“Довольствуйся настоящим,
но стремись к лучшему”
Сократ
“Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности общества и государства”.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие личности учащихся на основе усвоения универсальных способов деятельности. Формировать универсальные учебные действия – значит развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Меняется роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю:
- организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках,
- делать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.
- компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Именно последний этап нас и интересует.
ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.
Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. В практике информационными технологиями обучения называют все специальные технические технологии, использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Использование ИКТ для учителя – это отбор
учебного материала, при этом он должен соблюдать основные
дидактические принципы:
Надо помнить, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Применению ИКТ свойственно следующее:
- Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
- Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
- Интерактивность и диалоговый характер обучения: ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
- Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
- Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
Применение ИКТ в процессе обучения школьников повышает общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность учащихся. Для этого учителю необходимо овладеть рядом умений.
Основные умения учителя:
- технические, т.е умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
- методические , т. е. умения, необходимые для грамотного обучения школьников;
- технологические , т.е умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках.
Применение ИКТ в процессе обучения усиливает :
- положительную мотивацию обучения
- активизирует познавательную деятельность обучающихся
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
- СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Использование ИКТ позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- Принцип доверительности
- Принцип обратной связи
- Принцип занятия исследовательской позиции.
Основной целью применения ИКТ является:
- развитие мышления
- формирование приемов мыслительной деятельности.
- выполнение стандартов общего образования по информатике и ИКТ
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:
- мультимедийные курсы;
- презентации к урокам;
- логические игры;
- тестовые работы;
- ресурсы Интернет;
- электронные энциклопедии.
Насколько полезно использование ПК в учебном процессе:
- Получение новой информации 56%.
- Поиск материала в Интернете 28%.
- Расширение кругозора 16%.
Учащиеся, работающие на ПК, имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Преимущества использования ИКТ:
- Индивидуализация обучения;
- Интенсификация самостоятельной работы учащихся;
- Рост объема выполненных заданий;
- Расширение информационных потоков при использовании Internet.
- Интегрирование образовательного процесса с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.
- Применение компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика
- Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.
- Освоение учащимися современных информационных технологий.
Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ
- Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей,
- У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
- Недостаточная компьютерная грамотность учителя.
- Отсутствие контакта с учителем информатики.
- В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.
- Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
- Не хватает компьютерного времени на всех.
- При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
- Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу, что они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который выстраивает процесс познания, его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Задача системы общего образования – заложить основы информационной компетентности личности, которая представляет собой единство мотивационной, теоретической и практической готовности и способности школьника к осуществлению информационной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
Одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Компьютерные технологии создают более высокий уровень наглядности, тем самым повышается эффективность любого урока. Они дают возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Расширяется возможность самостоятельной деятельности. Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза. Информационные технологии призваны научить ученика применять свои знания на практике.
ИКТ позволяет реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- принцип равенства позиций;
- принцип доверительности;
- принцип обратной связи;
- принцип занятия исследовательской позиции.
Основной целью применения ИКТ является развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности.
Учителем используются следующие развивающие методы и приемы:
- метод анализа;
- метод сравнения;
- метод обобщения;
- метод классификации;
- формулировка понятий;
- внутренний план действий.
Метод проектов не мыслим без применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этого метода, реализовать заложенные в нем потенциальные возможности.
В начальной школе проектная деятельность занимает особое место, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть и решить проблему.
Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
- повышается качество знаний,
- продвигает ребенка в общем развитии,
- помогает преодолеть трудности,
- вносит радость в жизнь ребенка,
- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития,
- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
При разработке урока с использованием компьютерных технологий уделяется особое внимание заботе о здоровье учащихся. ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию: помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где это необходимо.
Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.
- Целью входного контроля является оценивание исходной подготовленности обучаемого по предмету, то есть степени владения им знаниями, требуемыми для успешного усвоения курса.
- Промежуточный контроль представляет собой тест, состоящий из 5-10 компактных заданий, реализуемых непосредственно после изучаемого материала и предназначенный для оперативного оценивания его усвоения.
- Рубежный – проводится по итогам изучения темы, раздела курса.
- Итоговый контроль предусматривается в конце изучения курса и покрывает его содержание в целом. Его результаты служат основой для аттестации обучаемого.
- Тесты могут проводиться в режиме on-lain (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режимеoff-lain (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками).
В зависимости от педагогической задачи могут быть реализованы различные варианты контроля:
- мягкое самотестирование: обучающийся имеет возможность многократно пытаться ответить на вопрос (пока не выберет правильный ответ);
- жёсткое самотестирование: для ответа предоставляется только одна попытка, однако результат не сообщается преподавателю. Эти варианты, как правило, предусматривают возможность обращения к материалу учебника и реализуются как неотъемлемая его часть;
- контрольное тестирование: результат тестирования учитывается при оценке уровня знаний.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что современные ИКТ обладают всеми необходимыми возможностями для разработки новых технологий обучения на основе дидактических принципов организации и управления образовательным процессом, основных положений личностно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению, учета индивидуальных особенностей обучаемых. Практическая реализация этих возможностей в образовательном процессе будет способствовать повышению качества образования. Именно для этого и используются образовательные сайты.
