Основные виды движений – основа достижения оптимизации двигательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Коррекционная педагогика


Дети с ограниченными возможностями здоровья - особая категория детей, требующая от работы педагога по физическому воспитанию терпения, использования широкого спектра приемов, средств и методов в достижении положительной динамики коррекции нарушений двигательной сферы для развития оптимального уровня физической подготовленности.

Своевременность коррекции имеющихся и профилактика возможных нарушений играет огромную роль на данном возрастном этапе.

Для всестороннего развития младших школьников чрезвычайно важно своевременно развивать (с опорой на сохранные способности) основные виды движений - бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, спортивных секциях, соревнованиях.

Усвоение детьми навыков этих движений, овладение рациональными способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту. Упражнения в основных видах движений расширяют диапазон двигательных способностей детей, облегчают в дальнейшем усвоение программы по физическому воспитанию в среднем и старшем звене.

Для успешной работы в развитии познавательной самостоятельности детей необходимо создание эмоционально-стимулирующей среды, создание ситуации успеха.

Успех поддерживает мотивацию ребенка к деятельности и делает интересным для него не только конечный результат, но и сам процесс его достижения.

Считаю, целесообразным в достижении поставленных условий - использование следующих специальных методических приемов, эффективно содействующих активизации умственной деятельности, коррекции недостатков моторики и соответствующих возможностям учеников:

Приемы, направленные на восприятие учениками собственных достижений и их дифференциацию (изменение темпа, направления, амплитуды и усилия движения).

Приемы, побуждающие учеников к самооценке своих достижений (сравнение, выявление ошибок, накопление двигательного опыта).

Приемы, содействующие развитию регулирующей функции речи в двигательных действиях (повторение слов-терминов, называть выполняемые задания, подсчет). Речь обладает мощным коррекционно-развивающим эффектом, контролируя деятельность психических процессов и активизируя в сознании ребенка ход и результат его действий. Таким образом, дети начинают ощущать неразрывную связь между словами, объясняющими технику выполнения движений, зрительным образом и мышечным ощущением.

Цель разработки:

  • расширить представление о значении основных видов движений в реализации,
  • коррекционного направления по физическому воспитанию у младших,
  • школьников, обобщить собственный практический опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Оздоровительное воздействие на организм и прикладное значение основных видов движений.

Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Использование основных движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую работоспособность детей.

Разнообразие основных движений и их вариантов дает возможность развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость. Одновременность развития двигательных качеств при ходьбе, беге, прыжках, метании, лазанье значительно повышает ценность этих движений. Наряду с физическим развитием решаются задачи нравственного, эстетического воспитания. У детей развиваются умственные способности: восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления. Ребенок должен усвоить показанное ему движение и суметь действовать в соответствии с образцом также ловко, быстро, технически правильно. Например, при прыжке с разбега рассчитать свои действия так, чтобы в нужном месте оттолкнуться и перепрыгнуть препятствие.

Во время выполнения движений детьми педагог активно формирует у них нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость. Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть и т.п.), самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент. Например, узкую канавку можно перепрыгнуть с места или с разбега, а вот широкую надо или преодолеть, или обежать; над ручейком по доске легко пройти, спокойно ставя ступни одна перед другой; по двум жердочкам, положенным параллельно, придется ноги расставить пошире, а по круглому бревну безопаснее пройти боком, делая приставные шаги.

При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий. Дети воспринимают красоту совместных дружных движений - прошли ровной колонной, одновременно и четко выполнили подскоки (перестроение, построение, упражнение). Педагог стремится воспитать у ребят интерес к движениям, устойчивость эмоциональных проявлений.

Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений, доступных младшим школьникам. Свобода применения достаточно освоенных навыков в разных ситуациях создает большие возможности для проявления детьми активности, инициативы и творчества. Чрезвычайно велико прикладное значение бега, прыжков, метания, лазанья. Умение уверенно и ловко действовать в сложных и часто меняющихся условиях среды необходимо в игровых и жизненных ситуациях.

Развитие движений во многом определяется благоприятными окружающими условиями, стимулирующими подвижность детей. В сельской местности природная среда наиболее полно удовлетворяет двигательные потребности детей, способствует и обеспечивает последовательное обучение технике движений.

