Кодирование информации (5-й класс)

Разделы: Информатика

Класс: 5


Тема: Кодирование  информации.

Возраст учащихся: V класс.

Тип урока:  комбинированный.

Цель урока: изучение нового материала по теме «Кодирование информации» с использованием наглядных схем и презентации, с попутным повторением знаний учащихся по разделу «Информация вокруг нас»; на практике показать учащимся способы кодирования информации; добиться понимания каждым учеником того, что на уроках информатики он учится эффективно работать с информацией.

Задачи урока:

  • образовательная: формировать у учащихся представления о том, как можно кодировать информацию и зачем это делать; познакомить со способами кодировании; показать учащимся разнообразие окружающих человека кодов; формировать умения и навыки работы с компьютерными программными средами;
  • развивающая: развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное; развить творческую активность учащихся;
  • воспитательная: воспитать интерес к знаниям, добытым человеком; воспитать у учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор.

Средства обучения:

  • технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; мультимедийный проектор,  интерактивная доска;
  • программные средства: презентация,  подготовленная  в PowerPoint (Приложение 1), ПМК «Мир информатики. 3-4 год обучения» («Кирилл и Мефодий»), ПМК «Интерактивные задачи для интерактивной доски».
  • раздаточный материал: кодировочные таблицы, карточки с домашним заданием,

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Приложение 1,  слайд 1

– Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока — «Кодирование информации». Сегодня на уроке мы повторим, что такое информация, какие существуют виды информации и способы ее передачи, какие информационные процессы применяют в работе с информацией, а также  изучим,  как кодируется информация.

2. Актуализация знаний

1. Что такое информация? (Информация – это сведения об окружающем нас мире)
2. Перечислите виды информации. (Зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, осязательная )
3. Повторение изученного материала с использованием программного средства: ПМК «Интерактивные задачи для интерактивной доски». (можно использовать как фронтальный опрос)

  • Задача 1. Какой вид информации воспринимает ухо, глаз, нос? (Ухо – слуховую, глаз – зрительную, нос – обонятельную);
  • Задача 2. Поместите каждое понятие в свой грузовик. (Звуковая информация – тихо, громко; Зрительная информация – темно, светло);
  • Задача 3. Какую информацию воспринимает ухо, глаз и язык? (Ухо – звук, глаза – цвет и размер, язык – сладкое и кислое);
  • Задача 4. Выбери визуальные и звуковые источники информации. (Визуальные источники информации – книга, телевидение, SMS – сообщение, письмо; звуковые источники информации – телевидение, мелодия, речь)

3. Объяснение нового материала с элементами повторения и закрепления.

Демонстрационный слайд 2

– Перечислите основные информационные процессы. (Хранение, передача, обработка, защита)

Включается музыка.

– Ребята с помощью чего записывают музыку на бумагу? (С помощью нот).
Приложение 1,  слайд 3

– То  есть с помощью нот зашифровывают, или кодируют, музыку. Запишем в тетрадь  – кодирование информации. Услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.
Очень часто бывает так, что информацию в ее первоначальном виде передать невозможно. Тогда ее надо представить с помощью какого-нибудь специального набора символов. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода. Приложение 1,  слайд 4

Код – это система условных знаков для представления информации. Представление информации с помощью специального набора символов является кодирование. То есть кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода.

– Ребята, чтобы не терять время на листе с домашним заданием будут эти определения. Дома необходимо будет переписать их в тетрадь.

– Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации.

Приложение 1,  лайд 5. Числовой способ – с помощью чисел. (На каких уроках мы применяем числовое кодирование?)
Приложение 1,  слайд 6. Символьный способ – информация кодируется с помощью символов того же алфавита, что и исходящий текст. (На каких уроках мы применяем символьное кодирование?)
Приложение 1,  слайд 7. Графический способ – информация кодируется с помощью рисунков или значков. (На каких уроках мы применяем графическое  кодирование?)

– Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Давайте вспомним, когда используют кодирование информации.

Приложение 1,  слайд 8.  На дорогах с помощью чего кодируют информацию? (С помощью дорожных знаков)
Приложение 1,  слайд 9. Код используется для оценки знаний в школе (Число «5» – код отличных знаний, «4» – код хороших знаний, «3» – удовлетворительных, «2» – плохих).
Приложение 1,  слайд 10. Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населенный пункт. Его следует писать на конверте в специально отведенном для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо.
Приложение 1,  слайд 11. В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква «А» имеет двоичный код 11000000, а цифра «254» – 11111110.

