Цели урока:
педагогическая: создание условий для рефлексивного освоения способа сложения и вычитания многозначных чисел с переходом через разряд;
ученические: овладеют способом вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд; научатся решать задачи и уравнения с трёхзначными числами; будут понимать принцип поразрядности в сложении и вычитании многозначных чисел.
Универсальные учебные действия:
личностные: самоопределение, смыслообразование;
регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Образовательные ресурсы: графические модели, рисунки.
Ход урока
Личностные УУД: смыслообразование, самоопределение; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Предметные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; планирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Терпение и труд дивные всходы дают.
– Какое отношение это имеет к нам? (ответы детей)
– Сегодня на уроке мы будем много трудиться, поэтому нам пригодится такое личное качество как терпение и в работе, и по отношению к окружающим. ---– Как мы будем работать? (ответы детей)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– запиши число, в котором 4 сотни, 2 десятка и
7единиц;
– найди сумму чисел 68 и 4;
– я задумала число, вычла из него 20 и получила 646.
Какое число я задумала?
– запишите предыдущее число трёхсот десяти;
– сколько десятков в числе 583?
– первое значение в диктанте уменьшите на 15 и
запишите ответ.
– Проверяем значения выражений.
(427, 72, 666,309, 58 д.,412)
– Какое число, на ваш взгляд, лишнее и почему?
– сегодня 30 октября (н)
– в 40 десятках 4 сотни (в)
– ты учишься в школе №57 (н)
– в числе 545 3 разряда (в)
– периметр разность всех сторон (н)
– времен года 6 (н)
– Кто может сказать, сколько верных ответов прозвучало? (2)
– Решите самостоятельно примеры, записав их столбиком. Если какой – либо пример решить не сможете, возле него поставьте знак проблемы?!
225+342
138+124
320-210
334-135 ?!
Проверка.
– Все согласны с результатами?
– При вычислении какого выражения вы столкнулись с проблемой?
– Расскажите, как вы действовали, и в каком вы месте почувствовали, что знаний не хватает?
– В чем же причина ваших затруднений? (не умеем вычитать трехзначные числа с двумя переходами через разряд)
– Сформулируйте тему нашего урока. (вычитание трехзначных чисел с двумя переходами через разряд)
– Какую цель мы поставим перед собой? (научиться выполнять вычитание трехзначных чисел с двумя переходами через разряд).
III. Открытие нового знания.
– Как легче разобраться в решение данного примера? (решить его, используя графическую модель)
– Запишите числа, представив их графически.
243 – 114
- Первичное закрепление. (Учебник-тетрадь №1 с.60)
– Что особенного заметили при решении второго примера? (не хватает десятков. “Дробим сотню”)
– Третьего примера? (не хватает единиц и десятков)
– Посмотрите на высказывания. Поменяйте их так, чтобы получился алгоритм вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд.
- Вычитаем сотни (помним о том, что занимали 1 сотню).
- Записываем одно число под другим так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
- Вычитаем единицы. Если нельзя вычесть, занимаем 1 десяток.
- Вычитаем десятки (помним о том, что занимали 1 десяток).
- Читаем ответ.
С. 60 № 2 самостоятельно. Самоконтроль по образцу на доске, выполненному учащимися.
Физкультминутка.
Выполняется под расслабляющую музыку. Ученик говорит слова: “сотни”, “десятки”, “единицы”. Учащиеся стоят и при помощи рук показывают сотни – руки сомкнуты над головой в виде большого треугольника, десятки – соединены попарно большие и указательные пальцы рук, образующие маленький треугольник, единицы – имитируется работа пальцев на клавиатуре компьютера.
IV. Повторение пройденного.
с.60 №4. Работа у доски с комментированием.
с.61 №8. Самостоятельная работа с последующей поверкой.
с. 61 №6(б).
с.60 №5. Выберите уравнение на нахождение уменьшаемого и решите его, сделав проверку.
Физкультминутка.
Игра “Мои друзья” (ТРИЗ компонент). Дети, чья модель подходит к высказыванию, выходят к доске и демонстрируют записи на листе. Если ученик вышел неправильно, то сразу проводится коррекция знаний самими учащимися.
- Мои друзья те, у кого в числе 5 десятков.
- Мои друзья те, у кого в числе 8 единиц.
- Мои друзья те, у кого в числе 2 сотни.
- Мои друзья те, у кого в числе отсутствует разряд десятков.
- Составь задачи по выражениям:
с.61 № 7.
Преобразование задачи (применение технологии УДЕ).
– Составьте обратную задачу по третьему
выражению (предварительно было задание найти
значение выражений).
– Измените задачу так, чтобы она решалась в 1
действие.
– Дополните задачу так, чтобы она решалась в 3
действия.
V. Итог урока.
– Назовите тему нашего урока. (Вычитание
трёхзначных чисел с двумя переходами через
разряд).
– Какую цель мы ставили перед собой? (Научиться
вычитать трёхзначные числа с двумя переходами
через разряд)
– Удалось ли нам её выполнить? (да)
VI. Рефлексия.
– Мне удалось …
– Мне понравилось …
– Я порадовался за …
– Я хочу поблагодарить … за…
– Я могу похвалить себя за …
VII. Домашнее задание.
С. 61 №6(а), №5 (2 уравнение).
Литература:
Л.Г. Петерсон Методические рекомендации к учебнику “Математика” 2 класс, М. “Ювента” 2013 г.