Урок русского языка "В стране изученных наречий". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Единица содержания: способ обобщения и систематизации изученного материала по теме «Наречие»

Цели:

  • Обучающий аспект:
  • обобщить изученный материал и установить взаимосвязь между всеми уроками темы;
  • систематизировать знания по теме (общее значение, морфологические признаки, синтаксические функции, правописание наречий);
  • усовершенствовать орфографические навыки.
  • Развивающий аспект:
  • развивать умение находить закономерности в изученном материале и систематизировать его;
  • развивать умение анализировать и делать выводы;
  • развивать способности к аргументированному ответу в научном стиле;
  • Воспитывающий аспект:
  • воспитывать коммуникативную культуру, культуру речи, организованность и ответственное отношение к своей работе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Этапы урока:

1) подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
2) обобщение
3) итог на рефлексивной основе

Граница знания-незнания.

Знают

Не знают

общее значение наречия;
морфологические признаки;
синтаксические функции;
правила написания наречий
Способ обобщения и систематизации знаний по заданной теме

ХОД УРОКА

Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности

Время

1. Установление связи между изученным материалом и данной темой

Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний
Метод: словесный (в форме диалога)
Форма работы: фронтальная

3 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Постановка вопросов:

1) Какую тему мы изучали на прошлых уроках?

2) Что мы узнали об этой части речи?

Объявление темы урока: тема сегодняшнего урока «В стране изученных наречий».

Ответы:

1) Наречие.

2) Общее значение, морфологические и синтаксические признаки, правописание наречий.

2. Постановка целей

Задача: обеспечение принятия цели учебно-познавательной деятельности
Форма работы: фронтальная
Показатели РРЭ: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности (ответы на вопросы, самостоятельные выводы)

2 мин.

Постановка вопросов:

1) Мы изучили всю тему «Наречие». Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
2) Что мы должны вспомнить в ходе урока?

Ответы:

1) Обобщить изученный материал и привести наши знания в систему.
2) Общее значение, морфологические признаки, синтаксические функции наречия, правила их написания.

Этап обобщения и систематизации

Время

Задача: повторить весь материал, привести в единую систему полученные знания
Форма работы: фронтальная, парная, групповая

35 мин.

1. Общее значение

5 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слово учителя: сегодняшний урок мне хотелось бы начать с чтения отрывка из стихотворения Н.Заболоцкого «Ласточка».
(Стихотворение заранее написано на доске.)

Славно ласточка щебечет,
Ловко крыльями стрижёт,
Всем ветрам она перечит,
Но и силы бережёт.
Реет верхом, реет низом,
Догоняет комара
И в избушке под карнизом
Отдыхает до утра.

– Как следует читать этот отрывок?  

– Прочитайте выразительно.
(На доске записываются слова, обозначающие признак действия глагола «читать».)
– Слова какой части речи вы использовали для определения тональности этой строфы?
– Докажите, что это наречия.
– Выберите из стихотворения словосочетания, в состав которых входят наречия, аргументируйте свой ответ.
– К каким частям речи ещё могут относиться наречия и что обозначать?
– Что вы сейчас определяли?
– Сделайте вывод о значении наречия как части речи.

 

 

 

 

 

 

– Читать – живо, энергично, радостно, весело, задорно.

(Учащиеся читают стихотворение.)

 

– Наречия.

– Отвечают на вопрос «как?» и обозначают признак действия.
– Славно щебечет, ловко стрижёт, реет верхом, реет низом.
– К деепричастиям, прилагательным, причастиям, реже к существительным. Обозначают признак признака или признак предмета, отвечают на вопросы «где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?»
– Общее значение наречий
Учащиеся делают вывод об общем значении наречия.

2. Разряды по значению

5 мин.

Определение смысловых групп наречий

Задание: из предложения выписать словосочетания с наречиями, определить, к какой смысловой группе относится каждое наречие.
1) Чтобы жить по-настоящему счастливой жизнью, надо много знать.
2) Не пренебрегай учением смолоду.
3) Вода течёт вниз, человек стремится вверх.
4) Сгоряча не добудешь калача.
5) Добрые люди друг другу помогают, а злые умышленно противодействуют.

– Сделайте вывод о смысловых группах наречий.