– Передавать информацию с корабля на берег можно с помощью азбуки Морзе, семафорной  и флажковой азбуки.   Приложение 1,  слайд 12

– Приведите свои примеры.

4. Закрепление материала

Учитель демонстрирует способы перевода. Демонстрируются слайды с закодированными разными способами слова. Ученики все вместе расшифровывают загаданные слова.
Для того чтобы расшифровать или раскодировать информацию, необходимо применить ключ. Приложение 1,  слайды 13,14, 15.

Расшифровка сообщения:

    • С помощью флажковой азбуки зашифрованы слова – «молодец»;
    • С помощью азбуки Морзе зашифрованы слова – «сканер»;
    • С помощью пляшущих человечков зашифрованы слова – «школа»;

Задания на компьютере: с использованием программного средства: ПМК «Мир информатики». (Расшифровка сообщения: элементарно Ватсон)

Дополнительное задание:  раскодировать ребус (Расшифровка ребуса:  информация, столица, восемь).

Рисунок 1

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 3

5. Подведение итогов. Обобщение материала. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.  Загадайте слово и придумайте собственный способ кодирования: графический (с помощью картинок или знаков), числовой (с помощью чисел) или символьный (с помощью букв).

Анализ урока

Класс: 5.
Данный урок является текущим в программе. Рассматривается большая тема – «Информация вокруг нас». Дети знакомы с понятием «Информация», «Действия над информацией». На данном уроке, я знакомлю еще с одним информационным процессом (действием) – кодирование информации.
Тип урока: комбинированный, то есть опрос учащихся по ранее изученному материалу, изучение нового материала, первичная проверка усвоения, закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений, повторение ранее изученного в виде беседы, проверка и оценка знаний учащихся, задание на дом. 
Цель урока: изучение нового материала по теме «Кодирование информации» с использованием наглядных схем и презентации, с попутным повторением знаний учащихся по разделу «Информация вокруг нас»; на практике показать учащимся способы кодирования информации; добиться понимания каждым учеником того, что на уроках информатики он учится эффективно работать с информацией.
Задачи урока:
Образовательная: формировать у учащихся представления о том, как можно кодировать информацию и зачем это делать; познакомить со способами кодировании; показать учащимся разнообразие окружающих человека кодов; формировать умения и навыки работы с компьютерными программными средами; Развивающая: развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное; развить творческую активность учащихся; Воспитательная: воспитать интерес к знаниям, добытым человеком; воспитать у учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор.
Цель и задачи урока связаны с формированием основ научного мировоззрения школьников, развитием их мышления, способностей.
Так как данный урок не первый при рассмотрении темы и некоторые знания с прошлых уроков нужны и на этом уроке,  то в самом начале провожу актуализацию знаний, для этого использую фронтальный опрос, чтобы сосредоточить внимание обучающихся на знаниях которые будем использовать при изучении нового материала. Здесь же провожу  контроль, используя программные средства: ПМК «Интерактивные задачи для интерактивной доски», в котором выявляю остаточные знания. После этого начинаю объяснение нового материала.
Основным методом при реализации образовательных задач, является иллюстративно – объяснительный. Для стимулирования мыслительной деятельности учащихся их внимание акцентируется на теме в ходе диалога, кроме того, использую наглядные методы обучения (презентация подготовленная в PowerPoint).  При закреплении темы  использую работу в парах и индивидуальную работу на персональном компьютере с использованием программных средств: ПМК «Мир информатики», это направлено и способствует на развитие внимания, памяти, мышления. Домашнее задание направлено на развитие познавательного интереса к данной теме и предмету в целом.
С точки зрения общедидактических принципов оценить содержание урока можно как научное, логичное, связанное с жизнью, доступное в изложении. Но, не все получилось, так я хотела.
– Дети не достаточно быстро выполнили задание на интерактивной доске;
– Вызвали трудности – примеры из жизни (где, кодируется информация);
– Затруднения были при переводе закодированных слов.
Несмотря на трудности, считаю, что поставленные задачи мной  реализованы. Учащиеся все получили оценки.