При целенаправленном обучении дети реже допускают те ошибки, которые возникают при первых попытках овладения новым, подчас довольно сложным для них движением. Быстрее исчезает скованность, напряженность во время ходьбы и бега, четче выступает координация движений рук и ног при выполнении прыжков, лазанья и т.д.

Обучение основным видам движений строится с учетом ведущих дидактических принципов. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к количественным и качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций. Так, если дети легко преодолевают прыжком в длину 50см, надо увеличить препятствие, ввести дополнительное задание (например, хлопок в ладоши, звуковой сигнал). Постепенно повышающиеся требования позволяют сохранять у детей интерес к заданиям, стремление улучшать свои показатели, не останавливаться на достигнутом.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Например, после освоения отталкивания при подскоках на месте можно перейти к прыжкам с продвижением вперед; после овладения метанием в неподвижную цель хорошо предложить детям попасть в движущуюся.

Обучение двигательным умениям надо вести поэтапно, если позволяет структура упражнения, закрепляя навык. Это дает возможность проследить за ошибками, своевременно устранить их.

Для прочного закрепления движений их необходимо многократно повторять, постепенно усложняя (без зрительного контроля; выполнение не только правой, но и левой рукой).

Младших школьников надо чаще подбадривать, действия, выполненные ими, оценивать положительно, особенно если ребенок проявил усилие, упорство в достижении результата. К более старшим следует предъявлять требования к качеству движений, проявлению активности, инициативы.

Использование ориентиров облегчает педагогу контроль над выполнением движений каждым ребенком.

При усвоении движений следует воспитывать у детей стремление действовать активно, энергично, сознательно проявлять постепенно возрастающие, все большие физические усилия для достижения поставленной цели.

Обучая детей основным движениям, нельзя забывать при этом о решении воспитательных задач, стремиться к тому, чтобы дети учились проявлять выдержку, настойчивость, смелость, могли оказать помощь товарищу, научить его правильным движениям.

Ходьба.

Ходьба - одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения ползать. Представляет собой циклическое движение умеренной интенсивности. Ходьба расширяет возможности детей, обогащает их деятельность, стимулирует активность, способствует полноценному физическому развитию.

В ходьбе активно участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включается до 56% мышц тела. Во время ходьбы группой детей воспитывается согласованность движений, организованность, умение ориентироваться на площадке, в разнообразных и часто меняющихся условиях местности.

Величина нагрузки при ходьбе зависит от скорости движений и условий выполнения (темп, преодоление спусков и подъемов, передвижение по дорожкам с разным грунтом).

При кажущейся простоте движений в ходьбе дети с ограниченными возможностями здоровья допускают значительное количество ошибок из-за трудности сохранения равновесия (колебаний ОЦТ): раскачивание, туловище излишне наклонено вперед.

Для поддержания оптимального эмоционального настроя детей варьирую задания в ходьбе: игровые моменты, изменение направления и темпа, чередование видов ходьбы, по кругу, группой, сочетание ее с другими движениями - перешагиванием, подлезанием, подскоками и др.

В целях профилактики плоскостопия, для правильного формирования свода стопы применяется ходьба по гальке, рейкам или палочкам, канату, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середина стопы.

Бег.

Умение быстро и ловко бегать необходимо в основной деятельности ребенка - игре. Бег чаще других движений используется в повседневной жизни всеми детьми. Бег входит в содержание многих видов движений: от умения рационально выполнять бег зависит успешность выполнения следующих действий (прыжки в длину и высоту с разбега, спортивные игры и т.д.).

Бег является упражнением циклического типа. С помощью длительного бега тренируется общая выносливость.

Одним из основных моментов, обеспечивающих хорошие результаты (высокую скорость или продолжительность бега), является ритмичность бега. Бег на местности, связанный с неровностями почвы, резкими поворотами, подъемами и спусками, теряет свою цикличность и ритмичность, характерные при беге в зале. Такой бег требует умения хорошо и быстро перестраивать координацию движений.

Для того чтобы не снижался интерес к бегу, детям следует предлагать дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими движениями - ходьбой, перелезанием, прыжками (всеми заданиями, имеющимися в арсенале опыта педагога).

