Основная идея:
“Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Другого у нас нет и не будет. Для того чтобы обеспечить свое будущее, мы должны знать этот дом и уметь его обустраивать. Для этого служат нам и наш Разум, и наша Воля, способные использовать полученные знания для того, чтобы обеспечить нам возможность жить в этом доме”
Н. Н. Моисеев
Краткое содержание проекта:
Проект “Зеленый мир” – эко-образовательный развивающий проект, направленный на формирование у школьников экологической культуры. В качестве ведущего технологического механизма данного процесса рассматривается развитие экологического мышления, сознания и экологической ответственности учащихся путем проработки жизненно значимого учебного материала, моделирования и осознанного усвоения учащимися образцов экологически целесообразной деятельности. Наличие модели компетентностного подхода позволит обеспечить выполнение социального заказа на экологически культурную личность, подготовка которой в современных условиях высокой социокультурной динамики представляется одним из стратегических направлений российского образования.
Продолжительность проекта: 3 года.
Направление проектирования: организационно-педагогическое.
Сайт проекта: https://sites.google.com/a/schoolkovrov.ru/eko-obrazovatelnyj-proekt-zelenyj-mir
Участники проекта
№ |
Участники |
Должность в проекте |
Основные обязанности по проекту |
1. |
зам. директора по ВР | руководитель проекта | общее руководство и координация работы структур, диагностика и анализ развития, взаимодействие с социальными партнерами, организатор работы с Интернет-технологиями |
2. |
руководитель МО классных руководителей | координатор проекта | методическая работа с педагогами, разработка методических материалов, взаимодействие с социальными партнерами |
3. |
педагог-организатор | организаторы мероприятий | разработка и реализация мероприятий проекта, организация работы по повышению инициатив учащихся |
4. |
Классные руководители | организаторы деятельности | организация работы по повышению инициатив учащихся |
5. |
Команда “Экос” | организаторы мероприятий | организаторы акций, мероприятий, конкурсов |
6. |
Родительский комитет | организаторы мероприятий | организаторы акций, мероприятий |
Описание проекта:
1) Проблема, на решение которой направлен проект
Современная сложная экологическая ситуация в мире, возрастающие масштабы антропогенных воздействий на окружающую природную среду поставили человечество на грань выживания. Экологический кризис обусловлен не только достижениями научно-технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы. В этой связи коренные изменения претерпевает область образования, системообразующим фактором обновления в которой становится экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры – важнейшего качества личности современного человека.
В новом Федеральном государственном общеобразовательном стандарте общего образования подчеркнуто, что механизмом перехода к новой модели экологического образования выступает системно-деятельностная парадигма образования, предусматривающая целенаправленное развитие разных сфер личности учащегося посредством освоения им универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных), как средства реализации общеразвивающей и общекультурной направленности экологического образования.
Знания создают прочную мировоззренческую основу в развитии культуры личности, но личностную значимость они приобретают лишь в процессе деятельности, в ходе их практического применения. Только в деятельности рождаются переживания, переводящие знания в экологические убеждения, при наличии которых возникает ответственность по отношению к природе, здоровью людей и в целом к социоприродной среде.
Таким образом, можно обозначить эффективный механизм формирования ключевых компетенций у школьников: экологическая образование –> формирование ключевых компетенций –> экологическая культура.
2) Цель и задачи проекта
Цель проекта: воспитание у школьников экологически целесообразного поведения как показателя экологического мышления и экологической культуры.
Задачи:
- формирование мировоззренческих компетенций, нравственной экологической позиции личности ученика;
- формирование когнитивных компетенций у школьника через изучение богатств природного наследия;
- модификация традиционных и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов детей, креативных компетенций личности;
- формирование коммуникативных компетенций, включение школьников в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность;
- формирование оргдеятельностных компетенций, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями.
Проект основывается на принципах:
- единство сознания, переживания, действия – отражает глубокую взаимосвязь интеллекта, чувств и деятельности в процессе становления развития ответственного отношения личности к окружающей среде;
- принцип прогностичности – предполагает повседневную заботу каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений;
- междисциплинарный подход;
- принцип гуманизации – отражение в содержании нравственных и правовых нормативов;
- принцип научности – решение экологических проблем, опираясь на знания о физических, химических, биологических и географических аспектах биосферы;
- целостности – взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии;
- интеграции – обеспечение взаимодействия всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащихся;
- непрерывности – организация образования по вопросам окружающей среды на всех этапах образования, в их преемственной связи и развитии.
