
Одним из путей повышения активности и побуждения интереса у детей с детским церебральным параличом к учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал.
Дидактическая игра даёт возможность не только исправлять недостатки речевого развития учащихся, обогащать словарь, но и активизировать познавательную деятельность, развивать память, мышление.
Все дидактические игры условно можно разделить на 3 группы:
1. Игры с предметами
2. Настольные печатные игры
3. Словесные игры
Предлагаемые игры:
Игра “Весёлая таблица”
Цель: в игровой форме помочь детям усвоить таблицу умножения.
Дети читают весёлое стихотворение несколько раз, рассматривают картинки, соотносят их с ответами. Затем начинают последовательно заучивать, соблюдая рифму стихотворения.
2 1 = 2 попугая
2 2 = 4 ножками болтали
2 3 = 6 голубей на ветке сидели
2 4 = 8 детей громко запели
2 5 = 10 капель дождя упали 251658240251658240
2 6 = 12 роз расцветали
2 7 = 14 лучиков у солнца
2 8 = 16 в доме оконцев
2 9 = 18 деревьев стояли
2 10 = 20 китов проплывали
Игра “Приключения предлогов в сказке”
Цель: научить детей соотносить предлоги с существительными.
Детям предлагаются сюжетные картинки из известных сказок. Проговаривается называние сказки, описывается сюжет и происходит соотнесение нужного предлога с существительным в заданном предложении.
Вся работа словесно обыгрывается.
Игра “Сказочный магазин”
Цель: с помощью игры научить детей счётным навыкам. Работа с двузначными числами.
С детьми обыгрывается сцена посещения магазина, оговаривается товар, который они будут покупать, раздаются символические купюры достоинством, соответствующим заданию.
Игра “Золотой ключик”
Цель: обучение детей таблице умножения.
Детям предлагается путешествие в посёлок “Посчитай - ка”, где много домов с сюрпризами. Что бы попасть в эти дома, нужны “волшебные” ключи. На каждом ответы к таблице, а с обратной стороны записана сама таблица умножения.
Дидактические игры чаще всего применяются с целью закрепления знания, получения на уроках и активизации познавательной деятельности.
Благодаря игре удаётся преодолеть робость, неуверенность, пассивность, присущие детям с детским церебральным параличом. Игра, если она организована правильно, положительно влияет на весь организм ребёнка. Дети становятся радостными, бодрыми, движения их - более ловкими. Игра развивает ребёнка физически, корректирует работу анализаторов, развивает инициативу, воображение, создаёт благоприятные условия для обогащения речи.
В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей коммуникативных навыков.