Урок №12
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА
Цели урока:
Образовательная – показать учащимся многообразие окружающих человека кодов, отметить роль кодирования информации, научиться кодировать и декодировать информацию, показать учащимся разнообразие окружающих человека кодов.
Развивающая – развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, умения использовать дополнительную литературу
Воспитательная – воспитывать культуру общения, усидчивость.
Воспитание чувства коллективизма, умения выслушивать других.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование – мультимедийная установка, презентация, рабочие листы для учащихся, будильник.
Основные термины и понятия: код, кодирование информации, декодирование информации.
Умения и навыки: умение выполнять кодирование и декодирование информации.
№ |
Этап урока |
Дидактическая цель |
Методы |
Виды деятельности учащихся |
1 |
Организационный момент | Включить учащихся в деловой ритм. Подготовить класс к работе | Устное сообщение учителя | Настрой на продуктивную деятельность |
2 |
Повторение пройденного материала | Выявить уровень знаний учащихся. Повторить изученный материал | Мотивация, побуждение к поиску, выбору правильного ответа | Решение задания. |
3 |
Изучение нового материала: установка познавательной задачи | Сформировать познавательные мотивы. Обеспечить принятие учащимися цели урока. | частично-поисковый, словесный | Умение делать выводы |
4 |
Физкультминутка | Предупредить утомление детей | Выполнение упражнений | Выполнение упражнений |
5 |
Усвоение новых знаний | Сформировать конкретные представления о кодировании и декодировании | Разгадывание ребусов и закодированной информации | Мыслительная работа |
6 |
Закрепление полученных знаний | Организовать деятельность по применению новых знаний | Устное изложение результатов работы над решением проблемного вопроса | Составление собственного кода и кодирование информации |
7 |
Подведение итогов урока Рефлексия |
Выявить уровень первичного усвоения нового материала | Размышление над проблемой, построение логического, доказательного ряда; беседа способом постановки системы вопросов | Фронтальный опрос |
8 |
Домашнее задание | Дать информацию по домашнему заданию и инструкцию по его выполнению |
ХОД УРОКА
1. Приветствие.
Вы такие молодцы, на урок ко мне пришли.
Не забыли про тетрадки, учебник, ручка все в порядке?
Начинаем мы урок, чтобы все успеть нам в срок!!!
Проверка готовности класса к уроку, определение отсутствующих учащихся на уроке.
2. Проверка знаний учащихся
Чтоб проверить правильность домашнего задания,
На рабочий лист нужно обратить внимание.
Ошибки в задании – вмиг исправить,
Кто выполнит, тому пятерку можем поставить.
(Учащиеся выполняют задание №1 в “Рабочем листе”)
Задание №1
- Информация – это ____________ об окружающем нас мире
- Как называют объект, который передаёт информацию? ___________________________________
- Заполни схему.
3. Объяснение нового материала сопровождается демонстрацией слайдов.
Задача 1. Какой вид информации воспринимает ухо, глаз, нос?
(Ухо – звуковую, глаз – зрительную, нос – обонятельную);
Задача 2. Какую информацию воспринимает ухо, глаз и язык?
(Ухо – звук, глаза – цвет и размер, язык – сладкое и кислое);
Задача 3. (Демонстрирует слайд 1)
Является ли это изображение информацией?
Какой же вид информации представлен на
экране.
1) 2)
Расшифруйте ребус (выполняют задание 2 в “Рабочем листе”)
Мы с вами расшифровали слово “КОД”. Так как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Тема нашего урока – Кодирование информации
Кроме кодирования мы еще научимся, и декодировать информацию.
Для начала давайте с вами познакомимся с основными понятиями нашего урока
Код — это система условных знаков для представления информации.
Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода. Ребята, чтобы не терять время в рабочем листе есть эти определения. Дома необходимо будет переписать их в тетрадь.
– Ребята с помощью чего записывают музыку на бумагу? (С помощью нот).
– То есть с помощью нот зашифровывают, или кодируют, музыку.
Очень часто бывает так, что информацию в ее первоначальном виде передать невозможно. Тогда ее надо представить с помощью какого-нибудь специального набора символов. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода. Существует несколько способов кодирования информации
Числовой способ – с помощью чисел. (На каких
уроках мы применяем числовое кодирование?) Математика.
