Эко-образовательный проект "Зеленый мир"

Разделы: Внеклассная работа, Экология

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: экология, проект


Основная идея:

“Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Другого у нас нет и не будет. Для того чтобы обеспечить свое будущее, мы должны знать этот дом и уметь его обустраивать. Для этого служат нам и наш Разум, и наша Воля, способные использовать полученные знания для того, чтобы обеспечить нам возможность жить в этом доме”

Н. Н. Моисеев

Краткое содержание проекта:

Проект “Зеленый мир” – эко-образовательный развивающий проект, направленный на формирование у школьников экологической культуры. В качестве ведущего технологического механизма данного процесса рассматривается развитие экологического мышления, сознания и экологической ответственности учащихся путем проработки жизненно значимого учебного материала, моделирования и осознанного усвоения учащимися образцов экологически целесообразной деятельности. Наличие модели компетентностного подхода позволит обеспечить выполнение социального заказа на экологически культурную личность, подготовка которой в современных условиях высокой социокультурной динамики представляется одним из стратегических направлений российского образования.

Продолжительность проекта: 3 года.

Направление проектирования: организационно-педагогическое.

Сайт проекта: https://sites.google.com/a/schoolkovrov.ru/eko-obrazovatelnyj-proekt-zelenyj-mir

Участники проекта

Участники

Должность в проекте

Основные обязанности по проекту

1.

зам. директора по ВР руководитель проекта общее руководство и координация работы структур, диагностика и анализ развития, взаимодействие с социальными партнерами, организатор работы с Интернет-технологиями

2.

руководитель МО классных руководителей координатор проекта методическая работа с педагогами, разработка методических материалов, взаимодействие с социальными партнерами

3.

педагог-организатор организаторы мероприятий разработка и реализация мероприятий проекта, организация работы по повышению инициатив учащихся

4.

Классные руководители организаторы деятельности организация работы по повышению инициатив учащихся

5.

Команда “Экос” организаторы мероприятий организаторы акций, мероприятий, конкурсов

6.

Родительский комитет организаторы мероприятий организаторы акций, мероприятий

Описание проекта:

1) Проблема, на решение которой направлен проект

Современная сложная экологическая ситуация в мире, возрастающие масштабы антропогенных воздействий на окружающую природную среду поставили человечество на грань выживания. Экологический кризис обусловлен не только достижениями научно-технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы. В этой связи коренные изменения претерпевает область образования, системообразующим фактором обновления в которой становится экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры – важнейшего качества личности современного человека.

В новом Федеральном государственном общеобразовательном стандарте общего образования подчеркнуто, что механизмом перехода к новой модели экологического образования выступает системно-деятельностная парадигма образования, предусматривающая целенаправленное развитие разных сфер личности учащегося посредством освоения им универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных), как средства реализации общеразвивающей и общекультурной направленности экологического образования.

Знания создают прочную мировоззренческую основу в развитии культуры личности, но личностную значимость они приобретают лишь в процессе деятельности, в ходе их практического применения. Только в деятельности рождаются переживания, переводящие знания в экологические убеждения, при наличии которых возникает ответственность по отношению к природе, здоровью людей и в целом к социоприродной среде.

Таким образом, можно обозначить эффективный механизм формирования ключевых компетенций у школьников: экологическая образование –> формирование ключевых компетенций –> экологическая культура.

2) Цель и задачи проекта

Цель проекта: воспитание у школьников экологически целесообразного поведения как показателя экологического мышления и экологической культуры.

Задачи:

  • формирование мировоззренческих компетенций, нравственной экологической позиции личности ученика;
  • формирование когнитивных компетенций у школьника через изучение богатств природного наследия;
  • модификация традиционных и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов детей, креативных компетенций личности;
  • формирование коммуникативных компетенций, включение школьников в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность;
  • формирование оргдеятельностных компетенций, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями.

Проект основывается на принципах:

  • единство сознания, переживания, действия – отражает глубокую взаимосвязь интеллекта, чувств и деятельности в процессе становления развития ответственного отношения личности к окружающей среде;
  • принцип прогностичности – предполагает повседневную заботу каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений;
  • междисциплинарный подход;
  • принцип гуманизации – отражение в содержании нравственных и правовых нормативов;
  • принцип научности – решение экологических проблем, опираясь на знания о физических, химических, биологических и географических аспектах биосферы;
  • целостности – взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии;
  • интеграции – обеспечение взаимодействия всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащихся;
  • непрерывности – организация образования по вопросам окружающей среды на всех этапах образования, в их преемственной связи и развитии.

