"Если ты можешь это вообразить, ты можешь это осуществить"
(Уолт Дисней).
Международные и внутренние исследования учёными образовательных достижений российских школьников показали противоречия между высокими предметными знаниями и умениями, с одной стороны, и затруднениями в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме, характерной для средств массовой информации, с другой стороны.
Каждый учитель начальных классов знает, что работа с новым “набором учеников” начинается с чистого листа. В 2010 учебном году набрала очередной первый класс. Столкнулась с тем, что дети не умеют рассказывать прочитанное, истории из своей жизни, свои наблюдения – очень трудна эта задача для 3/4 класса. В школу пришли все читающими (в разной степени), но желания читать не было, чаще читали, потому, что так надо, и задают домой. А ведь ФГОС требует от выпускников начальной школы “…построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа), использование простейших логических выражений. Элементарное обоснование высказанного суждения. Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию)”
На сайте Некоммерческой Автономной Организации “Центр Развития Молодёжи” (http://cerm.ru) прочитала о программе “Первоклассная газета”. Это еженедельный листок, который раздаётся ученикам один раз в неделю. Ребёнок знакомится с материалом Газеты, изучает предложенные статьи и выполняет увлекательные задания. Задания предполагают разный формат ответа и направлены на формирование различных аспектов читательской компетентности. Это мотивирует ученика и повышает его интерес – задания не надоедают. Вместе с газетой ребёнок не только расширяет свой кругозор, но и учится эффективно работать с информацией, приобретает информационные умения, получает удовольствие от учения. Одна подписка содержит 30 тематических выпусков. Задачи “Первоклассной газеты”: приучает к чтению, расширяет кругозор, формирует читательскую грамотность, реализует идею “Учение с увлечением” (содержит занимательный материал, цветные иллюстрации и задания; способна увлечь не только детей, но и их родителей; работать с Газетой детям будет весело и интересно). Сейчас на сайте центра /http://cerm.ru/ размещены:
- Программа курса внеурочной деятельности по формированию навыков осознанного чтения “Первоклассная газета” (авт. Гордеева А.В., Пинженин П.С.);
- Методические рекомендации (работа с газетой);
- Темы газет 2013 – 2014, 2012 – 2013 учебный год;
- Комплексные контрольные работы (1-2, 3-4 классы);
- Методические рекомендации к работам (1 – 2, 3-4 классы);
- Электронный журнал (1-2, 3-4 классы).
Меня заинтересовала эта программа. В 2011–2012 учебном году работали по облегчённому курсу (только с газетой). Работу с Газетой проводили в группе и индивидуально (т. к. выписали только 7 человек + учитель). Дети учились работать с разными формами представления информации: небольшие, привлекательные по содержанию тексты, сопровождаемые графическими изображениями, формировали интерес ученика к чтению. У всех учащихся был доступ к газете, каждый новый номер вывешивался на стенде, работали с текстом и заданиями, согласно методическим рекомендациям, использовали полученные сведения на уроках, в играх. Полученные умения в работе с текстом, использовали при чтении Газеты.
В 2012–2013 учебном году уже работали по полному курсу (пособие “Первоклассная газета”; СМЕЛЫЙ раунд конкурса “ЭМУ-Эрудит”, пособие “Комплексные работы”). Подписку на Газету оформил весь класс + экземпляр на стенд. В расписании был выделен понедельник для работы с Газетой. Удобнее работать с информацией, когда у каждого ребёнка есть свой экземпляр Газеты (темп работы, личные интересы учащихся…). У детей появился интерес к газете, т. к. она построена на базе интересного внепрограммного материала; темы актуальны, полезны. Регулярная работа с Газетой помогала детям в формировании информационной компетентности. Учащиеся овладевали приёмами эффективного чтения, навыками поиска информации. На вдумчивое чтение их настраивали занимательные задания, связанные с прочитанной информацией.
Газеты у детей хранились дома в файловых папках, потихоньку скапливались в семье и коллекционировались детьми. На занятиях выступали только те дети, которые этого хотели. Правильность выполнения работ не оценивалась, не ставились отметки – чтение “Первоклассной газеты” доставляла учащимся только положительные эмоции.
Подписка собрана так, что сложные и простые номера чередуются. Кроме этого, чередуются разные рубрики. За трудными темами идут лёгкие. Более длинные тексты появляются в поздних номерах. Желательно выдавать номера по порядку /рекомендации авторского коллектива/. Примерный график выдачи газет учитель получает. Предлагается 8 типовых структур проведения занятий: вводное занятие, обучение, активная работа, самоподготовка, особые занятия, стартовый мониторинг (Смелый – ЭМУ – эрудит), мониторинговые занятия (комплексная работа), итоговое мероприятие (игра, КВН, викторина). /См Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2012 – 2013 год – игра “Внимательный читатель” https://urok.1sept.ru/articles/636549/
В 2012–2013 учебном году наши дети впервые участвовали в конкурсе ЭМУ– эрудит /http://cerm.ru/: Быстрый, Умный, Смелый (задания на работу с информацией: ученик должен изучить текст, рисунок или диаграмму и ответить на предложенные вопросы), Ловкий.
Время обучения в начальной школе считается временем, когда у школьников происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Несплошные тексты сочетают несколько источников информации, с которыми учащиеся встречаются в реальной действительности: текст с иллюстрациями, таблицы. Содержание текстов комплексных работ не выходит за пределы жизненного опыта младших школьников, с одной стороны, а с другой – тексты включают разнообразные учебные и практические ситуации, которые могут встретиться детям в реальной действительности
Новой формой проверочных работ в начальной школе при реализации стандартов второго поколения определена комплексная работа, позволяющая оценить уровень достижения метапредметных результатов у младших школьников по двум междисциплинарным программам: “Чтение: работа с информацией” и “Программа формирования универсальных учебных действий”.