Символьный способ – информация кодируется с
помощью символов того же алфавита, что и
исходящий текст. (На каких уроках мы применяем
символьное кодирование?) Русский язык,
литература.
Графический способ – информация кодируется с помощью рисунков или значков. (На каких уроках мы применяем графическое кодирование?)
Рисование.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Давайте вспомним, когда используют кодирование информации.
На дорогах с помощью чего кодируют информацию?
(С помощью дорожных знаков и разметки)
Код используется для оценки знаний в школе (Число “5” – код отличных знаний, “4” – код хороших знаний, “3” – удовлетворительных, “2” – плохих).
Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населенный пункт. Его следует писать на конверте в специально отведенном для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо.
В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква “А” имеет двоичный код 11000000, а цифра “254” – 11111110. Этот код называется двоичным. Это главный код информатики.
– Передавать информацию с корабля на берег можно с помощью азбуки Морзе, семафорной и флажковой азбуки.
– Ребята, а кто знает, что изображено на этом
слайде? (После того как учащиеся выскажут свои
мнения, учитель объясняет).
В середине XIX века французский педагог Луи Брайль
придумал специальный способ представления
информации для слепых. “Буквы” этого кода
выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна
буква занимает два столбика, в каждом из которых
могут быть выдавлены три точки. Проводя пальцами
по образовавшимся от уколов выступам, незрячие
люди различают буквы и могут читать.
4. Физкультминутка.
Давайте передадим информацию закодированную действиями и словами.
Я говорю а вы жестом показывают нужное движение (действие):
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем– в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь
5.
Учитель: закодируем слово загадка при помощи цифр
Учитель: а теперь по исходному коду давайте узнаем, что же скрыто за следующими цифрами.
14 16 19 12 3 1
Что же мы с вами сделали? Декодировали информацию. Попробуйте сами сформулировать определение декодированию. Задание выполняется в рабочем листе.
6.
Давайте с вами попробуем кодировать и декодировать информацию самостоятельно, каждый в своем рабочем листе.
1. Зная, что каждому числу соответствует буква
алфавита с таким же порядковым номером,
расшифруйте следующие сообщения:
12-21-12-21-26-12-1 12-21-12-21-26-16-15-12-21 19-26-10-13-1 12-1-17-32-26-16-15.
(Ответ: кукушку кукушонку сшила капюшон)
2. Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите
только первые слоги из каждого данного слова:
а) колос, мебель, таракан;
б) молоко, нерест, таракан;
в) кора, лото, боксер;
г) баран, рана, банщик;
д) монета; лошадь, корова
3. Расшифровка сообщения на доске:
С помощью флажковой азбуки зашифрованы слова –
“молодец”;
С помощью азбуки Морзе зашифрованы слова –
“сканер”;
С помощью пляшущих человечков зашифрованы слова
– “школа”;
4. Раскодировать ребус на доске (Расшифровка ребуса: информация, столица, восемь).
7. Закрепление изученного на уроке.
Обсуждение с учащимися темы урока, новыми понятиями. Какие способы кодирования они применяли при разгадывании планет? Какой способ им больше всех понравился? Закодируйте свое имя этим способом!
Сегодня на уроке вы все хорошо работали. Молодцы! Получили новые знания? Вы узнали больше об информации, теперь я хочу получить от вас информацию: было ли вам интересно, хорошо ли вы усвоили урок. Закодируйте свой ответ с помощью нуля и единицы, как это принято в информатике. Если да, то поставьте на своем рабочем листе, в низу страницы в маленьком квадратике цифру “1” если вам понравился урок, если нет, то “0”.
Выставление оценок за работу на уроке.
8. Домашнее задание.
Объяснение выполнения домашнего задания.
§1.6 стр 25-28, РТ: №14-19 стр.17-23
Загадайте слово и придумайте собственный способ кодирования: графический (с помощью картинок или знаков), числовой (с помощью чисел) или символьный (с помощью букв).
Список литературы и используемые источники:
- Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса. М.: "БИНОМ Лаборатория знаний", 2010.
- Босова Л.Л. "Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011г., стр. 106-110.
- Босова Л.Л. "Рабочая тетрадь по информатике 5 класс", Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011г.
- https://urok.1sept.ru/articles/526649/
- http://images.yandex.ru/
- http://www.ourkids.ru/Logopedia/fizmin.shtml