Использование информационных технологий в образовательном процессе. Формирование информационной культуры учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


“Довольствуйся настоящим,
но стремись к лучшему”

Сократ

“Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности общества и государства”.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие личности учащихся на основе усвоения универсальных способов деятельности. Формировать универсальные учебные действия – значит развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Меняется роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю:

  • организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках,
  • делать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.
  • компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Именно последний этап нас и интересует.

ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.

Любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. В практике информационными технологиями обучения называют все специальные технические технологии, использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Использование ИКТ для учителя – это отбор учебного материала, при этом он должен соблюдать основные дидактические принципы:

  • систематичности,
  • последовательности,
  • доступности,
  • дифференцированного подхода,
  • научности и др. 

Надо помнить, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Применению ИКТ свойственно следующее:

  1. Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
  2. Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
  3. Интерактивность и диалоговый характер обучения: ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
  4. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
  5. Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

Применение ИКТ в процессе обучения школьников повышает общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность учащихся. Для этого учителю необходимо овладеть рядом умений.

Основные умения учителя:

  • технические, т.е умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
  • методические, т. е. умения, необходимые для грамотного обучения школьников;
  • технологические, т.е умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках.

    Применение ИКТ в процессе обучения усиливает :

  • положительную мотивацию обучения
  • активизирует познавательную деятельность обучающихся
  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Использование ИКТ позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  1. Принцип доверительности
  2. Принцип обратной связи
  3. Принцип занятия исследовательской позиции.

Основной целью применения ИКТ является:

  • развитие мышления
  • формирование приемов мыслительной деятельности.
  • выполнение стандартов общего образования по информатике и ИКТ

Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

 При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:

  • мультимедийные курсы;
  • презентации к урокам;
  • логические игры;
  • тестовые работы;
  • ресурсы Интернет;
  • электронные энциклопедии.

Насколько полезно использование ПК в учебном процессе:

  1. Получение новой информации 56%.
  2. Поиск материала в Интернете 28%.
  3. Расширение кругозора 16%.

Учащиеся, работающие на ПК, имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Преимущества использования ИКТ:

  1. Индивидуализация обучения;
  2. Интенсификация самостоятельной работы учащихся;
  3. Рост объема выполненных заданий;
  4. Расширение информационных потоков при использовании Internet.
  5. Интегрирование образовательного процесса с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.
  6. Применение компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика
  7. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.
  8. Освоение учащимися современных информационных технологий.

Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

  1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей,
  2. У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
  3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.
  4. Отсутствие контакта с учителем информатики.
  5. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.
  6. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
  7. Не хватает компьютерного времени на всех.
  8. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
  9. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу, что они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который выстраивает процесс познания, его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

Задача системы общего образования – заложить основы информационной компетентности личности, которая представляет собой единство мотивационной, теоретической и практической готовности и способности школьника к осуществлению информационной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

Одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Компьютерные технологии создают более высокий уровень наглядности, тем самым повышается эффективность любого урока. Они дают возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Расширяется возможность самостоятельной деятельности. Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза. Информационные технологии призваны научить ученика применять свои знания на практике.

ИКТ позволяет реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  • принцип равенства позиций;
  • принцип доверительности;
  • принцип обратной связи;
  • принцип занятия исследовательской позиции.

Основной целью применения ИКТ является развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности.

Учителем используются следующие развивающие методы и приемы:

  • метод анализа;
  • метод сравнения;
  • метод обобщения;
  • метод классификации;
  • формулировка понятий;
  • внутренний план действий.

Метод проектов не мыслим без применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этого метода, реализовать заложенные в нем потенциальные возможности.

В начальной школе проектная деятельность занимает особое место, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть и решить проблему.

Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышается  качество знаний,
  • продвигает ребенка в общем развитии,
  • помогает преодолеть трудности,
  • вносит радость в жизнь ребенка,
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития,
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

При разработке урока с использованием компьютерных технологий уделяется особое внимание заботе о здоровье учащихся. ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию: помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где это необходимо.

Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.

  • Целью входного контроля является оценивание исходной подготовленности обучаемого по предмету, то есть степени владения им знаниями, требуемыми для успешного усвоения курса.
  • Промежуточный контроль представляет собой тест, состоящий из 5-10 компактных заданий, реализуемых непосредственно после изучаемого материала и предназначенный для оперативного оценивания его усвоения.
  • Рубежный – проводится по итогам изучения темы, раздела курса.
  • Итоговый контроль предусматривается в конце изучения курса и покрывает его содержание в целом. Его результаты служат основой для аттестации обучаемого.
  • Тесты могут проводиться в режиме on-lain (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режимеoff-lain (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками).

В зависимости от педагогической задачи могут быть реализованы различные варианты контроля:

  • мягкое самотестирование: обучающийся имеет возможность многократно пытаться ответить на вопрос (пока не выберет правильный ответ);
  • жёсткое самотестирование: для ответа предоставляется только одна попытка, однако результат не сообщается преподавателю. Эти варианты, как правило, предусматривают возможность обращения к материалу учебника и реализуются как неотъемлемая его часть;
  • контрольное тестирование: результат тестирования учитывается при оценке уровня знаний.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что современные ИКТ обладают всеми необходимыми возможностями для разработки новых технологий обучения на основе дидактических принципов организации и управления образовательным процессом, основных положений личностно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению, учета индивидуальных особенностей обучаемых. Практическая реализация этих возможностей в образовательном процессе будет способствовать повышению качества образования. Именно для этого и используются образовательные сайты.

