Урок окружающего мира по программе "Гармония" по теме "Горючие полезные ископаемые"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с горючими полезными ископаемыми, способами их добычи и использования;
  • познакомить с горючими полезными ископаемыми, которые добывают в родном крае;
  • продолжить развитие экологического мышления;
  • развивать умение выделять главное в тексте;
  • развивать умение читать карту и пользоваться условными знаками изученных полезных ископаемых;
  • воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и важность рационального их использования.

Оборудование:

  • карточки с условными знаками полезных ископаемых;
  • карточки с названием полезных ископаемых;
  • физическая карта России;
  • учебник О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин «Окружающий мир» 4 кл., I часть;
  • тетрадь на печатной основе О.Т. Поглазова «Окружающий мир» 4 кл., № 1;
  • презентация к уроку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение изученного

Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Тест

III. Изучение нового

1. Горючие полезные ископаемые

–  Сегодня на уроке мы будем говорить ещё об одной группе полезных ископаемых. (Презентация, слайд 1)
– А как вы понимаете, что значит «горючие полезные ископаемые»?
– И в чём же тогда их польза? (Высказывания учащихся)
– Действительно, многие ископаемые, которые способны гореть, уже очень давно используются человеком для обогрева жилища.
– Одним из таких ископаемых является… (торф) (слайд 2)

а) работа по учебнику стр. 99

– Читаем отрывок о торфе. (Чтение 1 учеником)
– Итак, как используют торф? (слайды 3-5)
– Какое будет следующее ископаемое, мы узнаем, отгадав загадку в тетради.

б) работа в тетради стр. 38 № 20

(Дети отгадывают загадку и записывают отгадку)

– Как называется полезное ископаемое? (Каменный уголь)
(Слайд 6)
– Узнаем об этом ископаемом. Читаем отрывок в учебнике о каменном угле. (Читают 2-е учащихся)
– Какие виды каменного угля различают? (рисунки в учебнике)
– Какой самый молодой? Самый древний?
– Почему антрацит считается самым ценным?
– Как добывают уголь?
(Слайды 7-8)

Физминутка

– Продолжим работу в тетрадях и узнаем название следующего полезного ископаемого. Вам надо разгадать кроссворд. Для этого вы должны вспомнить условные знаки полезных ископаемых.
(На доске карточки с условными знаками полезных ископаемых, учащиеся работают самостоятельно, проверка на доске)
– Какое название получилось?
(Слайд 9)
– Название этого полезного ископаемого на арабском «нафата», что означает «извергать». И действительно, при добычи нефти, она вырывается из недр земли фонтанами.
(Слайд 10)
(Рассказ ученика о нефти)
– Нефть добывают как на суше, так и в море. Строят специальные буровые вышки.
(Слайды 10.1, 10.2)
– Нам осталось познакомиться ещё с одним полезным ископаемым. Вот послушайте, что о нём говорили наши предки.
(Учитель зачитывает историческую справку из учебника стр. 102)
– Кто догадался, о каком полезном ископаемом идёт речь?
(Слайд 11)
(Рассказ учащегося о газе)
– А как добывают газ?
(Слайд 12)

2. Транспортировка горючих полезных ископаемых.

а) работа по слайдам № 13, № 14, № 15.

3. Работа с картой

а) работа по учебнику стр. 46-47.

– Найдите на карте места добычи горючих полезных ископаемых. Выясните, какие условные знаки для их обозначения используют.
( на доске появляются знаки, дети объясняют, какому полезному ископаемому они принадлежат и прикрепляют карточку с названием полезного ископаемого)

IV. Итог урока

–  Как вы думаете, а безграничны ли недра нашей Земли?
– Что мы должны помнить при добыче и транспортировке полезных ископаемых?
(Слайды16, 17)
– Об этом более подробно мы будем говорить на следующем уроке.

V. Домашнее задание: с. 99-102 пересказ, т. № 21.