Планируемые предметные результаты:
Воспроизводит правило. Работает со схемами. Обосновывает постановку знаков препинания. Находит в тексте союзы. Правильно определяет грамматическую основу предложения и второстепенные члены предложения.
Универсальные учебные действия:
"Читает" схемы. Ориентируется в целях, задачах, средствах и условиях общения. Принимает и сохраняет учебную задачу; строит сообщение в устной форме; находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос.
Личностные результаты:
- Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; на понимание причин успехов в учебе.
- Характеристика деятельности детей:
- Выполнять задания по определению связи между однородными членами, исправлению ошибок в употреблении однородных членов.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока
I. Организационный урок.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
II. Повторение материала.
Распределите слова по столбикам. В первый запиши слова с сочетанием ци в корне, во второй - слова-исключения с цы в корне, в третий - слова с окончанием -ы. (Проверка)
Циркач, спицы, куницы, цыплёнок, традиция, циклон, цыган, рукавицы, нарцисс, зайцы, концы, цыплячий, цилиндр, цыкать, акация.
Какие слова ты не выпишешь? (Слайд№2)
III. Новый материал.
1. Создание проблемной ситуации
Появляется первое слово: ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Слайд№3)
- Что вы знаете о предложениях?
(Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.
По цели предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.
По интонации- восклицательные, невосклицательные
Предложения бывают распространенные, нераспространенные)
Появляется словосочетание: ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ(Слайд№3)
- Что вы знаете об однородных членах предложения?
(Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения, называются однородными.
Однородные члены не зависят друг от друга.
Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Однородные члены являются одним и тем же членом предложения.
Однородные члены произносятся с особой интонацией перечисления. Эта интонация связывает однородные члены. А разделяет их запятая.)
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим работать с однородными членами предложениями.
- Чуть позже вы сами мне назовете тему урока, а сейчас мы будем работать в группах.
3. Работа в группах.
Вы уже умеете ставить запятые между однородными членами, если между ними нет союзов. А какие знаки ставятся, если однородные члены соединены союзами? Понаблюдайте и сделайте выводы.
Задание 1 группы.
Прочитайте предложения, найдите однородные члены предложения, назовите союзы, сделайте вывод. К каждому предложению сделайте схему.
- Волк погнался за зайцем, но не догнал его.
- Миша вышел в школу очень рано, но опоздал.
- Федя быстро шёл, а не бежал.
- У Маши есть запасной карандаш, а не ручка.
Задание 2 группы.
Прочитайте предложения, найдите однородные члены предложения, назовите союзы, сделайте вывод. К каждому предложению сделайте схему.
- Дельфин в последний раз выпрыгнул из воды и уплыл.
- На уроках математики ребята решают примеры и задачи.
- На столе лежали тетрадь и карандаш.
- Лена выскочила из дома и побежала к снежной крепости.
Задание 3 группы.
Прочитайте предложения, найдите однородные члены предложения, назовите союзы, сделайте вывод. К каждому предложению сделайте схему.
- Я очень люблю и Новый год, и Восьмое марта, и все дни рождения.
- В зоопарке мы видели и слонов, и тигров, и львов, и жирафов.
- Тонкий дожди сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.
- В марте бывает или снег, или дождь.
Задание 4 группы.
Прочитайте предложения, найдите однородные члены предложения, назовите союзы, сделайте вывод. К каждому предложению сделайте схему.
- На новогодней ёлке висели шарики, и пряники, и гирлянды, и хлопушки.
- Школьники умеют читать, и писать, и считать, и рисовать.
- Мы с мамой очень любим бродить по лесам, и полям, и перелескам.
- В наших лесах водятся медведи, и зайцы, и лисы, и лоси.
4. Проверка заданий.
Поделитесь своими наблюдениями с другими группами.
Выступление групп.
Проверка.
Вы заметили, что:
Между однородными членами, соединёнными союзами а, но, ставится запятая.
![]()
Между однородными членами, соединёнными одиночными союзами и, или, запятая не ставится.

Между однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами и, или, запятая ставится перед вторым и последующими союзами.

Но если перед первым из повторяющихся союзов уже находится однородный член, то запятая ставится и перед первым из повторяющихся союзов.

5. Вывод.
Сообщение темы урока и целей урока.
Чтение правила по учебнику на С.131.
IV. Закрепление материала.
1. Самостоятельная работа упражнение 1 на странице 132.
2. Проверка. " Консультанты" проверяют у остальных правильность выполнения задания.
3. Работа в парах. Упражнение 3 на странице 132.
4. Проверка.
V. Итог урока.
-Какие новые знания вы "открыли" для себя на уроке, что тренировали , выполняя задания.
- Оцените себя.