Обычный бег в среднем темпе широко используется для обучения некоторым элементам техники, навыкам правильного координированного движения. При таком беге дети могут лучше контролировать свои движения, хорошо их чувствуют, могут вносить поправки в свои действия.

Бег в сочетании с подлезанием, пролезанием, перепрыгиванием способствует развитию умений замедлять и ускорять темп бега перед преодолением препятствия.

Прыжки.

Прыжки находят широкое применение в двигательной деятельности человека. Упражнения в прыжках укрепляют костно-мышечный аппарат ног, туловища, тренируют глазомер, координацию движений.

Прыжок в отличие от ходьбы и бега не является циклическим движением, а состоит из нескольких последовательно и слитно выполняемых действий.

Овладению сложными видами прыжков с разбега помогают подводящие упражнения. Так, выработке энергичного отталкивания способствует прыжок вверх с доставанием высоко подвешенного предмета, прыжки через линии, прыжок с разбега на возвышение - впрыгивание.

Для любого вида прыжка необходимо правильное приземление. Поэтому, важно как можно раньше научить ребенка мягко приземляться, что предупреждает появление травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыгивании с естественных препятствий, порой довольно высоких; предохраняет от развития плоскостопия.

Важным элементом прыжка является отталкивание от опоры. Оно должно быть достаточно сильным, энергичным, а главное - своевременным, быстрым, иначе даже большая мощность толчка, но в замедленном темпе не приведет к нужному результату - ребенок не перепрыгнет палку, препятствие.

В прыжках в глубину закрепляется умение одновременно отталкиваться двумя ногами, активно разгибать стопы и мягко приземляться. Велико их прикладное значение при преодолении естественных препятствий.

Катание, бросание и ловля, метание.

Действия с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений.

Эти движения нравятся ребенку своей доступностью. Они не требуют точно зафиксированного способа выполнения. Мяч может быть брошен с меньшим или большим усилием, в любом направлении (высоко, в сторону, далеко).

После бросания появляется собственно метание. Любое метание (вдаль, в цель, разными способами - сверху, сбоку, из-за спины через плечо) характеризуется широкими по размаху и активными движениями ног и туловища в сочетании со столь же широким движением руки, метающей предмет.

Катание - полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия.

Бросание и ловля - более сложные движения, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска.

В метании надо обращать внимание на чередование бросков правой и левой рукой - это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики появления нарушений осанки.

Ползание и лазанье.

Большую группу разнообразных движений составляют ползание, подползание, переползание, пролезание и лазанье. Движения эти чрезвычайно полезны для детей, так как они способствуют укреплению крупных групп мышц - туловища, плечевого пояса, рук, ног, развитию гибкости позвоночника. С их помощью воспитываются ловкость, смелость, привычка к высоте.

Ползание и лазанье выполняются по циклическому типу, как ходьба и бег. Чередование напряжения и расслабления мышц позволяет совершать движение длительное время, не уставая, и тем самым дает возможность укреплять организм, воспитывать выносливость.

Ползание выполняется при опоре на руки и ноги, давая возможность разгрузки позвоночника, который оказывается в горизонтальном положении. Получаемая детьми нагрузка распределяется более равномерно на руки и ноги, она даже несколько снижена для ног, испытывающих при других движениях (ходьбе, беге, прыжках) большое напряжение. При ползании активнее работает верхний плечевой пояс, мышцы рук и шеи, что создает хорошие предпосылки для воспитания у детей правильной осанки.

Особенностью упражнений в ползании является то, что они выполняются почти без показа движений педагогом. Ползание непременно должно сочетаться с выпрямлением, потягиванием, прыжком вверх.

Согласованные действия рук и ног в определенной последовательности при лазаньи - сложная задача, требующая от младших школьников умения управлять движениями, произвольно регулировать степень напряжения и расслабления разных групп мышц. Для этого необходимы многократные упражнения. Собственный двигательный опыт ребенка в лазанье поможет ему быстрее овладеть координацией движений рук и ног, ритмом шагов.

Упражнения в равновесии.

Умение сохранять равновесие необходимо в любой деятельности ребенка, в игре, бытовых процессах, разнообразных перемещениях в пространстве.

