Урок русского языка по теме "Заглавная буква в географических названиях". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: Развить умения писать большую букву в названиях частей света, стран и городов.

Задачи: создать условия для овладения обучающимися ключевыми компетенциями с метапредметной, предметной и социальной областях деятельности:

В метапредметной области: В предметной области: В социальной области:
  • способность осуществлять поиск, анализ и классификацию информации;
  • способность планировать и управлять самодеятельностью;
  • способность к выстраиванию логических цепей, установлению причинно-следственных связей.
  • умение записывать заглавную букву в топонимических названиях;
  • орфографическая зоркость;
  • способность к чистописанию с соблюдением изученных правил.
  • способность к индивидуальной и групповой работе;
  • способность к саморегуляции психической деятельности;
  • способность к устной и письменной коммуникации;
  • готовность и мотивация к ведению здорового образа жизни, занятиям физкультурой и спортом;
  • стремление поддерживать авторитет России как личную ценность.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, футболки, соответствующие цветам олимпийских колец, листы для детей с изображением митенок.

Ход урока

1.Организация начала урока. Рефлексия "Настроение":

Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом хорошего настроения и удачи

Сегодня наш урок русского языка-необычный. Он посвящен главному мероприятию нашей страны - зимней Олимпиаде. Во время олимпиады каждый россиянин "болеет" за спортсменов. Мы все - тоже болельщики. И чтобы поддержать спортсменов, сегодня вы будете работать не в обычных тетрадях, а на листах с изображением Олимпийских "митенок" - перчаток с цветными пальцами. Ваши футболки таких же цветов. Выполняя задания на уроке, вы узнаете, что обозначает каждый цвет.

Откройте свои листы и запишите дату и вид урока.

2. Минутка чистописания.

- Отгадайте загадку.

И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы - фигурные... (Ответ:
коньки)

- На льду коньки оставили узор. Повторите его в своих тетрадях.

3. Актуализация знаний.

Орфографическая зарядка.

Прочитайте слова:

Азия, Африка, Европа, Америка, Австралия

- Что общего в этих словах? (Называют части света. Написаны с большой буквы)

- Почему они написаны с большой буквы?(Имена собственные )

-Какое слово здесь лишнее? (Европа)

-Почему? (Начинается с буквы Е; часть света, где мы живём)

- Составьте и запишите предложение со словом Европа.

4. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.- Сегодня мы совершим путешествие в мир топонимики- науки, которая занимается географическими названиями, их написанием и произношением

- Назовите тему урока ("ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЯХ")

-Составьте план своей работы по этой теме.

- Чтобы справиться с заданиями вспомните орфограмму. (Чтение стихотворения)

Не оставим без вниманья
Ни единого названия.
Рек, морей и городов,
Стран, озёр и островов.
И названий звёзд, планет
Без заглавной буквы нет.

5. Развитие умений - применение знания.

Вернёмся к словам на доске. Перед нами названия частей света.

В олимпийской символике каждая из них изображена в виде кольца со своим цветом. Европа - синий, Америка - красный, Азия - жёлтый, Африка - чёрный, Австралия - зелёный.

Выполнив правильно задания,вы узнаете чем знаменита каждая из этих частей света в спорте.

Выборочное списывание. Выписать из текста предложение о части света, соответствующее цвету одежды. Подчеркнуть орфограмму.

На олимпиаде в Сочи представлено много разных зимних видов спорта. Зимние виды спорта развиваются во всех частях света. В Европе популярно фигурное катание. Америка славится хоккеем. В Африке развивается санный спорт. Жители Австралии любят прыжки с трамплина. Жители стран Азии занимаются бегом на коньках.

(Проверка. Во время проверки, на экране показываются физические карты каждой части света)

Физминутка (спортивная)

- Наша страна - уникальная. Россияне с азартом играют в хоккей, занимаются фигурным катанием, прыжками с трамплина, лыжным и санным спортом: Три месяца длилось путешествие олимпийского огня по нашей стране. Тысячи спортсменов и не спортсменов пронесли священное пламя по улицам городов России. И никто не устал. Потому, что занятие спортом делает человека выносливым и сильным духом:

(Показ карты с изображением маршрута эстафеты Олимпийского огня)

Работа в парах. Найти и исправить ошибки в тексте. (Проверка на интерактивной доске)

Россия - самая большая в мире страна. Её границы проходят по суше и по воде. На севере омывает Баренцево море. На западе - Балтийское море. На юго- востоке границей является река Амур. На востоке простирается Тихий океан.

- Озаглавьте текст.(Россия)

Физминутка (скрытая). В нашем классе для вас спрятаны задания. Вам надо их найти и выполнить самостоятельно. (Задания под крышками парт и стульев)

Самостоятельная работа. Списать, раскрывая скобки и выбирая букву для написания географических названий.

(м,М)осква, (х,Х)оккей, (к,К)оньки, (с,С)очи, (а,А)ляска, (л,Л)ыжник,(р,Р)оссия, (я,Я)пония, (о,О)стров, (у,У)краина.

Работа в группах с деформированным текстом.

"Собрать стихотворение"

Россия - зимняя страна,
А Сочи - летний город.
Олимпиаду провести
Готов и стар и молод.

-Прочитайте все вместе стихотворение. Почему у вас получилось выполнить задание? (Работали вместе и дружно)

6. Итог урока.

Рефлексия:

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Что такое топонимика? (Наука о географических названиях.)

- Какую орфограмму повторили?

- Почему у вас получалось выполнять задания? (Работали вместе и дружно)

- Олимпиада объединяет народы всех частей света. Люди болеют за своих спортсменов. На планете царит мир и дружба.

(Дети соединяют руки в олимпийские кольца).

Музыка "Гимн Олимпиады"