I. Предлагаемые сайты
(Мажникова Т.И.)

Цель: получение дополнительной объективной информации о степени усвоения материала по отдельным разделам и темам курса.

Задачи:

  • использование возможностей Интернета для разнообразия выполнения заданий;
  • создание благоприятной и здоровьесберегающей обстановки для учащихся в подготовке к итоговой аттестации;
  • создание условий для высокорезультативной сдачи ЕГЭ выпускниками.

Средства для достижения поставленной цели:

  1. Система ЗНАК:
    1. прохождение новой темы (консультативный раздел) +
    2. проверка знаний по мере прохождения темы с мгновенным выставлением отметок; +
    3. не всегда в базе данных есть необходимые задания и материал, в таком случае учитель должен самостоятельно создавать для себя такую базу данных; -
    4. привязанность системы к школьным компьютерам; -
  2. использование сайтов для выполнения учащимися заданий в режиме on-line в домашний условиях с последующим получением учителем их результатов:
    1. UZTEST .RU
    • на сайте находятся задания различных типов ко всем разделам и темам математики;
    • учитель определяет задания с фиксированным временем выполнения (от 3 дней до недели);
    • время выполнения задания в режиме on-line неограниченно (пока не закроет ученик страницу);
    • учитель имеет возможность увидеть верность выполнения заданий;
    • результаты автоматически вносятся в журнал (каждый ученик при регистрации получает свой страницу с паролем)

II. Собственный сайт
(Игнатова Н.Г.)

Концепция образовательного сайта
Актуальность создания.

Образовательный сайт – это Интернет-представительство учителя в мировой сети. Учитель стремится быть конкурентоспособным, открытым, иметь привлекательный имидж и эффективную систему работы с информацией для обеспечения внутренних потребностей образовательного процесса и предоставления необходимых сведений учащимся и широкой общественности.

Образовательный сайт – визитная карточка учителя. На современном этапе развития системы образования необходимо точно и корректно представить “образовательное лицо” учителя, в чем своеобразие его педагогической системы, чем она отличается от других.

Сайт – основа современного преподавания, основа для общения с родительской аудиторией, площадка для изучения общественного мнения по различным вопросам образования и преподавания. Сайт рассматривается как выход во внешнее пространство.

Миссия, цель и задачи сайта

Миссия: открытость и прозрачность образовательного процесса – условие эффективного сотрудничества педагогов, родителей, учащихся и социума, направленного на развитие образовательного процесса.

Цель: создание благоприятных условий для дистанционного обучения предметам история и обществознание с использованием информационных технологий; представление учителя в Интернете.

Задачи:

  1. Обеспечение открытости образовательного процесса и освещение его в сети Интернет.
  2. Создание условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагога, учащихся и их родителей.
  3. Оперативное и объективное информирование участников образовательного процесса о результатах обучения.
  4. Повышение авторитета школы с помощью представления достижений учащихся.
  5. Стимулирование творческой активности педагога и учащихся.
  6. Активное использование педагогом ИКТ для решения задач модернизации образования.
  7. Повышение роли информатизации образования, содействие созданию в регионе единой информационной инфраструктуры.

Использование сайта

  1. На сайте находятся задания различных типов ко всем разделам и темам курсов истории и обществознания;
  2. Задания с фиксированным временем ответа (от 30 до 90 минут);
  3. Результаты автоматически приходят на почту учителя;
  4. Учащийся может улучшить результат повторным прохождением теста;
  5. В базе данных теста заданий в 2-3 раза больше, чем заданных в тесте (задано 50 вопросов, в базе данных – 150 вопросов), при повторном прохождении вопросы перетасовываются;

III. Коллективный сайт

Для примера можно порекомендовать сайт “Международная Интернет-Олимпиада “МАНУскрипт””, созданный совместными усилиями ряда учителей.

Структура сайта

  1. Главная (информация о самом сайте и его создателях);
  2. Олимпиады и конкурсы (Положение о конкурсах, условия олимпиады, тесты, результаты)
  3. Портфолио учителя (статьи и разработки учителей – электронная публикация)
  4. Общественное мнение (анкеты, позволяющие получить обратную связь по тем или иным вопросам)

Тесты:

  • на сайте находятся задания различных типов ко всем разделам и темам школьных курсов;
  • задания с фиксированным временем ответа (от 30 до 90 минут);
  • результаты автоматически приходят на почту Оргкомитета Олимпиады;
  • Оргкомитет пересылает результаты тестирования участнику для “работы над ошибками”
  • учащийся может улучшить результат повторным прохождением теста;
  • в базе данных теста заданий в 2-3 раза больше, чем заданных в тесте (задано 50 вопросов, в базе данных – 150 вопросов), при повторном прохождении вопросы перетасовываются;

Недостаток использования данных сайтов – невозможность проконтролировать самостоятельность выполнения заданий.

Приложение

Презентация