Содержание
Пояснительная записка
Основное содержание (с распределением учебных часов по основным разделам курса)
Учебно-тематическое планирование
Формы внеаудиторной деятельности по предмету
График проведения контрольных работ
Развитие речи
Темы рефератов
Тематическое планирование
Требования к уровню подготовки учащихся
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование уроков
Контрольно-измерительные материалы
Программно-методическое обеспечение предмета “Русский язык”
Литература для учителя
Литература для учащихся
Приложение
Тексты для бесед
Рецензии на образовательную программу
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 “б” класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, “Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Основная школа”. – М.:“Просвещение”, 2011 (базовый уровень), “Программы по русскому языку для 5-11 классов общеобразовательных учреждений”: основной курс, элективные курсы / авт.-сост. С.И. Львова// - М.: Мнемозина, 2008 г. c учетом требований регионального образовательного стандарта Забайкальского края и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы и является программой базового уровня обучения, рассчитанной на 1 год обучения (175 ч).
Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК Русский язык. 5 класс в 3 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений /С.И. Львова, В.В. Львов – М.: МНЕМОЗИНА, 2013 год. Учебник прошёл экспертизу на соответствие требованиям ФГОС. Обеспеченность учебниками учащихся 5 “а” класса - 100%.
Главной особенностью программы является ее направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через русский (родной и неродной) язык. Предлагаемый курс русского языка в 5 классе направлен на решение следующих задач: освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка; умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами; интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса русского языка в 5 классе:
воспитание любви к родному языку, отношения к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечение языкового развития учащихся, овладения разнообразными видами речевой деятельности; формирование умений и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи; развитие умений школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке; использование языка в разных ситуациях общения, соблюдение норм речевого этикета.
Данный курс отличается обращением к народной художественной культуре России и Забайкальского края в рамках гуманитарной парадигмы образования, приобщением личности к традициям русской национальной культуры через язык (Губова Г.М., Игнатович Т.Ю., Пляскина Е.И., Туранина Н.А., и др.). Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
В данном классе обучаются 16 учащихся: 11 мальчиков и 5 девочек. Общее состояние внутриличностных отношений в классе удовлетворительное. Адаптация к обучению в основной школе проходит без дезадаптации, все учащиеся комфортно чувствуют себя в новой школьной среде. По уровню интеллектуального развития и степени готовности учащихся к обучению в основной школе были выявлены следующие показатели: 3 – на высоком уровне, 8 – на среднем, 5 – на минимальном. В связи с этим планируется дифференцированное обучение учащихся.
Программа наряду с достижением предметных результатов нацелена на личностное развитие ученика, поэтому содержание обучения русскому языку обогащено этнокультурным и краеведческим материалом, так как одной из целей нашей школы является создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность музея под открытым небом, приобщение детей к духовно-нравственным и культурным ценностям русского и бурятского народов. Культуроведческая компетентность формируется на уроках и во внеаудиторной деятельности на основе систематической работы с ключевыми словами русской культуры, реализуется через подобранные и адаптированные тексты из различных источников, содержащих культурологический и воспитательный потенциал и предназначенных для лингвистического анализа текста. Работа над текстами предлагаемой тематики демонстрирует неразрывную связь языка и культуры, менталитета русского народа и о месте русского языка среди других языков мира. Более подробно региональный компонент изучается на внеаудиторных занятиях, выделенных в цикл “Я исследователь малой родины” (27 ч) в рамках опытно-экспериментальной работы учителя по теме “Реализация этнокультурного компонента воспитания средствами учебных предметов “Русский язык” и “Литература” в 5 классе”.
Направления опытно-экспериментальной деятельности:
- Русский язык – национальный язык русского народа.
- Природа родного края.
- Русская изба и ее внутреннее пространство.
- Русская национальная кухня
- Русские народные праздники.
- Русские народные игры и национальные виды спорта.
- Русская культура, архитектура и её роль в развитии личности школьника.
- Русский народный костюм.
- История моего села.
- История моей семьи в истории страны.
- Русские народные ремёсла и промыслы.
Предметные и метапредметные результаты освоения программы по русскому (родному) языку оговорены в соответствующих разделах “Основного содержания” (см. ниже).
Средствами достижения личностных и метапредметных результатов по русскому языку служат:
1) текст (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера);
2) иллюстративный ряд (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических определений);
3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа;
4) предлагается как необходимый для усвоения основной материал, так и дополнительный.
Для подведения итогов реализации ОП и оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, “Проверь себя”, с грамматическим заданием, словарно-орфографический); тест; изложение (подробное, выборочное, сжатое); списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями); сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку); устное сообщение на лингвистическую тему;
- самостоятельная работа; зачет; взаимоконтроль; самоконтроль; устный опрос; проект, исследовательская работа, презентация языкового портфолио учащегося.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы по русскому языку. Каждый из 4-х вариантов диагностической работы по русскому языку состоит из заданий базового и повышенного уровней сложности: 16 заданий с выбором единственного верного ответа из четырёх предложенных, 2 задания – предполагающие самостоятельно составленный краткий ответ.
Наиболее приемлемыми для учащихся 5 класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:
- информационная переработка устного и письменного текста в рубриках “Теоретические сведения”, “Знайте и применяйте”, “Обратите внимание”: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; продолжение текста; составление учащимися авторского текста в различных жанрах (написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа); сочинения-рассуждения,; изложения-миниатюры; сравнение текстов; коммуникативные и игровые ситуации; составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; различные виды диктантов; различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический); наблюдение за речью окружающих; сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде).
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование и традиционных, и современных образовательных технологий:
- Интерактивное обучение.
- Игровые технологии.
- Исследовательский метод в обучении.
- Метод проектов.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Языковой портфель.