Здоровье – это такое понятие, которое отвечает физическому, умственному и духовному критериям. При обучении воспитывается и формируется определённое мышление, определённый стереотип, который отвечает требованиям общественно-политическому строю.
С переориентацией нашего общества в иную общественно – политическую структуру возникла необходимость изысканий иных методических и программных изменений, которые соответствовали бы требованиям государственной политике к образовательной системе, а в частности к здоровью, здоровому образу жизни, к физической культуре и спорту.
Как мы знаем, существовала государственная схема СССР:
Основным критерием данной схемы являются спортивные достижения, как личного характера, так и учреждений.
Основным критерием в новой схеме на первом месте ставится здоровье, а не спортивные достижения.
РУКОВОДСТВУЮЩАЯ СХЕМА
ЦЕЛЬ | ПРЕДНАЗНАЧЕНО | ПРОЦЕСС | ПРОГРАММЫ |
Физическое здоровье. | Начальная школа, 1, 2, 3, 4 классы. |
Экстровертный педагогический процесс с преобладанием личностно-ориентированным подходом. | Направлены на воспитание у обучающихся новых представлений, понятий, мышления и стереотипа к ФК и к своему здоровью. |
Физическое здоровье ЗОЖ и спортивная направленность. | Основная школа 5, 6 классы (физическое здоровье ЗОЖ), 7, 8, 9 кл. (спортивная напрвленность). | Экстровертный и интровертный педагогический процесс. | Личностно-ориентированные с дифференцированным направлением имеющихся программ. |
Спортивная направленность и занятия по интересам. | Средняя школа, 10, 11, 12 классы, обучающиеся в НПО, СПО профессионального образования. | Только интровертный педагогический процесс. | С личностно-дифференцирован-ным направлениием имеющих программ. |
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), профилактическая физическая профессиональная подготовка (ПФПП) и спортивная направленность. | Колледжы и высшая школы. | Только интровертный педагогический подход. | Направлены на тренировку и развитие физических качеств в сфере выбранной профессии и обучение профилактическим упражнениям. |
АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДСТАВЛЕННОЙ МЕТОДИКИ
1. “Здоровье сбережение”;
Цели: “Познай и измени себя”;
Тема: “Определение по пульсу аэробной и физической нагрузки на организм ;
Задачи:
- Обучить – определению пульса;
- Учить – сделать анализ, вывод и решение по объективным и субъективным показателям.
ИННОВАЦИОННОСТЬ МЕТОДИКИ
- Профилактика профессиональных заболеваний опорно-двигательного аппарата обучающихся.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ
Основная мотивация:
Нравственноволевая;
- Вооружиться новой информацией, заполнив проблемы вооружённости;
- Познавательный интерес в своих – физической, умственной и духовной сфер роста и развития (под ростом имеется в виду количественный фактор, под развитием качественный фактор);
- Упражнения для профилактики будущих профессиональных заболеваний;
- Коррекция, каких-либо физических недостатков, полученных в ходе своей жизнедеятельности;
- Лечебная реабилитация, после каких – либо заболеваний в своей жизнедеятельности.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ (группа/класс; возраст/пол):
- Мальчики, девочки, юноши, девушки;
- Основная школа;
- Средняя школа;
- Высшая школа;
- Обучающиеся НПО, СПО и ВПО;
- Интернаты и школы 8-го вида (9 классы);
- Обучающиеся, с ограниченными физическими возможностями (основная и средняя школа).
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, ПОДХОДЫ, ПРИНЦИПЫ:
- Воспитание у обучающихся нового мышления и нового стереотипа, прежде всего к своему здоровью, здоровому образу жизни, к физической культуре и спорту;
- Составление дневника физической культуры “Познай и измени себя”, как вспомогательный компонент технологии к программе и методическим рекомендациям: “Профилактика профессиональных заболеваний опорно-двигательного аппарата обучающихся”;
ПОЗИЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ – деловой партнёр, старший товарищ;
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ –преподаватель - обучающийся:
- Гуманно-личностный подход;
- Не управлять, а соуправлять;
- Не принуждать, а убеждать;
- Не командовать, а организовывать;
- Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора;
- Не от учебного предмета, а от обучающего к учебному предмету.
ПОЗИЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ:
- Свобода выбора;
- Возможность, которыми располагает он сам;
- Совершенствовать, обогащать и находить самому свои лучшие качества личности.
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
- Обычный школьный инвентарь и оборудование;
- Тренажёры;
- Для проведения данного урока (секундомеры – 4 шт., ручки, листы бумаги с тестами, скакалки, спортивный зал или летняя площадка).
УРОВЕНЬ И СТЕПЕНЬ ВНЕДРЕНИЯ РАЗРАБОТКИ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. Ведётся экспериментальная работа в ГОУ СПО СК № 30, в рамках экспериментальной работы МЦФПВ по теме: “Совершенствование и развитие новых форм и методов физического воспитания в учреждениях профессионального образования” по технологии “Частнопредметного и локального преподавания физической культуры по дневникам “Познай и измени себя””, как вспомогательный компонент к программе и методическим рекомендациям: “Профилактика профессиональных заболеваний опорно-двигательного аппарата обучающихся”;
2. Научный руководитель директор МЦФПВ Анатолий Викторович Федюкин;
3. Напечатаны ряд статей в сборнике “Проектирование образовательных технологий в условиях ресурсного центра”, сборник научно-исследовательских статей и материалов экспериментальной деятельности с 2004 г.- по 2008 г. учебный год;
4. В 2009 году подготовлен к печати дневник по физической культуре “Познай и измени себя”;
5. В 2010 году дневник напечатан и приступили к начальному эксперименту по дневнику.