Комплексная работа отличается от других видов проверочных работ по структуре, она включает текст и несколько заданий на межпредметной основе. Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий. Поэтому в задачных формулировках указаны разные виды деятельности учащихся: прочитай, запиши, допиши, вставь, отметь, соедини и другие.
Выполнили первые комплексные контрольные работы (их можно заказать на сайте Центра в интернет – магазине). Время выполнения комплексной работы – два урока, работа выполняется в два дня. Выполнение заданий оценивается в баллах (от 0 до 2) в зависимости от структуры задания, уровня его сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений; учитывается полнота и правильность выполнения задания.
Невысокий процент выполнения задания этой работы очень расстроил меня, детей и родителей. Дети выполняли работу согласно рекомендациям, данным в методических пособиях. Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение всей работы. Минимальный критерий в 50 % от максимального балла означает, что у ученика не достаточно сформированы умения, обеспечивающие качество умения учиться. Можно прогнозировать возникновение у такого ученика трудностей в изучении отдельных предметов в начальной школе. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для успешного продолжения образования.
На сегодняшний день выполнено уже 4 комплексные работы (в сборнике для 3-4 классов их 10). Рост процента выполнения работы, среднего балла не мог не радовать детей, родителей, учителя. Отдельное спасибо разработчикам этой программы за электронный журнал. Дети выполнили работу, учитель её проверил (есть ключи для оценивания выполненных заданий), внёс результат каждого ребёнка в электронный журнал. Дальше программа работает на ребёнка, родителя, учителя. Вы получаете анализ выполненной работы:
- результаты выполнения по классу;
- диаграмма;
- аналитический отчёт (список учащихся, показавших результаты средние, выше среднего и ниже среднего);
- динамика по детям;
Приложение № 1 “Результаты выполнения по классу”
Приложение № 2 “Аналитическая справка”
Приложение № 3 “Таблица результатов по классу”
№ |
Поиск информации и понимание прочитанного |
Преобразование и интерпретация информации |
Оценка информации |
1 | 51 % |
42 % |
51 % |
2 | 45,96 % |
56,36 % |
54,55 % |
3 | 64,13 % |
84,78 % |
79,5 % |
4 | 64,25 % |
79,5 % |
69,57 5 |
Мои личные впечатления от работы с “Первоклассной
газетой”:
Работа с текстом, информацией продолжается на всех уроках, применяем приёмы ТРКМ (кластер, таблица ЗХУ, чтение с пометами…). На уроках математики при решении задач стараемся перевести информацию в графический образ: схема, чертёж, таблица. Информация анализируется, составляется план решения. Способ работы с информацией в этой технологии подталкивает ребёнка к тому, чтобы не “заглатывать” предписанное количество информации, а с интересом разбираться в сути вопроса, привлекать собственный опыт, прислушиваться к суждению других, отстаивать свою позицию, ничего не принимать на веру, формулировать свою точку зрения. Одним словом, текст – исходная точка, от которой только начинается мыслительная работа.
Работаю уже 12 год по УМК “Гармония”. Ученикам открывается возможность анализировать и сравнивать, обобщать, классифицировать и делать выводы, определять причину и следствие. Дети постоянно совершенствуют коммуникативные навыки: умение аргументированно спорить, формулировать вопросы, согласовывать позиции, представлять своё мнение. Технология даёт простор для деятельностных умений, ведь ученики активно участвуют в определении целей, планировании, оценивании результатов, рефлексии. Они осваивают искусство сочетания индивидуальной и групповой работы, учатся прогнозировать и оценивать ресурсы.
Каждый учитель хочет знать, насколько успешна его работа. Но как измерить образовательный результат, достижения учеников в этом направлении?
У сторонников этой технологии нет строгой системы показателей и критериев. Однако большинство в качестве основных выделяют несколько характеристик критического мышления:
-
“Спорить с текстом”, то есть
оспаривать доводы автора, предлагаемые идеи,
приводить контраргументы.
- Сопоставлять разные мнения, вырабатывая своё собственное.
- Отстаивать свою точку зрения с помощью логических доводов.
- Анализировать темы и основные идеи литературных текстов в контексте собственной жизни и мировоззрения
- Внимательно относиться к аргументам оппонента и логически их осмысливать
Поскольку характеристики критического мышления универсальны, ученик, присвоив их, будет пользоваться ими не только на специально организованном занятии. Можно ожидать, что со временем дети будут использовать критический подход к любым текстам – обсуждая фильмы, прочитанные книги…..
В 2014–2015 учебном году мне предстоит набирать первый класс и работать по ФГОС. Прошла курсы повышения квалификации, участвовала в работе Творческих Мастерских. Осталась ещё масса вопросов…..
Литература:
- Программа курса внеурочной деятельности по формированию навыков осознанного чтения “Первоклассная газета” (авт. Гордеева А.В., Пинженин П.С.);
- Комплексные контрольные работы (3-4 классы);
- Методические рекомендации к комплексным работам (3-4 классы);
- Электронный журнал для комплексных контрольных работ ( 3-4 классы)
- Материалы Творческой мастерской “Разработка урока в технологии развития критического мышления”, 2014 год
- Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития / С. И. Заир-Бек, И. О. Загашев. — СПб.: Скифия, 2002.