Единица содержания: способ обобщения и систематизации изученного материала по теме «Наречие»
Цели:
- Обучающий аспект:
- обобщить изученный материал и установить взаимосвязь между всеми уроками темы;
- систематизировать знания по теме (общее значение, морфологические признаки, синтаксические функции, правописание наречий);
- усовершенствовать орфографические навыки.
- Развивающий аспект:
- развивать умение находить закономерности в изученном материале и систематизировать его;
- развивать умение анализировать и делать выводы;
- развивать способности к аргументированному ответу в научном стиле;
- Воспитывающий аспект:
- воспитывать коммуникативную культуру, культуру речи, организованность и ответственное отношение к своей работе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Этапы урока:
1) подготовка к активной учебно-познавательной
деятельности
2) обобщение
3) итог на рефлексивной основе
Граница знания-незнания.
Знают | Не знают |
общее значение наречия; морфологические признаки; синтаксические функции; правила написания наречий |
Способ обобщения и систематизации знаний по заданной теме |
ХОД УРОКА
Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности |
Время |
1. Установление связи между
изученным материалом и данной темой Задача:
обеспечение мотивации, актуализация знаний |
3 мин. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Постановка вопросов: 1) Какую тему мы изучали на прошлых уроках? 2) Что мы узнали об этой части речи? Объявление темы урока: тема сегодняшнего урока «В стране изученных наречий». |
Ответы: 1) Наречие. 2) Общее значение, морфологические и синтаксические признаки, правописание наречий. |
2. Постановка целей Задача:
обеспечение принятия цели учебно-познавательной
деятельности |
2 мин. |
Постановка вопросов: 1) Мы изучили всю
тему «Наречие». Как вы думаете, какова цель
сегодняшнего урока? |
Ответы: 1) Обобщить изученный материал
и привести наши знания в систему. |
Этап обобщения и систематизации |
Время |
Задача: повторить весь
материал, привести в единую систему полученные
знания Форма работы: фронтальная, парная, групповая |
35 мин. |
1. Общее значение | 5 мин. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Слово учителя: сегодняшний
урок мне хотелось бы начать с чтения отрывка из
стихотворения Н.Заболоцкого «Ласточка». (Стихотворение заранее написано на доске.)
– Как следует читать этот отрывок? – Прочитайте выразительно. |
– Читать – живо, энергично, радостно, весело, задорно. (Учащиеся читают стихотворение.)
– Наречия. |
2. Разряды по значению | 5 мин. |
Определение смысловых групп
наречий Задание: из
предложения выписать словосочетания с
наречиями, определить, к какой смысловой группе
относится каждое наречие. – Сделайте вывод о смысловых группах наречий. |
(Работа в парах)
1) Много знать (сколько?) – меры и степени |
3. Морфологические признаки | 3 мин. |
– Что вы можете сказать о
морфологических признаках наречия? Задание: образовать от записанных на доске наречий все возможные степени сравнения.
|
– Наречие – неизменяемая часть речи; у наречий на -о,-е, образованных от качественных прилагательных, есть степени сравнения. (Работа в парах) |
4. Синтаксические функции | 5 мин. |
– Какова синтаксическая роль наречий? Лингвистическая задача – Что нужно знать, чтобы отличить сравнительную степень наречия от сравнительной степени прилагательного? Задание: сравните записанные на доске предложения, укажите сравнительную степень наречия и сравнительную степень прилагательного. 1) Цветы последние милей роскошных первенцев
полей. |
– Чаще всего являются обстоятельствами. – Выяснить синтаксическую роль. 1) Цветы (каковы?) милей 2) Пробуждают (как?) живее – Чтобы отличить сравнительную степень наречия от сравнительной степени прилагательного, нужно выяснить синтаксическую роль. В предложении наречие чаще всего является обстоятельством. |
5. Обобщение умений и навыков правописания | 7 мин. |
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»
– гласит народная пословица. Поэтому, изучая
любую часть речи, мы работаем с орфографией. Диктант с взаимопроверкой Задание №1: записать диктуемые предложения, обозначить орфограммы. Критерии оценивания: 0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3», 4 и более ошибок – «2». Задание №2:распределить наречия по видам орфограмм. Зима постепенно вступает в свои права. Чуть-чуть подмораживает, нередко выпадает снежок, и всё вокруг по-зимнему преображается. Свежо. Лужи сплошь затянуты льдом. Кое-где появляются первые ожерелья сосулек. Но нигде не слышится щебета птиц. Изредка прочирикают испуганно воробьи, и снова воцаряется тишина. Слово учителя:сейчася хочу прочитать вам стихотворение.
– На какие особенности наречия обращает внимание автор? Сделайте вывод о роли наречия в речи. |
Учащиеся записывают предложения, обозначают орфограммы, оценивают работу друг друга в ходе взаимопроверки.
Учащиеся выписывают наречия и распределяют по видам орфограмм. Делают выводы о правописании наречий по каждому виду орфограмм: н, нн в наречиях; слитное-раздельное написание не с наречиями; дефисное написание наречий; правописание суффиксов -о,-а в наречиях с приставками из-, до-, с-; правописание приставок не-, ни- в отрицательных наречиях; правописание Ь после шипящих на конце наречий; правописание -о, -ё после шипящих в суффиксах наречий.
– Делают речь более яркой, точной, придают выразительность и полноту. |
6. Систематизация материала | 10 мин. |
– Мы повторили весь материал по теме, а теперь вам предстоит поработать в группах и в рисунках, в схеме отразить взаимосвязь, найти закономерности между всеми темами, которые мы изучали при знакомстве с наречием, то есть все ваши знания привести в систему. | Учащиеся работают в группах, составляют схемы. Представители групп защищают свои работы. (См. Приложение 1). Работа каждого ученика оценивается по результатам работы группы. |
Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе |
Время |
Задача: мобилизация учащихся
на рефлексию своей работы по достижению целей
урока (мотивации способа деятельности) Метод: продуктивный Форма работы: фронтальная Показатель РРЭ: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности (аргументированные ответы на вопросы, самостоятельные выводы) |
5 мин. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
(Рефлексия по способу действия и
содержанию учебного материала) Организация рефлексии, повторение целей урока. – Что мы делали для достижения цели? – Где мы ещё можем применить подобный способ действия при систематизации материала? |
– Вспомнили весь изученный по теме
материал и представили в схеме, отразив
закономерности, установив взаимосвязь между
всеми темами. |