Цели занятия:
Образовательные:
- Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации)
- Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку. Умение находить “лишний” предмет.
- Развивать умение группировать птиц по разным признакам; определять взаимное расположение предметов.
- Упражнять в сравнении смежных чисел; соотносить цифры от 1-5 с количеством предметов.
- Уметь составлять математические задачи и записывать решение.
- Упражнять детей в составление целой картинки из отдельных частей.
- Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10.
- Формировать навык полных ответов на вопросы.
Развивающие:
- Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
- Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
- Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Методы и приёмы:
- Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.
Развивающая среда:
- мольберт;
- конверт с текстом письма от Старичка-лесовичка; картонные ключи, карта с изображением замков;
- геометрические фигуры трех цветов (красного, синего и желтого, двух размеров (большие и маленькие, двух видов (круги и квадраты);
- “домики” с номерами 1-10 в которых “живут” птицы;
- игра “Четвертый лишний”;
- разрезные картинки с изображением птиц;
- замок, в котором спрятаны птицы; лист с заданиями; письмо;
- линейки; карандаши; фломастеры;
- аудиозаписи фоновой музыки; магнитофон.
Ход занятия
Педагог. Ребята, когда я утром шла на работу, мне повстречалась сорока и передала для вас вот это письмо от Старичка-Лесовичка. Что же он нам пишет?
Зима-старуха злится, прошла ее пора.
Весна в окно стучится и гонит со двора.
И все засуетилось, все гонит зиму вон
И птицы прилетели и подняли трезвон.
Взбесилась ведьма злая и, птичек захватив,
Запрятала их в замок, на ключики закрыв.
Я вас прошу, ребята, те ключики добыть,
Открыть все окна замка и птиц освободить.
Педагог. Ребята, хотите помочь птицам и открыть все эти ворота, подобрав ключи к замку. Но сначала давайте скажем волшебные слова.
На двери висит замок,
Кто его открыть бы мог?
Потянули, покрутили, постучали
И открыли...
Пальчиковая гимнастика.
- Ласточка, ласточка, милая ласточка,
- Где ты была, с чем ты пришла?
- за морем бывала, весну добывала.
- несу, несу, весну –красу!
(На каждую строку большой палец “здоровается” дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, — сначала на правой, потом на левой руке.)
Педагог.Тогда в путь! (Показывает карту)
- Здесь девять замков, у каждого, кроме одного, числа написаны по определенному правилу. Птицы находятся в замке, где это правило нарушено. В каком замке находятся птицы? Догадайтесь, по какому правилу записаны числа.
(Во всех записях числа увеличиваются на 1, а в замке с тремя флагами уменьшаются на 1)
- Какой это замок по счёту, если двигаться от голубого замка направо, считая его первым? (пятый)
- Если двигаться от голубого замка налево, считая его первым? (шестой)
- Чтобы освободить птиц, в какую сторону от голубого замка нам лучше пойти? (направо) Почему? (ближе)
- Итак, мы с вами определили, в каком замке старуха-зима спрятала птиц. Вот он.
(Вывешивается макет замка)
- Чтобы освободить птиц, нужно открыть все окна, а для этого нужно выполнить задания. Если задание выполнено, верно, вы получаете ключ. Согласны? Тогда вперед!
1. Разминка.
Первое окно и первое задание.
- Посчитайте от 1-10; от 3-8; от 2-9; от 10-1; от 5-1; от 8-2; по порядку от 10-1; от 4-9; от 1-7.
- Молодцы! С заданием справились. Вот вам первый ключ.
2. Разноцветные фигуры.
Педагог - Посмотрите на эти фигуры, их нужно разделить на группы по разным признакам.
- Чем отличаются фигуры друг от друга? (цветом, формой, величиной)
- На сколько групп по цвету можно разделить фигуры? (на 3, красные, синие, желтые)
- На сколько групп можно разделить фигуры по форме? (на 2, круги и квадраты)
- На сколько групп можно разделить фигуры по размеру? (на 2, большие и маленькие)
- Выполните задание № 1 на своем листке.
Педагог. Молодцы, вы правильно выполнили задание, вот вам второй ключ.
3. Задание Весёлые соседи.
Педагог. Посмотрите, перед вами целая улица с домами. Рассмотрите её и ответьте на вопросы.
- Кто живет в этих домах? (птицы)
- Если бы птицы захотели жить вместе, на какие бы группы вы могли их разделить? (зимующие и перелетные)
- Сколько домов понадобилось бы? (2)
- Назовите зимующих птиц.
- Назовите перелетных птиц.
- Кто соседи у ласточки? (дятел и воробей)
- Кто живет слева от воробья? (снегирь)
- Кто живет справа от воробья? (ласточка)
Внимательно рассмотрите номера домов, какие числа - соседи числа 2 (1 и 3)
- Какое число стоит перед числом 5 (4?
- Какое число стоит после числа 8 (9, между 6 и 8 (7)
- Какое число меньше, чем 6 на 1? (5)
Молодцы, вы все ответили правильно, а теперь получите третий ключ.
Чтобы продолжить выполнять задания нам нужно сделать разминку.
Педагог. А сейчас давайте немного отдохнём.
Физкультминутка “Буратино”
Буратино повернулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Педагог. Буратино ключикне нашёл, а нам надо постараться и добыть все ключики.
Педагог. Чтобы мы с вами могли идти дальше, нужно выполнить следующее задание
4. Составь задачу.
Педагог. Ребята, рассмотрите рисунок и составьте задачу.
На одном дереве сидит пять птичек, а на другом четыре. Сколько всего птичек сидит на двух деревьях? Запишите решение задачи и прочтите запись. ( 5+4=9)
Молодцы, получите четвертый ключ.
5. Зачеркни ненужную цифру.
Педагог. Внимательно рассмотрите рисунки в задании № 3 на своих листах.
- Зачеркните ненужные цифры, объясните, почему вы так сделали?
(На картинке три воробья, оставляем цифру 3, потому что она обозначает три предмета, а остальные цифры лишние)
Молодцы, получите пятый ключ.
6. Игра “Четвёртый лишний”
- Внимательно рассмотрите птиц, объясните, какая лишняя и почему.
Педагог. Молодцы! Получите шестой ключ.
7. Игра “Собери картинку”
Дети собирают разрезные картинки с изображением птиц.
Педагог. Молодцы! Получите седьмой ключ.
- Все ключи собраны, теперь осталось только узнать, какой ключ от какого окна.
(Дети подбирают ключи и открывают окна замка, освобождая птиц)
Все окна открыты, птицы свободны. А теперь назовите каких вы птиц освободили? (ответы ребят)
Педагог. Пусть все птицы летят и несут к нам весну на своих крыльях, а мы будем встречать их и приготовим для них домики скворечники, где они бы могли выводить своих птах!
Во время работы детей звучит спокойная музыка. Когда дети практически выполнят задание, входит Буратино. Он радуется встрече с ребятами, спрашивает, все ли выполнили задания? И говорит, что нисколько не сомневался, что дети помогут птицам освободиться. А в знак благодарности дарит каждому ребёнку на память “золотой” ключик. В благодарность дети предлагают Буратино прослушать звукозаписи пения птиц.
Буратино. Молодцы, ребята, ваши знания, умения, а также дружба и сплочённость помогли преодолеть все трудности, которые были в этом удивительном путешествии. Большое вам спасибо.