Цели:
- познакомить с горючими полезными ископаемыми, способами их добычи и использования;
- познакомить с горючими полезными ископаемыми, которые добывают в родном крае;
- продолжить развитие экологического мышления;
- развивать умение выделять главное в тексте;
- развивать умение читать карту и пользоваться условными знаками изученных полезных ископаемых;
- воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и важность рационального их использования.
Оборудование:
- карточки с условными знаками полезных ископаемых;
- карточки с названием полезных ископаемых;
- физическая карта России;
- учебник О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин «Окружающий мир» 4 кл., I часть;
- тетрадь на печатной основе О.Т. Поглазова «Окружающий мир» 4 кл., № 1;
- презентация к уроку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение изученного
Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Тест
III. Изучение нового
1. Горючие полезные ископаемые
– Сегодня на уроке мы будем говорить ещё об
одной группе полезных ископаемых. (Презентация,
слайд 1)
– А как вы понимаете, что значит «горючие
полезные ископаемые»?
– И в чём же тогда их польза? (Высказывания
учащихся)
– Действительно, многие ископаемые, которые
способны гореть, уже очень давно используются
человеком для обогрева жилища.
– Одним из таких ископаемых является… (торф)
(слайд 2)
а) работа по учебнику стр. 99
– Читаем отрывок о торфе. (Чтение 1 учеником)
– Итак, как используют торф? (слайды 3-5)
– Какое будет следующее ископаемое, мы узнаем,
отгадав загадку в тетради.
б) работа в тетради стр. 38 № 20
(Дети отгадывают загадку и записывают отгадку)
– Как называется полезное ископаемое? (Каменный
уголь)
(Слайд 6)
– Узнаем об этом ископаемом. Читаем отрывок в
учебнике о каменном угле. (Читают 2-е учащихся)
– Какие виды каменного угля различают? (рисунки в
учебнике)
– Какой самый молодой? Самый древний?
– Почему антрацит считается самым ценным?
– Как добывают уголь?
(Слайды 7-8)
Физминутка
– Продолжим работу в тетрадях и узнаем
название следующего полезного ископаемого. Вам
надо разгадать кроссворд. Для этого вы должны
вспомнить условные знаки полезных ископаемых.
(На доске карточки с условными знаками
полезных ископаемых, учащиеся работают
самостоятельно, проверка на доске)
– Какое название получилось?
(Слайд 9)
– Название этого полезного ископаемого на
арабском «нафата», что означает «извергать». И
действительно, при добычи нефти, она вырывается
из недр земли фонтанами.
(Слайд 10)
(Рассказ ученика о нефти)
– Нефть добывают как на суше, так и в море. Строят
специальные буровые вышки.
(Слайды 10.1, 10.2)
– Нам осталось познакомиться ещё с одним
полезным ископаемым. Вот послушайте, что о нём
говорили наши предки.
(Учитель зачитывает историческую справку из
учебника стр. 102)
– Кто догадался, о каком полезном ископаемом
идёт речь?
(Слайд 11)
(Рассказ учащегося о газе)
– А как добывают газ?
(Слайд 12)
2. Транспортировка горючих полезных ископаемых.
а) работа по слайдам № 13, № 14, № 15.
3. Работа с картой
а) работа по учебнику стр. 46-47.
– Найдите на карте места добычи горючих
полезных ископаемых. Выясните, какие условные
знаки для их обозначения используют.
( на доске появляются знаки, дети объясняют,
какому полезному ископаемому они принадлежат и
прикрепляют карточку с названием полезного
ископаемого)
IV. Итог урока
– Как вы думаете, а безграничны ли недра
нашей Земли?
– Что мы должны помнить при добыче и
транспортировке полезных ископаемых?
(Слайды16, 17)
– Об этом более подробно мы будем говорить на
следующем уроке.
V. Домашнее задание: с. 99-102 пересказ, т. № 21.