Замечено, что главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная мотивационная готовность к обучению, которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Если какими-то способами удается обеспечить непосредственный интерес ребенка к обучению, то оно и развитие идут нормально. Преодолеть трудности мотивационного плана можно лишь, сделав обучение интересным занятием для ребенка, т.е. проводя его в форме организации сюжетно-ролевых игр на школьную тему, рассчитанных на увлечения ребенка и на его обучение, путем пробуждения интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.
Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.
Воспитанию, развитию и закреплению качеств личности, необходимых будущему школьнику, способствуют такие игры, как "Школа", "Школьный лагерь", "Библиотека", "Урок музыки", "Школьный концерт" и т. п. В них отражаются имеющиеся у детей представления о школе, правилах школьного поведения, требованиях учителя, а также их мечты и желания. Однако интересной по содержанию, творческому замыслу, с большим количеством ролей игра будет тогда, когда у детей имеются достаточно четкие представления о том, что они собираются изображать. Разрозненные впечатления о школе не всегда отражаются в играх, а если и отражаются, то, как правило, эти игры носят однообразный характер, неглубокий по содержанию. Возникают они в основном по совету воспитателя или по инициативе отдельных, наиболее активных ребят. Остальные дети, не имея достаточных представлений о школе, в начале игры поддерживают инициативу организатора, потом интерес угасает, и они переключаются на другие игры.
Однако не все, что дети узнают о школе, приводит к возникновению у них замыслов, перерастающих в творческую игру. Чтобы вызвать ее, особое внимание при ознакомлении ребят со школьной жизнью следует уделять таким явлениям, которые воздействовали бы на их чувства. Надо не только сообщать детям, что такое школа, но и обращать их внимание на деятельность учеников, на их отношения между собой и с учителем, рассказывать о лучших учениках (об их ответственном отношении к учебе и общественной работе), возбуждая желание подражать им. Хорошо, если кто-либо из таких учеников выступит перед детьми подготовительной к школе группы и расскажет об интересных школьных делах, о любимом уроке, о том, как ребята помогают отстающим, как проводят субботники, участвуют в труде взрослых, как отдыхают.
Наблюдения за играми позволяют педагогу определить, какие события школьной жизни более всего волнуют детей; насколько полно отображают ребята знакомые им явления и факты, что еще требует уточнения, как проявляется творчество и инициатива детей при подготовке к игре и по ходу создания игрового образа. Такие наблюдения помогут воспитателю намечать конкретные задачи своей дальнейшей работы.
Поддерживая интерес к играм на школьные темы, надо по ходу игры напоминать детям о том, чем занимаются ученики в школе, с помощью наводящих вопросов восстанавливать в их памяти известные им факты и случаи, вносить предложения, советовать. Например, воспитатель может напомнить, что в школе ребята не только учатся, но и трудятся, занимаются спортом, и тогда при "школе" устраивается спортивный зал и мастерская, "ученики" отправляются в туристический поход или собирают растения для гербария.
У детей старшего дошкольного возраста со словом школа связывается выполнение определенных требований и к поведению, и к учебным заданиям. Носителем этих требований, как правило, выступает учитель. Наблюдая за тем, как дети играют роль учителя, можно выяснить, как они относятся к этой профессии, как понимают ее значение, что считают наиболее характерным для труда учителя и его отношения к ученикам. В своих суждениях об учителе дети всегда отмечают его высокую требовательность, сравнивают его с воспитателями и родителями. Первого учителя всегда долго помнят и любят. В результате у детей формируется уважение к профессии и личности учителя, что проявляется прежде всего при выборе ими исполнителя этой роли в игре.
Игры в школу способствуют сплочению детского коллектива, развитию у ребят умения трудиться и заниматься сообща. Даже самые застенчивые и робкие на "уроке" чувствуют себя свободней, с удовольствием отвечают на вопросы, быстро входят в образ ученика, добросовестно выполняют все требования "учителя". В играх на школьные темы проявляются творческие способности и художественные интересы ребят. Они самостоятельно выбирают темы для рисования и лепки, подбирают песни и пляски для "уроков", обдумывают содержание "уроков".
