Цель: Развить умения писать большую букву в названиях частей света, стран и городов.
Задачи: создать условия для овладения обучающимися ключевыми компетенциями с метапредметной, предметной и социальной областях деятельности:
В метапредметной области: | В предметной области: | В социальной области: |
|
|
|
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, футболки, соответствующие цветам олимпийских колец, листы для детей с изображением митенок.
Ход урока
1.Организация начала урока. Рефлексия "Настроение":
Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом хорошего настроения и удачи
Сегодня наш урок русского языка-необычный. Он посвящен главному мероприятию нашей страны - зимней Олимпиаде. Во время олимпиады каждый россиянин "болеет" за спортсменов. Мы все - тоже болельщики. И чтобы поддержать спортсменов, сегодня вы будете работать не в обычных тетрадях, а на листах с изображением Олимпийских "митенок" - перчаток с цветными пальцами. Ваши футболки таких же цветов. Выполняя задания на уроке, вы узнаете, что обозначает каждый цвет.
Откройте свои листы и запишите дату и вид урока.
2. Минутка чистописания.
- Отгадайте загадку.
И мальчишки, и девчонки
коньки)
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы - фигурные... (Ответ:
- На льду коньки оставили узор. Повторите его в своих тетрадях.
3. Актуализация знаний.
Орфографическая зарядка.
Прочитайте слова:
Азия, Африка, Европа, Америка, Австралия
- Что общего в этих словах? (Называют части света. Написаны с большой буквы)
- Почему они написаны с большой буквы?(Имена собственные )
-Какое слово здесь лишнее? (Европа)
-Почему? (Начинается с буквы Е; часть света, где мы живём)
- Составьте и запишите предложение со словом Европа.
4. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.- Сегодня мы совершим путешествие в мир топонимики- науки, которая занимается географическими названиями, их написанием и произношением
- Назовите тему урока ("ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЯХ")
-Составьте план своей работы по этой теме.
- Чтобы справиться с заданиями вспомните орфограмму. (Чтение стихотворения)
Не оставим без вниманья
Ни единого названия.
Рек, морей и городов,
Стран, озёр и островов.
И названий звёзд, планет
Без заглавной буквы нет.
5. Развитие умений - применение знания.
Вернёмся к словам на доске. Перед нами названия частей света.
В олимпийской символике каждая из них изображена в виде кольца со своим цветом. Европа - синий, Америка - красный, Азия - жёлтый, Африка - чёрный, Австралия - зелёный.
Выполнив правильно задания,вы узнаете чем знаменита каждая из этих частей света в спорте.
Выборочное списывание. Выписать из текста предложение о части света, соответствующее цвету одежды. Подчеркнуть орфограмму.
На олимпиаде в Сочи представлено много разных зимних видов спорта. Зимние виды спорта развиваются во всех частях света. В Европе популярно фигурное катание. Америка славится хоккеем. В Африке развивается санный спорт. Жители Австралии любят прыжки с трамплина. Жители стран Азии занимаются бегом на коньках.
(Проверка. Во время проверки, на экране показываются физические карты каждой части света)
Физминутка (спортивная)
- Наша страна - уникальная. Россияне с азартом играют в хоккей, занимаются фигурным катанием, прыжками с трамплина, лыжным и санным спортом: Три месяца длилось путешествие олимпийского огня по нашей стране. Тысячи спортсменов и не спортсменов пронесли священное пламя по улицам городов России. И никто не устал. Потому, что занятие спортом делает человека выносливым и сильным духом:
(Показ карты с изображением маршрута эстафеты Олимпийского огня)
Работа в парах. Найти и исправить ошибки в тексте. (Проверка на интерактивной доске)
Россия - самая большая в мире страна. Её границы проходят по суше и по воде. На севере омывает Баренцево море. На западе - Балтийское море. На юго- востоке границей является река Амур. На востоке простирается Тихий океан.
- Озаглавьте текст.(Россия)
Физминутка (скрытая). В нашем классе для вас спрятаны задания. Вам надо их найти и выполнить самостоятельно. (Задания под крышками парт и стульев)
Самостоятельная работа. Списать, раскрывая скобки и выбирая букву для написания географических названий.
(м,М)осква, (х,Х)оккей, (к,К)оньки, (с,С)очи, (а,А)ляска, (л,Л)ыжник,(р,Р)оссия, (я,Я)пония, (о,О)стров, (у,У)краина.
Работа в группах с деформированным текстом.
"Собрать стихотворение"
Россия - зимняя страна,
А Сочи - летний город.
Олимпиаду провести
Готов и стар и молод.
-Прочитайте все вместе стихотворение. Почему у вас получилось выполнить задание? (Работали вместе и дружно)
6. Итог урока.
Рефлексия:
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
- Что такое топонимика? (Наука о географических названиях.)
- Какую орфограмму повторили?
- Почему у вас получалось выполнять задания? (Работали вместе и дружно)
- Олимпиада объединяет народы всех частей света. Люди болеют за своих спортсменов. На планете царит мир и дружба.
(Дети соединяют руки в олимпийские кольца).
Музыка "Гимн Олимпиады"