Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата играть

Разделы: Коррекционная педагогика


Важность игры для развития ребенка хорошо известна, но даже сейчас родители не всегда знают, как надо играть с ребенком. Игра - увлекательное освоение окружающего мира. Если взрослый может увлечь и обрадовать ребенка - он будет и играть и учиться.

Игра занимает важное место в жизни ребенка раннего возраста, она оказывает влияние на весь ход его развития, в том числе способствует формированию движений и развитию речи. Известно, что у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в силу двигательных расстройств обычно не развивается в должной мере игровая деятельность, что обусловлено двигательными и речевыми расстройствами. Специальными исследованиями показано, что обучение ребенка дидактическим, подвижным, ролевым, строительным и другим видам игр с учетом двигательных и речевых особенностей нарушений имеет важное значение для развития ребенка. На начальном этапе обучения ребенка игре взрослый обучает его подражанию, формирует интерес к игре, развивает активность и умение игры с партнером. Постепенно ребенка учат сопровождать игру речью.

Среди всех видов игр максимальное развитие движений происходит в подвижных играх, в частности в играх с разнообразными  игрушками (мячами, например). Действия ребенка в этих играх определяются его физическими возможностями. Для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо создать серию игр с разнообразными игрушками и мелким строительным материалом, так как это способствует обогащению его двигательного опыта. Родителям следует подбирать игрушки в соответствии с двигательными возможностями малыша и задачами по развитию движений. В большинстве случаев подбор игрового материала сочетается с обучением ребенка способам обращения с ним.

При воспитании и обучении ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата важно помнить, что особенности нарушений его развития обусловлены не только трудностями в выполнении различных движений, но и в слабости ощущений этих движений, в связи, с чем у ребенка не формируется правильное представление о движении. Слабое ощущение своих движений и затруднения в ходе осуществления действий с предметами являются причиной недостаточности активного осязания.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласование движения руки и глаза развиты недостаточно и ребенок не в состоянии следить глазами за своими движениями, что препятствует выработке навыков самообслуживания.

Одной из задач игровой деятельности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является развитие кинестетических  ощущений в руках.