Организационно-педагогические и дидактические условия реализации модели экологического образования применительно к различным формам организации учебной деятельности:

  • “учиться знать” – формирование когнитивных компетенций – изучение природы всего края (осуществляется через работу с ключевыми понятиями, познавательные, репродуктивные, актуализирующие, контрольные, обобщенные и проблемные вопросы и задания; вопросы на рассуждение и повышенной сложности, прикладного характера, ориентирующие на развитие компетентности “учиться познавать живую природу”);
  • “учиться быть” – формирование мировоззренческих компетенций – формирование нравственной экологической позиции личности ученика (осуществляется через задания, предполагающими рефлексию, самопознание (оценка себя как личности), осознание своей самостоятельности, самоутверждения в правильности выбора для дальнейшего жизненного пути);
  • “учиться делать” – формирование креативных и оргдеятельностных компетенций – реализации исследовательских и познавательных интересов детей, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями (осуществляется через задания на создание конкретного продукта, разработку проектов, выполнение лабораторно-практических работ, работ творческого, исследовательского и реферативного характера);
  • “учиться жить” – формирование коммуникативных компетенций – включение школьников в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность (осуществляется через задания на взаимодействие с другими людьми, на применение экологических знаний и умений в своей жизни для сохранения здоровья своего и своих близких, для сохранения окружающей среды как среды жизни).

3) Деятельность в рамках проекта:

I этап. Разработка проекта

  1. Анализ существующей воспитывающей среды, выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах формирования экологической культуры.
  2. Определение ключевых направлений в реализации проекта.
  3. Создание банка данных нормативных и правовых документов по организации экологической работы в школе.
  4. Анализ возможностей по формированию и организации деятельности творческих групп педагогов по актуальным направлениям.
  5. Анализ направлений и возможностей по развитию методической и научно-исследовательской работы в области формирования экологической культуры.
  6. Анализ возможностей в расширении информационного обеспечения: периодические издания, Internet.

II этап. Реализация проекта

  1. Анализ потребностей в необходимой информации по разделам: диагностические методики, технологии, тематические разработки.
  2. Обеспечение подготовки педагогических кадров в области экологического воспитания, выпуск научно-методических рекомендаций по формированию экологической культуры.
  3. Сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу школы.
  4. Развитие системы взаимодействия, в которую включены учащиеся, педагоги и родители.
  5. Развитие возможностей по применению информационно-коммуникационных технологий (информирование, виртуальные мастерские, интерактивные формы, участие в сетевых проектах).

III этап. Анализ эффективности проекта

  1. Анализ информационной базы данных по обеспечению ключевых направлений педагогического сопровождения экологического воспитания: диагностические методики, технологии, тематические разработки.
  2. Совершенствование системы стимулирования инновационных процессов в области педагогического сопровождения экологического воспитания.

4) План график мероприятий (Приложение 1).

5) Показатели:

“Критерий качества” – первоначальное и последующее анкетирование (Приложение 2).

“Критерий факта”количественные показатели и степень проявления активности учащихся в экологических мероприятиях и акциях.

6) Ожидаемые результаты:

Долгосрочные результаты:

  • повышение уровня экологической культуры;
  • сформированность у школьников когнитивных, мировоззренческих, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных компетентностей личности;
  • получение хорошей базы для самоопределения и профориентации учащихся в области экологии.

Краткосрочные результаты:

  • создание высокоэффективной модели экологического образования в школе;
  • повышение активности учащихся и родителей в экологических акциях;
  • увеличение количества проектов экологического направления;
  • создание сайта эко-образовательного проекта “Зеленый мир”;
  • разработка экологических образовательных маршрутов;
  • разработка технологии использования сервисов Веб 2.0 как инструмента экологического образования.

7) Устойчивость проекта:

Проект достаточно устойчив, так как не требует больших материальных затрат и не зависит от вложений финансов, а базируется на материально-техническом фонде школы.

8) Распространение проекта:

  1. Привлечение большого числа участников проекта.
  2. Использование проекта в воспитательной работе школы.
  3. Сотрудничество со специалистами.
  4. Распространение накопленного опыта.

Список использованной литературы:

  1. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в ФГОС второго поколения. М.: Образование и экология, 2011 г.
  2. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. – М.: МИОО, 2009.
  3. Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: Практические занятия. – М.: Новая школа, 1996.
  4. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. — М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008.