Цели:
- познакомить учащихся с новой орфограммой – заглавной буквой в именах, отчествах, фамилиях, в кличках животных
- формировать представление о названиях стран, городов, сёл, улиц; учить распознавать имена собственные, отличать их от нарицательных
- развивать внимание, речь, память учащихся, расширять кругозор, обогащать словарный запас
- воспитывать любовь к родной речи, прививать интерес к произведениям русской и зарубежной классики
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
Орг. момент
Начинаем наш урок,
Он пойдет, надеюсь, впрок.
Постарайтесь все понять,
Чтобы грамотно писать.
Основная часть
Актуализация знаний
Отгадайте ребусы
- Я думаю, многие догадались, какая тема сегодняшнего урока?
А поможет нам в этом стихотворение Е. Измайлова. Подумайте, в каких строчках, на ваш взгляд заключена главная мысль?
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтоб заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
- Что же на ваш взгляд главное в этом стихотворении? Ответьте на поставленный вопрос, зачитав строчки из текста.
(Буква расти не сама, захотела,
Букве поручено важное дело.)
Введение в новую тему
- Итак, мы отправляемся в путешествие в страну, которая называется “страна заглавных букв”. А, как и все путешественники, мы будем вести дневник наблюдений. С чего мы начинаем новую запись в дневнике? Правильно, с записи даты.
(Запись в тетради даты и классной работы)
- Вас ничего не смущает в названии страны? Исправьте ошибку и запишите название страны в тетрадь (Страна заглавных букв)
- Почему же нас так назвали? Ответить на этот вопрос нам помогут отрывки из сказок.
Новая тема
I ЧАСТЬ
1) В ту же минуту в сердцевине цветка что-то щелкнуло, и он раскрылся. Это был, в самом деле, большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому ее так и прозвали ... Дюймовочка.
(Запись слов в тетради и на доске)
2) Девочка беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: “Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена, а зовут меня ...
Снегурочка.
3) В одном домике на улице Колокольчиков жил малыш-коротыш. Он много знал, потому что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы ни лежали книги. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора. Этого малыша – коротыша звали ... Знайка.
4) Но самым известным малышом – коротышом на улице Колокольчиков был малыш, который носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он целыми днями слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал. Это был малыш по имени ... Незнайка.
5)
Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает ранки
Африканской обезьянке.
И любой нам подтвердит:
Это — доктор? Айболит.
- Почему же каждому герою, автор дал такие имена? (ответы ребят)
- А интересно, ребята, вам узнать как давали людям имена в древности?
- Древние русские имена разнообразны. Часто человеку давалось имя, от того, каким по счету родился ребенок.
Мальчик – Перв, девочка – Перва.
Если второй – Вторак, третий – Третьяк.
По внешнему виду: Черныш, Чернавка.
По характеру человека: Добр, Храбр, Смеяна.
По времени года: Зим, Вешняк, Мороз.
От профессии: Шуба, Ложка, Пушка.
- Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям. В этом случае имя выбирали в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения ребенка.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
- Но вот уже более ста лет родители выбирают своим детям имена, которые им больше нравятся.
Между живущих людей безымянными никто не бывает
Имя свое от родителей в дар получают.
- Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему вас так назвали и что означает ваше имя? Это будет вашим первым домашним заданием – узнать о значении вашего имени.
- А сейчас запишите предложение и продолжите его.
(Запись предложения: Меня зовут...)
- Ребята, скажите, почему трое ребят прочитали предложение “Меня зовут Саша”?
(ответы ребят)
- Кто такие тёзки? Есть ли у нас в классе тёзки?
- Послушайте стихотворение З. Александровой “Восемь Тань”.
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда не глянь,
Всюду – Таня, Таня, Таня!
Если скажут “Таня встань!”
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто,
Разобраться в новичках...
- А как вы думаете, как можно разобраться, если у ребят одинаковые имена?
(ответы ребят)
(Запись предложения: Мое полное имя ...)
ФИЗМИНУТКА
II ЧАСТЬ
- А мы продолжаем путешествовать по “Стране заглавных букв”.
- Отгадайте персонажи. (Запись слов в тетради и на доске)
(МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФРАГМЕНТЫ МУЛЬТФИЛЬМОВ)
1.
Два розовых уха
И розовый хвостик,
Ходил с Винни-Пухом
Он к Кролику в гости. (Пятачок)
2.
В Простоквашино их дом,
Проживают вчетвером.
Кто из них погожим днём,
Вдруг свалился в водоём? (Шарик)
3.
Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как моряк.
Звать кота, скажите, как? (Матроскин)
4.
Носик круглый, пяточком
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Ниф- Ниф, Наф- Наф, Нуф- Нуф)
5.
Черепахе триста лет.
Уж её и старше нет.
И она-то рассказала -
Тайну, о которой знала,
И которую хранила,
Буратино ключ вручила:
“Вот он, ключик золотой.
В город Счастья дверь открой.
Я ж в пруду останусь тут”
Черепаху как зовут? (Тортилла)
6.
“Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит”.
Должен ты решить задачку:
Как зовут его собачку? (Авва.)
7.
Вы ведь слышали о нём?
Знает всё и обо всём.
“А Вы были на Таити?” —
Сами так его спросите.
Да загадка-то простая!
Как же звали попугая? (Кеша)
- Какой вывод мы можем сделать? Что еще пишется с заглавной буквы?
ФИЗМИНУТКА
III ЧАСТЬ
В какой деревне происходит действие мультфильма, главный герой которой мальчик по имени Дядя Федор? (Простоквашино)
(запись слов в тетради и на доске)
По какой реке плыл доктор Айболит, чтобы спасти заболевших животных?
(Лимпопо)
В каком городе живут герои повести А. Линдгрен “Малыш и Карлсон”?
(Стокгольм)
На какой улице в городе Воронеже живёт котёнок Василий, которому постоянно приходится спасаться от щенка, и поэтому он мечтает превратиться в такого зверя, которого бы все боялись. В этом ему помогает ворона-колдунья, которая, превращает котенка в бегемота и переносит его в Африку. (Лизюкова)
- Какой вывод мы теперь можем сделать? Что еще пишется с заглавной буквы?
Рефлексия “Проверь себя”
Если времени достаточно, ребята списывают текст, если нет – исправляют ошибки в карточках.
Найди ошибки в тексте:
|