Система работы по профориентационной пропедевтической подготовке учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Коррекционная педагогика


Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства. Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для детей с отклонениями в развитии суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей.

Поэтому главным направлением профориентационной работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.

Изучение мотивов выбора профессии учащихся школы показало, что учащиеся имеют неглубокие представления о профессиях, о требованиях, предъявляемых к способностям, знаниям и личным качествам человека, выбравшего ту или иною специальность: 35% детей выбирают профессию под влиянием друга, 20% – по совету родителей, 10% – под влиянием средств массовой информации, 12% руководствуются малозначительными факторами, например близостью профессионального училища к дому.

В связи с этим особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.

С учётов данных проблем в коррекционной школе VIII вида была скорректирована существующая система подготовки школьников с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности, где ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду.

Профориентационная работа в школе осуществляется в четыре этапа.

Первый этап (I-IV классы) – пропедевтический – формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.

Второй этап (V–VII классы) – поисково-зондирующий – формирование у подростков начальных представлений о многообразии мира профессий, профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Третий этап (VIII-IX классы) – активно-поисковый этап. Цель – помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников 9-го класса.

У школьников VIII—IX классов формируются представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Учащимся оказывается индивидуальная консультационная помощь в выборе профессии, определении стратегии действий по освоению запасного варианта.

На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями начального специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда), проводят первые профессиональные пробы в период летней трудовой практики и в каникулярное время.

Четвёртый этап (X-XI классы) – профессиональное определение учащихся – подготовка выпускников школы к адекватному выбору профессии, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда. Профориентационная деятельность осуществляется через углубленную трудовую подготовку. Внимание старшеклассников сосредоточивается на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, осуществляется оценка и коррекция профессиональных планов; учащиеся знакомятся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности.

Профориентационная работа в школе ведется по следующим направлениям:

  • профессиональное информирование: уроки профориентации, индивидуальные и групповые занятия по психокоррекции и социальной адаптации, лекции, беседы врача с обучающимися и родителями, стенды и презентации с описанием профессий, подходящих для наших воспитанников, подготовка памяток в помощь выпускникам, родителям, педагогам. Это и сведения о широком мире профессий, и информация о профессиональных учебных заведениях, пропаганда наиболее востребованных профессий;
  • диагностическая: анкетирование детей и родителей;
  • профессиональная консультация: изучение личностных качеств учащегося, его способностей, профессиональных намерений, составление психологического портрета.
  • экскурсионная: экскурсии на предприятия, в службу занятости и т.п.;
  • кружковая: в школе работает ряд предметных, декоративно-прикладных кружков, студий, позволяющих воспитанникам получать знания и умения в овладении некоторыми профессиями; развивать профессиональные интересы, склонности, способности;
  • профессиональные пробы: воспитанники в течение учебного года в рамках школы, а в летнее время на предприятиях пробуют свои силы в различных профессиях.

Скрытые резервы профориентации таятся в начальном звене обучения.

Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Мы провели тестирование младших школьников по теме “Что дети знают о профессиях, её особенностях, инструментах, которые используются в данной области и результатах труда”. Тестирование показало низкий уровень знаний. Это одна из причин, побудившая к разработке профориентационной программы “Пропедевтика в профориентации”.

Цель программы – широкое ознакомление младших школьников с наиболее распространенными массовыми профессиями.

Задачи программы:

  • разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости;
  • знакомство с особенностями социально-производственной инфраструктуры микрорайона города;
  • привитие элементарных трудовых навыков;
  • формирование положительной направленности к трудовой деятельности.

На первой ступени обучения профориентационная работа со школьниками ведется на уровне профинформации. Учащиеся получают знания об особенностях основных профессий, связанных с интеллектуальной и физической трудовой деятельностью людей; усваивают основные требований к человеку той или иной профессии (на примере изученных); овладевают простейшими трудовыми навыками и используют их в повседневной жизни.

Курс профориентации носит прикладной характер: его темы включены практически во все предметы, изучаемые в начальной школе, где дети знакомятся с различными профессиями людей.

На уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с произведениями, герои которых – люди определенной профессии. В процессе знакомства с художественными произведениями учитель расширяет их знания о профессиях. Благодаря особой эмоциональности, которое несет в себе художественное слово, учащиеся приобретают определенный нравственный опыт положительного отношения к людям труда, честно и профессионально выполняющим свои трудовые дела.

Широкие возможности для ознакомления с миром профессий содержат уроки русского языка. Учебники по русскому языку содержат множество терминов и понятий профессионального характера, названия различных профессий, производств, трудовых действий, предметов труда, материалов, инструментов.

Развитие представлений учащихся о мире труда и профессий может осуществляться и на уроках математики при решении текстовых задач, содержание которых отражает трудовую деятельность людей. Во время решения таких задач в течение 1-2-х минут можно провести с учащимися небольшую беседу, направленную на расширение понятий о труде, о профессиях.