Организационно-педагогические и дидактические условия реализации модели экологического образования применительно к различным формам организации учебной деятельности:
- “учиться знать” – формирование когнитивных компетенций – изучение природы всего края (осуществляется через работу с ключевыми понятиями, познавательные, репродуктивные, актуализирующие, контрольные, обобщенные и проблемные вопросы и задания; вопросы на рассуждение и повышенной сложности, прикладного характера, ориентирующие на развитие компетентности “учиться познавать живую природу”);
- “учиться быть” – формирование мировоззренческих компетенций – формирование нравственной экологической позиции личности ученика (осуществляется через задания, предполагающими рефлексию, самопознание (оценка себя как личности), осознание своей самостоятельности, самоутверждения в правильности выбора для дальнейшего жизненного пути);
- “учиться делать” – формирование креативных и оргдеятельностных компетенций – реализации исследовательских и познавательных интересов детей, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями (осуществляется через задания на создание конкретного продукта, разработку проектов, выполнение лабораторно-практических работ, работ творческого, исследовательского и реферативного характера);
- “учиться жить” – формирование коммуникативных компетенций – включение школьников в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность (осуществляется через задания на взаимодействие с другими людьми, на применение экологических знаний и умений в своей жизни для сохранения здоровья своего и своих близких, для сохранения окружающей среды как среды жизни).
3) Деятельность в рамках проекта:
I этап. Разработка проекта
- Анализ существующей воспитывающей среды, выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах формирования экологической культуры.
- Определение ключевых направлений в реализации проекта.
- Создание банка данных нормативных и правовых документов по организации экологической работы в школе.
- Анализ возможностей по формированию и организации деятельности творческих групп педагогов по актуальным направлениям.
- Анализ направлений и возможностей по развитию методической и научно-исследовательской работы в области формирования экологической культуры.
- Анализ возможностей в расширении информационного обеспечения: периодические издания, Internet.
II этап. Реализация проекта
- Анализ потребностей в необходимой информации по разделам: диагностические методики, технологии, тематические разработки.
- Обеспечение подготовки педагогических кадров в области экологического воспитания, выпуск научно-методических рекомендаций по формированию экологической культуры.
- Сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу школы.
- Развитие системы взаимодействия, в которую включены учащиеся, педагоги и родители.
- Развитие возможностей по применению информационно-коммуникационных технологий (информирование, виртуальные мастерские, интерактивные формы, участие в сетевых проектах).
III этап. Анализ эффективности проекта
- Анализ информационной базы данных по обеспечению ключевых направлений педагогического сопровождения экологического воспитания: диагностические методики, технологии, тематические разработки.
- Совершенствование системы стимулирования инновационных процессов в области педагогического сопровождения экологического воспитания.
4) План график мероприятий (Приложение 1).
5) Показатели:
“Критерий качества” – первоначальное и последующее анкетирование (Приложение 2).
“Критерий факта” – количественные показатели и степень проявления активности учащихся в экологических мероприятиях и акциях.
6) Ожидаемые результаты:
Долгосрочные результаты:
- повышение уровня экологической культуры;
- сформированность у школьников когнитивных, мировоззренческих, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных компетентностей личности;
- получение хорошей базы для самоопределения и профориентации учащихся в области экологии.
Краткосрочные результаты:
- создание высокоэффективной модели экологического образования в школе;
- повышение активности учащихся и родителей в экологических акциях;
- увеличение количества проектов экологического направления;
- создание сайта эко-образовательного проекта “Зеленый мир”;
- разработка экологических образовательных маршрутов;
- разработка технологии использования сервисов Веб 2.0 как инструмента экологического образования.
7) Устойчивость проекта:
Проект достаточно устойчив, так как не требует больших материальных затрат и не зависит от вложений финансов, а базируется на материально-техническом фонде школы.
8) Распространение проекта:
- Привлечение большого числа участников проекта.
- Использование проекта в воспитательной работе школы.
- Сотрудничество со специалистами.
- Распространение накопленного опыта.
Список использованной литературы:
- Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в ФГОС второго поколения. М.: Образование и экология, 2011 г.
- Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. – М.: МИОО, 2009.
- Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: Практические занятия. – М.: Новая школа, 1996.
- Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. — М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008.