Во многих играх старших дошкольников по-прежнему присутствуют куклы: они могут быть "партнерами" по игре или используются при создании игровых образов, в частности учеников и учителей. Говорят за них дети. Интересно, что в таких играх на первых порах большое значение придается внешнему оформлению. Например, кукол в школьных формах и с портфелями сажают за маленькие парты, ставят к доске и т. д. В дальнейшем оформлению уделяется все меньше внимания, и играющий ребенок или группа детей, увлекаясь содержанием игры, создают лишь в своем воображении для учеников-кукол спортивную площадку, мастерскую, стадион, оранжерею. Игры в школу с куклами наблюдаются в течение всего года. Иногда они соединяются с играми, где основные роли выполняют дети. По мере расширения и систематизации представлений детей о школе, развивается их творчество. Если у ребят имеются достаточно яркие и полные представления о школе, то тема школы проникает и в другие игры. Например, дети открывают вечернюю школу для моряков на корабле, отдельно устраивают школу для кукол, куда их приводят родители, лечат учеников в больнице, здесь же с больными занимается специальный учитель.
Постепенно игры в школу становятся еще более выразительными, лучше организованными. Дети в течение сорока минут могут заниматься "уроком" чтения, во время которого составляют рассказы по иллюстрациям в книге, вспоминают сюжет сказки по сказочной азбуке, пересказывают знакомые рассказы, причем один - начало, другой - конец или кто-либо называет произведение, а остальные вспоминают его героев и их приключения. В игре дети не только воспроизводят отдельные действия школьников, учителя, вожатого, но, что особенно важно, изображают деятельность взрослого и детей, их взаимоотношения во всем разнообразии.
Таким образом, для ребят становятся важными не только действия сами по себе, но и взаимоотношения людей в процессе действий, моральная сторона поступков.
В играх закрепляется положительное отношение детей к школе, которое на первых порах носит еще неустойчивый характер.
Одним из примеров формирование личности будущего первоклассника может служить реализация проекта "Изготовим атрибуты к сюжетно-ролевой игре "Школа".
Подготовительная к школе группа.
Проект "Изготовим атрибуты к сюжетно-ролевой игре "Школа"
Характеристика проекта.
Тип проекта: практико-ориентированный.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный (2 недели).
По содержанию: игровой.
По характеру контактов участников: среди детей одной группы и родителей.
Проблема: Какие атрибуты нужны к сюжетно-ролевой игре "Школа"?
Цель: Создать условия для активной самостоятельной деятельности: творческой, практической и игровой.
Задачи:
Для детей:
- Развивать познавательную активность, интерес к школьному миру, желание узнать новое.
- Расширять внешний кругозор жизнедеятельности ребенка и его внутренней жизни - формирование отношения к себе, к своим умениям, достижениям.
- Развивать способность устанавливать содержательные контакты друг с другом и способы общения в ситуации совместной деятельности.
- Закреплять технические навыки продуктивной деятельности.
- Развивать навыки сотрудничества с взрослыми.
Для родителей:
- Развивать компетентность, связанную с интересами проекта, выявить мотивацию для поддержания увлеченности этой деятельность.
- Обогатить педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытывать чувство удовлетворенности от своих успехов и успехов ребенка.
- Обогатить отношения родителей и детей опытом общения и совместной практической деятельности.
Предполагаемый результат:
Изготовления атрибутов к сюжетно-ролевой игре "Школа"
Презентация проекта:
Сюжетно-ролевая игра "Школа".
Этапы проекта. | Деятельность детей. | Деятельность педагога. | Взаимосвязь с семьей. |
Вводный. | Экскурсия в школу - путешествие по
школе со сказочной феей. Театрализованная игра "Лесная школа". Настольно-печатные игры "Играем в школу". |
Познавательное занятие "Поможем
слоненку учиться". Общение "Зачем надо учиться?". |
Обсуждение содержания проекта. |
Планирование деятельности. | Разделение на группы. Определение объема работы. |
Обсуждение с детьми пошагового
выполнения заданий. Составление плана работы для каждой группы. |
Привлечение родителей к помощи своим детям. |
Осуществление проекта. | Свободное время. Тетради для уроков. Изготовление демонстрационного материала для счета (яблоки, ежи-грибы, белочки). Счетные палочки. Вырезание букв на фланелеграф. Книжкина мастерская, починка и распределение по разделам школьной библиотеки. |
Организованное обучение Занятие -ручной труд "Альбомы для рисования". Занятие-рисование "Странички для азбуки". Занятие -лепка "Цифры для урока математики". |
Пошив школьной формы для кукол вместе с
ребенком. Изготовление указки. Изготовление парт и школьной доски для кукол. Наглядные пособия "Подбери предмет" (форма), "Подбери куклам шарфы, шапку, стул" (размер). |
Презентация проекта. | Сюжетно-ролевая игра "Школа". | Руководство игрой или выполнение роли наравне со всеми участниками игры. | Участие в игре и в качестве зрителей. |