Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.
Подготовка к игре
Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.
Задание 1. “Угадай, какой вкус?”
Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.
Задание 2. “Найди пару”
Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.
Задание 3. “Что, каким бывает?”
Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т.д.
“Теплый – холодный”
Цель: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.
Ход игры
Детям предлагается панно с различными видами тканей. Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях.
“Легкий – тяжелый”
Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.
Ход игры
Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях.
“Теплый – холодный”
Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы.
Ход игры
Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами.
“Чудесный мешочек - 1”
Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.
Ход игры
В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.
“Чудесный мешочек - 2”
Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание).
Ход игры
Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.
“Найди заплатку”
Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.
Ход игры
Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.
“Подбери фигуру”
Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.
Ход игры
1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.
2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.
“Узнай и сравни”
Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.
Ход игры
1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя).
2 вариант. “Найди пару”
Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.
“Подбери фигуру”
Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.
Ход игры
1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.
2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.
“Построй дом”
Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер).
Ход игры
Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке.
“Найди пару”
Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание.
Ход игры
1 вариант. Детям раздаются “шумики” с разными звуками. Предлагается найти “шумик” с таким же звуком.
2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит “шумик” так же, как у воспитателя.
“Цветные коллекции”
Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки.
Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход игры
1 вариант. “Путаница”
Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета.
2 вариант. “Кто быстрее!”
Воспитатель. – Я спрятала в группе 10 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их.
3 вариант. “Назови игрушку”
Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте №1), и называет их: - Зеленый зайчик, синий шарик, красный кубик и т.д.
4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета.
Проходит в 3 этапа.
1 этап: “Это желтый шарик”
2 этап: “Принеси желтый шарик”
3 этап: “Какого цвета шарик?”
“Душистые мешочки”
Прямая цель: развивать обоняние у детей.
Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.
Ход игры
1 вариант. “Узнай по запаху”
Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа.
Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.
1 этап.Так пахнет ромашка. (Показать картинку)
2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.
3 этап.
2 вариант. “Найди такой же запах”
Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом.
“Ароматная радость”
Цель: развивать обоняние у детей.
Ход игры
Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом.
Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки.
Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат.
“Гусеничка-крупеничка”
Цель: развивать тактильные ощущения у детей.
Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход игры
Воспитатель рассказывает:
- Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы.
Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох.
- Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы.
Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички.
- Чем она сегодня угощалась?
“Ловкие пальчики”
Цель: развивать тактильные ощущения у детей.
“Сильный ветер”
“Цветные лепестки”
“От какого шарика веревочка”
“Разноцветные скамейки”
Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его.
Ход игры
А. “Сильный ветер”. (Ветер “сорвал” крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место)
Б. “Цветные лепестки”. (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки)
В. “От какого шарика веревочка”. (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки)
Г. “Разноцветные скамейки”. (Посадить матрешку на скамейку того же цвета)
“Найди домик для каждой рыбки”
Цель: развивать зрительное внимание и память.
Ход игры
Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает.
Затем аквариумы убираются.
Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку.
- Посади каждую рыбку в свой аквариум.
“Сложи из палочек”
Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику.
Ход игры
На столе раскладываются счетные палочки.
Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру.
Задание дается в порядке возрастающей сложности:
А) образец остается перед глазами ребенка
Б) образец убирается.
Можно эти фигуры складывать из кубиков.