Равновесие обеспечивается сложным сочетанием в действиях различных анализаторов - мышечного, вестибулярного, зрительного, кожного, объединяемых регулирующим влиянием ЦНС. Поэтому для развития способности сохранять равновесие необходимо использовать разнообразные физические упражнения, влияющие на органы и системы, обеспечивающие устойчивое положение тела ребенка, как при удержании статических поз, так и при перемещениях в пространстве.

Хорошее развитие функции равновесия облегчает совершенствование знакомых навыков и освоение новых движений. Оно связано со всеми основными видами движений - бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем. Особенно ярко равновесие проявляется в движениях и положениях тела, связанных с быстрыми перемещениями, сменой положений, уменьшением и повышением площади опоры. Упражнения в равновесии помогают регулировать перемещение ЦТ тела и мышечные усилия, направляемые на сохранение равновесия. Многократное выполнение таких движений способствует развитию координации, ориентировке в пространстве, воспитывает самообладание, смелость.

Умение сохранять равновесие в разных условиях или положениях тела формируется с первых движений ребенка, по мере расширения его двигательного опыта.

Равновесие совершенствуется в упражнениях, развивающих все виды основных движений, в различных подвижных играх. Например, в ходьбе и беге при неожиданных остановках, поворотах, смене темпа движения; при спрыгивании в точно обозначенное место; в переползании и ползании по скамейке и т.п. Еще активнее происходит тренировка равновесия при передвижении на коньках (в т.ч. роликовых), в ходьбе на лыжах.

Доказана необходимость специальных упражнений, направленных на развитие у ребенка устойчивости в разных позах во время статических положений и движениях в пространстве. В статических упражнениях необходимо удерживать равновесие в определенной принятой позе - стоя на носках, на одной ноге. Выполняют упражнения на полу, скамейке или другой какой-либо опоре. В динамических упражнениях равновесие надо сохранять в движении - при ходьбе, беге, после поворотов, вращений. Такие упражнения легче выполнять на полу. Дальнейшее усложнение связано с уменьшением площади опоры - ходьба между двух линий или шнуров, положенных на пол, по доске. Труднее даются упражнения на равновесие при увеличении высоты опоры - с 10-15см в младших классах до 40-50см - в средних.

Все задания, связанные с проявлением равновесия, требуют от детей сосредоточенности, внимания, волевых усилий.

Использование природных условий для развития основных движений.

Для закрепления у детей двигательных умений использую природные материалы: шишки, камешки, палочки, прутья. За пределами участка всегда можно найти подходящие условия для закрепления движений: извилистые дорожки, пеньки, стволы упавших деревьев, горки, канавки, камни, близко стоящие деревья и т.п. В полосу препятствий, преодолеваемых детьми, хорошо включать травянистый склон, песчаный берег реки, мелкий ручей, узкий мостик, деревья с редко и с горизонтально расположенными ветками.

При проведении подвижных игр на площадке на границах можно установить ориентиры (флажки, конусы, стойки). Из четырех таких ориентиров легко образовать болото, озеро, полосу

препятствий для перешагивания, переползания, перепрыгивания.

В зимнее время в оборудовании площадки придумываем снежные постройки, которые с успехом используются в упражнениях для развития основных движений.

Изучение и применение средств физического воспитания в различных учебных условиях (спортивный зал, спортивная площадка, пересеченная местность) позволило мне расширить и обогатить собственный практический опыт, реализовать творческие замыслы и обеспечило целенаправленную и системную работу по решению двигательно-коррекционных задач в формировании двигательного базиса движений, коррекции двигательных нарушений. Созданные условия способствуют развитию двигательного анализатора, устранению дефектов телосложения.

Чем богаче и разнообразнее движения, тем больше возможностей для проявления детьми инициативы и творчества.

Необходимо сохранять у детей первоначальный интерес к упражнениям; от занятия к занятию, от игры к игре ставить новые задачи, обогащать упражнения новыми двигательными заданиями, усложнять правила, вводить варианты, поощрять проявление детьми самостоятельности.

Обучение во взаимодействии (команде, группе) решает задачи не только специфики предмета, но и одновременно формируются умения, необходимые во всех сферах жизни: общаться, работать в команде, доводить начатое дело до конца, оценивать результат, радоваться успеху и переживать неудачи, оценивать свои возможности.