Дидактические игры по сенсорике для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.

Подготовка к игре

Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.

Задание 1. “Угадай, какой вкус?”

Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.

Задание 2. “Найди пару”

Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.

Задание 3. “Что, каким бывает?”

Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т.д.

“Теплый – холодный”

Цель: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.

Ход игры

Детям предлагается панно с различными видами тканей. Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях.

“Легкий – тяжелый”

Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.

Ход игры

Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях.

“Теплый – холодный”

Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы.

Ход игры

Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами.

“Чудесный мешочек - 1”

Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.

Ход игры

В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.

“Чудесный мешочек - 2”

Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание).

Ход игры

Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.

“Найди заплатку”

Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.

Ход игры

Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.

“Подбери фигуру”

Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.

Ход игры

1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.

2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.

“Узнай и сравни”

Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.

Ход игры

1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя).

2 вариант. “Найди пару”

Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.

“Подбери фигуру”

Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.

Ход игры

1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.

2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.

“Построй дом”

Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер).

Ход игры

Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке.

“Найди пару”

Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание.

Ход игры

1 вариант. Детям раздаются “шумики” с разными звуками. Предлагается найти “шумик” с таким же звуком.

2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит “шумик” так же, как у воспитателя.

“Цветные коллекции”

Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки.

Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры

1 вариант. “Путаница”

Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета.

2 вариант. “Кто быстрее!”

Воспитатель. – Я спрятала в группе 10 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их.

3 вариант. “Назови игрушку”

Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте №1), и называет их: - Зеленый зайчик, синий шарик, красный кубик и т.д.

4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета.

Проходит в 3 этапа.

1 этап: “Это желтый шарик”

2 этап: “Принеси желтый шарик”

3 этап: “Какого цвета шарик?”

“Душистые мешочки”

Прямая цель: развивать обоняние у детей.

Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.

Ход игры

1 вариант. “Узнай по запаху”

Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа.

Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.

1 этап.Так пахнет ромашка. (Показать картинку)

2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.

3 этап.

2 вариант. “Найди такой же запах”

Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом.

“Ароматная радость”

Цель: развивать обоняние у детей.

Ход игры

Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом.

Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки.

Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат.

)

“Гусеничка-крупеничка”

Цель: развивать тактильные ощущения у детей.

Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры

Воспитатель рассказывает:

- Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы.

Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох.

- Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы.

Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички.

- Чем она сегодня угощалась?

“Ловкие пальчики”

Цель: развивать тактильные ощущения у детей.

“Сильный ветер”

“Цветные лепестки”

“От какого шарика веревочка”

“Разноцветные скамейки”

Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его.

Ход игры

А. “Сильный ветер”. (Ветер “сорвал” крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место)

Б. “Цветные лепестки”. (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки)

В. “От какого шарика веревочка”. (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки)

Г. “Разноцветные скамейки”. (Посадить матрешку на скамейку того же цвета)

“Найди домик для каждой рыбки”

Цель: развивать зрительное внимание и память.

Ход игры

Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает.

Затем аквариумы убираются.

Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку.

- Посади каждую рыбку в свой аквариум.

“Сложи из палочек”

Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику.

Ход игры

На столе раскладываются счетные палочки.

Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру.

Задание дается в порядке возрастающей сложности:

А) образец остается перед глазами ребенка

Б) образец убирается.

Можно эти фигуры складывать из кубиков.