Урок русского языка по теме "Наречие". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: наречие, знакомство с частью речи – наречием


Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока: первоначальное ознакомление с наречием; создать условия для овладения способа нахождения наречий в речи по главным признакам

Задачи урока:

личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

познавательные: создать условия для развития умения анализировать с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

Предполагаемый результат: овладение способом нахождения наречий по главным признакам; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, карточки для опор; листы формата А-3 для работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент. (2 слайд)

Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!

В течение урока не забывайте про осанку. Сели правильно, открыли тетради, записали число, классная работа.

II. Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.

1. Словарная работа. (3 слайд)

– Устно объяснить орфограммы в словах.

Ф . враль, рис . вать, ру .. кий х . р . шо, а .. уратно, т . традь, лё . кий,

медле .. о, м . ро . ный, . бедать, п . нал.

2. Распределить эти слова в таблицу по частям речи. (4 слайд)

– Работа выполняется в парах. Вспомним правила работы в парах. (говорить тихо, уметь слушать, не перебивать друг друга).

– Определим алгоритм, по которому вы будете работать.

(1. Поставить вопрос к слову.

2. Определить, какой частью речи является.

3. Записать в нужный столбик.

На доске появляется схема: ? –> Ч.Р. –> Запись)

Проблемная ситуация.

– С какими словами возникают разногласия?

– Если вы считаете, что слово не относится ни к одной из изученных частей речи,

записывайте его в 4 столбик.

(4 слайд) – Самопроверка и самооценка.

– Прочитайте имена существительные.

– Имена прилагательные.

– Глаголы.

– Оцените выполненную работу по известному нормативу.

III. Определение темы урока. Постановка цели, задач. (5 слайд)

– Может быть кто из вас знает, к какой части речи относятся слова четвёртого столбика?

(наречие)

– Вы подтвердите свою догадку, если отгадаете слово, собрав его из рассыпавшихся слов.

– Верно, эти слова – НАРЕЧИЯ. (6 слайд)

– Какая же тема урока? (Наречие) (7 слайд)

– Вы что – либо знаете про эту часть речи?

– Определим цель урока. ( Узнать, что такое наречие, учиться находить и использовать наречия в речи)

– Наш урок – урок-исследование. Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же, вы должны быть очень внимательными, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.

Давайте составим план. На какие вопросы мы должны найти ответы в процессе исследования?

(Дети высказывают свои предположения, потом появляются на слайде задания для исследования.)

– Задания для исследования (8 слайд)

IV. Открытие новых знаний. Работа над решением поставленных проблем. (9 – 12 слайды)

– Работать над решением поставленных проблем вы будете в группах. У вас прямоугольники разных цветов. Объединитесь в группы по цвету прямоугольника и подойдите к столу с флажком такого же цвета. Выберите ответственного в группе.

(Даю задание руководителю группы. Работа ведётся на формате А-3)

1 группа. Проводит исследование и готовит ответ на вопрос: На какие вопросы отвечает наречие?

– Подберите к наречиям правильные вопросы:

(А-3)

  1. близко, слева, справа – откуда?
  2. направо, налево, вверх – как?
  3. сегодня, вчера, утром – куда?
  4. издалека, сверху, справа – где?
  5. поневоле, потому – зачем?
  6. нарочно, специально – когда?
  7. честно, дружно, интересно – почему?

2 группа. Как изменяется наречие?

3 группа. Каким членом предложения является?

Составить предложение и разобрать по членам предложения.

(прошло, олимпиады, интересно, зимней, открытие)

Выступление групп. В процессе выступления на слайде появляется определение наречию как части речи. (12 слайд)

Самооценка и взаимооценка – Оцените, как отработала ваша группа (говорит руководитель группы).

– Прочитайте, что же такое наречие? (12 слайд)

– Откройте учебник на с. 37. Прочитайте правило. О чём ещё надо знать, когда говорим про наречие? (У наречия нет окончания)

V. Домашнее задание. (13 слайд)

VI. Упражнения для глаз. (14 слайд)

Физминутка (15 слайд) (Песня Знайки и его друзей)

VII. Включение в систему знаний. Учимся использовать наречия в речи.

1. Соотнеси фразеологизмы с наречиями.

– Вспомните, что такое фразеологизмы? ( Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Ещё говорят – это кладезь народной мудрости.)

– Работа выполняется в группах постоянного состава по 4 человека на формате А-3

Идти черепашьим шагом – близко
Кот наплакал – тесно
Как по маслу – рано
Встать чуть свет – отлично
Рукой подать – мало
Яблоку негде упасть - медленно

Проверка – (16 слайд)

Взаимооценка: как отработал каждый участник группы.

2. Дифференцированная работа: учащиеся выбирают уровень, выполняют задание.

1 уровень. Образовать и записать словосочетания с наречиями.

Сделал напротив
горячий громко
говорить вчера
беседка издалека
приехал очень

2 уровень. Подобрать к данным наречиям – наречия – антонимы.

Близко – (далеко)

Рано – (поздно)

Тихо – (громко)

Широко – (узко)

Трудно – (легко)

(Дети объединяются в группы по выбранным уровням и выполняют проверку.) (17 слайд)

Самооценка: “Я быстро находил наречия” – показать зелёный сигнал

“Я испытывал затруднения” – показать красный сигнал.

– От каких частей речи вы задавали вопросы к наречиям? (им. прилагательное, имя существительное, глагол).

Учитель рассказывает о наречии.

Наречие появилось в русском языке позже других частей речи. Слово наречие – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне назвали эту часть речи “приглаголие”. Русские грамматисты назвали её точно также.

А вы догадались почему? (т.к. это слово чаще всего стоит при глаголе и поясняет его).

3. - Как вы думаете, зачем нужны наречия?

– Сравните два предложения: Друг приехал. Плыли облака.

Друг приехал издалека. Медленно плыли вдали облака.

(Наречия нужны для того, чтобы сделать нашу речь яркой. Наречия поясняют, уточняют, определяют, дополняют другие части речи.)

4. Тест. (18 слайд)

– Давайте проверим, как вы поняли, что такое наречие; что вы запомнили с урока.

Тест. Записывайте в строчку буквы с правильными ответами.

1. Наречие – это …

а – склоняемая часть речи
б – спрягаемая часть речи
п – неизменяемая часть речи

2. В предложении наречие чаще всего бывает …

я – обстоятельством
ч – определением
в – дополнением

3. Наречие чаще всего связано с …

М – существительным
Т – глаголом
К – союзом

4. Наречие отвечает на вопросы …

ь – как? куда? почему?
ъ – чем? как? отчего?
э – какой? что делает? как?

(19 слайд)

– Какое слово получилось? (ПЯТЬ) (19 слайд)

– Молодцы!

VIII. Итог урока.

– Ответьте на три ключевых вопроса:

ЧТО ДЕЛАЛИ? ( Знакомились с новой частью речи)

КАК ДЕЛАЛИ? ( Выполняли исследования)

ЗАЧЕМ? ( Чтобы обогатить нашу речь, сделать её более яркой)

“Сегодня на уроке я узнал…”

IX. Рефлексия. (20 слайд)

– Сформулируйте, каков результат вашей работы на уроке.

“На уроке мне было… потому что…”

X. Прогнозирование работы на следующий урок. (21 слайд )

– На все ли вопросы исследования мы ответили в течение урока? (Нет. Например, мы не узнали, как пишутся наречия.)

– Это нам предстоит узнать на следующих уроках.

Учитель благодарит ребят за прекрасную работу на уроке. (22 слайд)

Приложения