I. Предлагаемые сайты
(Мажникова Т.И.)
Цель: получение дополнительной объективной информации о степени усвоения материала по отдельным разделам и темам курса.
Задачи:
- использование возможностей Интернета для разнообразия выполнения заданий;
- создание благоприятной и здоровьесберегающей обстановки для учащихся в подготовке к итоговой аттестации;
- создание условий для высокорезультативной сдачи ЕГЭ выпускниками.
Средства для достижения поставленной цели:
- Система ЗНАК:
- прохождение новой темы (консультативный раздел) +
- проверка знаний по мере прохождения темы с мгновенным выставлением отметок; +
- не всегда в базе данных есть необходимые задания и материал, в таком случае учитель должен самостоятельно создавать для себя такую базу данных; -
- привязанность системы к школьным компьютерам; -
- UZTEST .RU
- на сайте находятся задания различных типов ко всем разделам и темам математики;
- учитель определяет задания с фиксированным временем выполнения (от 3 дней до недели);
- время выполнения задания в режиме on-line неограниченно (пока не закроет ученик страницу);
- учитель имеет возможность увидеть верность выполнения заданий;
- результаты автоматически вносятся в журнал (каждый ученик при регистрации получает свой страницу с паролем)
II. Собственный сайт
(Игнатова Н.Г.)
Концепция образовательного сайта
Актуальность создания.
Образовательный сайт – это Интернет-представительство учителя в мировой сети. Учитель стремится быть конкурентоспособным, открытым, иметь привлекательный имидж и эффективную систему работы с информацией для обеспечения внутренних потребностей образовательного процесса и предоставления необходимых сведений учащимся и широкой общественности.
Образовательный сайт – визитная карточка учителя. На современном этапе развития системы образования необходимо точно и корректно представить “образовательное лицо” учителя, в чем своеобразие его педагогической системы, чем она отличается от других.
Сайт – основа современного преподавания, основа для общения с родительской аудиторией, площадка для изучения общественного мнения по различным вопросам образования и преподавания. Сайт рассматривается как выход во внешнее пространство.
Миссия, цель и задачи сайта
Миссия: открытость и прозрачность образовательного процесса – условие эффективного сотрудничества педагогов, родителей, учащихся и социума, направленного на развитие образовательного процесса.
Цель: создание благоприятных условий для дистанционного обучения предметам история и обществознание с использованием информационных технологий; представление учителя в Интернете.
Задачи:
- Обеспечение открытости образовательного процесса и освещение его в сети Интернет.
- Создание условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагога, учащихся и их родителей.
- Оперативное и объективное информирование участников образовательного процесса о результатах обучения.
- Повышение авторитета школы с помощью представления достижений учащихся.
- Стимулирование творческой активности педагога и учащихся.
- Активное использование педагогом ИКТ для решения задач модернизации образования.
- Повышение роли информатизации образования, содействие созданию в регионе единой информационной инфраструктуры.
Использование сайта
- На сайте находятся задания различных типов ко всем разделам и темам курсов истории и обществознания;
- Задания с фиксированным временем ответа (от 30 до 90 минут);
- Результаты автоматически приходят на почту учителя;
- Учащийся может улучшить результат повторным прохождением теста;
- В базе данных теста заданий в 2-3 раза больше, чем заданных в тесте (задано 50 вопросов, в базе данных – 150 вопросов), при повторном прохождении вопросы перетасовываются;
III. Коллективный сайт
Для примера можно порекомендовать сайт “Международная Интернет-Олимпиада “МАНУскрипт””, созданный совместными усилиями ряда учителей.
Структура сайта
- Главная (информация о самом сайте и его создателях);
- Олимпиады и конкурсы (Положение о конкурсах, условия олимпиады, тесты, результаты)
- Портфолио учителя (статьи и разработки учителей – электронная публикация)
- Общественное мнение (анкеты, позволяющие получить обратную связь по тем или иным вопросам)
Тесты:
- на сайте находятся задания различных типов ко всем разделам и темам школьных курсов;
- задания с фиксированным временем ответа (от 30 до 90 минут);
- результаты автоматически приходят на почту Оргкомитета Олимпиады;
- Оргкомитет пересылает результаты тестирования участнику для “работы над ошибками”
- учащийся может улучшить результат повторным прохождением теста;
- в базе данных теста заданий в 2-3 раза больше, чем заданных в тесте (задано 50 вопросов, в базе данных – 150 вопросов), при повторном прохождении вопросы перетасовываются;
Недостаток использования данных сайтов – невозможность проконтролировать самостоятельность выполнения заданий.