(Работа в парах)

 

1) Много знать (сколько?) – меры и степени
По-настоящему счастливой (как?) – образа действия
2) Не пренебрегай смолоду (когда?) – времени
3) Течёт вниз (куда?), стремится вверх (куда?)–места
4) Рубить сгоряча (почему?) – причины
5) Противодействуют умышленно (с какой целью?)–цели
– По значению наречия объединяются в смысловые группы: образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.

3. Морфологические признаки

3 мин.

– Что вы можете сказать о морфологических признаках наречия?

Задание: образовать от записанных на доске наречий все возможные степени сравнения.

Живо
Энергично
Радостно
Весело
Задорно

– Наречие – неизменяемая часть речи;
у наречий на -о,-е, образованных от качественных прилагательных, есть степени сравнения.
(Работа в парах)
4. Синтаксические функции

5 мин.

– Какова синтаксическая роль наречий?

Лингвистическая задача

– Что нужно знать, чтобы отличить сравнительную степень наречия от сравнительной степени прилагательного?

Задание: сравните записанные на доске предложения, укажите сравнительную степень наречия и сравнительную степень прилагательного.

1) Цветы последние милей роскошных первенцев полей.
2) Они унылые мечтанья живее пробуждают в нас.
– Докажите правильность вашего ответа, сделайте вывод.

 

– Чаще всего являются обстоятельствами.

– Выяснить синтаксическую роль.

1) Цветы (каковы?) милей

2) Пробуждают (как?) живее

– Чтобы отличить сравнительную степень наречия от сравнительной степени прилагательного, нужно выяснить синтаксическую роль. В предложении наречие чаще всего является обстоятельством.

5. Обобщение умений и навыков правописания

7 мин.

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть» – гласит народная пословица. Поэтому, изучая любую часть речи, мы работаем с орфографией.

Диктант с взаимопроверкой

Задание №1: записать диктуемые предложения, обозначить орфограммы.

Критерии оценивания: 0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3», 4 и более ошибок – «2».

Задание №2:распределить наречия по видам орфограмм.

Зима постепенно вступает в свои права. Чуть-чуть подмораживает, нередко выпадает снежок, и всё вокруг по-зимнему преображается. Свежо. Лужи сплошь затянуты льдом. Кое-где появляются первые ожерелья сосулек. Но нигде не слышится щебета птиц. Изредка прочирикают испуганно воробьи, и снова воцаряется тишина.

Слово учителя:сейчася хочу прочитать вам стихотворение.

Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный вклад.
Слово «высоко» произноси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело» –
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Вспоминается наречие «светло» –
И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою – сразу вся Россия!

– На какие особенности наречия обращает внимание автор? Сделайте вывод о роли наречия в речи.

 

 

 

 

Учащиеся записывают предложения, обозначают орфограммы, оценивают работу друг друга в ходе взаимопроверки.

 

Учащиеся выписывают наречия и распределяют по видам орфограмм. Делают выводы о правописании наречий по каждому виду орфограмм: н, нн в наречиях; слитное-раздельное написание не с наречиями; дефисное написание наречий; правописание суффиксов -о,-а в наречиях с приставками из-, до-, с-; правописание приставок не-, ни- в отрицательных наречиях; правописание Ь после шипящих на конце наречий; правописание -о, -ё после шипящих в суффиксах наречий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Делают речь более яркой, точной, придают выразительность и полноту.

6. Систематизация материала

10 мин.

– Мы повторили весь материал по теме, а теперь вам предстоит поработать в группах и в рисунках, в схеме отразить взаимосвязь, найти закономерности между всеми темами, которые мы изучали при знакомстве с наречием, то есть все ваши знания привести в систему. Учащиеся работают в группах, составляют схемы. Представители групп защищают свои работы. (См. Приложение 1). Работа каждого ученика оценивается по результатам работы группы.

Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе

Время

Задача: мобилизация учащихся на рефлексию своей работы по достижению целей урока (мотивации способа деятельности)
Метод: продуктивный
Форма работы: фронтальная
Показатель РРЭ: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности (аргументированные ответы на вопросы, самостоятельные выводы)

5 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Рефлексия по способу действия и содержанию учебного материала)
Организация рефлексии, повторение целей урока.
– Что мы делали для достижения цели?
– Где мы ещё можем применить подобный способ действия при систематизации материала?
 

– Вспомнили весь изученный по теме материал и представили в схеме, отразив закономерности, установив взаимосвязь между всеми темами.
– При изучении других частей речи.