На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с произведениями известных художников, с их жизнедеятельностью, осваивают навыки художественного творчества. На уроках музыки учащиеся получают представления о музыкальной деятельности.

Таким образом, данные предметы способствуют развитию у учащихся элементарных представлений о профессиях искусства. Учитель может дополнить содержание урока сведениями о таких профессиях, как художник-оформитель, дизайнер, художник-модельер, концертмейстер, преподаватель музыки и других.

Определенные профориентационные сведения содержат и уроки технологии. Это ознакомление учащихся с различными материалами, способами их обработки, приемами работы, различными инструментами. Дети получают начальные сведения о профессиях, производственных процессах, о названиях и назначении машин и механизмов.

Межпредметные связи единым стержнем проходят через все предметы начальной школы, позволяют на разных уроках говорить об одной и той же профессии, расширяя тем самым кругозор детей. Например, на уроках математики встречаются текстовые задачи о профессиях, связанных со строительством. На уроках русского языка представлены упражнения на ту же тему. На уроке литературного чтения изучаются произведения разных авторов, где дети опять пересекаются с данным вопросом. А уж на уроке труда учащиеся могут на практике применить свои знания.

В профориентационной работе особое внимание уделяется и профессиональным пробам, как уникальной возможности познакомиться с профессией на практике, узнать ее особенности.

Профессия Профессиональная проба
Брошюровщик На уроке трудового обучения изучили технологию и изготовили блокнот для записей.
Агроном Выращивание цветочной рассады для пришкольного участка
Столяр Изготовление кормушки
Дизайнер-интерьера Изготовление панно для оформления классной комнаты
Портной Изготовление подарка к 8 марта “Салфетка с вышивкой”
Драматический актер Инсценировка сказки к новогоднему празднику

Таким образом, содержание уроков в начальной школе позволяет осуществлять развитие понятий о труде людей, о мире различных профессий.

Следует отметить, что профориентационная работа в школе результативна только тогда, когда к профориентации привлечён весь коллектив школы, включая логопедов, психологов.

Так, логопедами школы разработан комплекс коррекционных логопедических занятий профориентационного направления. Педагогом-психологом разработана программа “Я в мире профессий” для учащихся начальных классов, последовательно и планомерно вводящая учащихся в мир профессий. Проводится диагностические исследования, направленные на изучение познавательных и личностных особенностей школьников, профессиональных предпочтений, позволяющих выявить особенности личного отношения каждого ребенка к будущей профессии с целью корректировки профориентационной работы.

Расширению “воспитательного пространства”, необходимого для формирования готовности к жизненному самоопределению, способствует система дополнительного образования, представлена сетью кружков, студий предметной, художественно-эстетической направленности, таких как: “Бумажная пластика”, “Флористический дизайн”, “Оригами”, “Чудесная глина”, “Тестопластика”, “Волшебная кисточка” и др., реализующих дифференцированные, разноуровневые, индивидуализированные образовательные программы.

При выборе вида деятельности учитываются желание учащихся обучаться по той или иной технике, его возможности, особенности его психофизического состояния, адекватность самооценки имеющихся возможностей. Школьники знакомятся с разными видами техник и технологий (квиллинг, изонить, модульное оригами и т. д.), расширяется их политехнический кругозор; совершенствуются общетрудовые и специальные навыки по выбранному направлению. Они имеют возможность изменять свой выбор, пробовать себя в разных видах художественного, предметно-прикладного творчества. Эти допрофессиональные пробы позволяют сделать выбор и сформировать собственный заказ раннего допрофессионального образования или, при условии несформированности профессиональных притязаний, дальнейшего трудового обучения.

Организованная таким образов внеучебная и учебная профориентационная работа в начальной школе позволяет осуществить комплексный, системный подход, когда каждая из форм воздействия закладывает фундамент для последующей, одно мероприятие вытекает из другого, является его продолжением, но уже большим по объему и содержанию.

В ходе реализации программы “Пропедевтика профориентации” классными руководителями под руководством психолога были исследованы уровни сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников.

Уровни

Когнитивный критерий

Мотивационно-потребностный критерий

Деятельностно-практический критерий

Высокий 27% 38% 16%
Средний 54% 46% 58%
Низкий 19% 16% 26%

Как показывают результаты исследования, более половины учащихся обладает средним уровнем сформированности представлений о мире труда и профессий.

Наиболее высокие результаты выявлены по мотивационно-потребностному критерию, наиболее низкие результаты – по деятельностно-практическому критерию, что позволяет сделать вывод, что у учащихся более всего развит интерес к трудовой и профессиональной деятельности, положительное отношение к ней, но недостаточно сформированы трудовые навыки, недостаточно развитое трудолюбие.

Таким образом, формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения и воспитания, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности младших школьников.