Конспект НОД по образовательной области "Познание". Формирование элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: "Помогите птицам"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели занятия:

Образовательные:

  1. Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации)
  2. Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку. Умение находить “лишний” предмет.
  3. Развивать умение группировать птиц по разным признакам; определять взаимное расположение предметов.
  4. Упражнять в сравнении смежных чисел; соотносить цифры от 1-5 с количеством предметов.
  5. Уметь составлять математические задачи и записывать решение.
  6. Упражнять детей в составление целой картинки из отдельных частей.
  7. Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10.
  8. Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие:

  • Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
  • Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.
  • Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы и приёмы:

  • Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.

Развивающая среда:

  • мольберт;
  • конверт с текстом письма от Старичка-лесовичка; картонные ключи, карта с изображением замков;
  • геометрические фигуры трех цветов (красного, синего и желтого, двух размеров (большие и маленькие, двух видов (круги и квадраты);
  • “домики” с номерами 1-10 в которых “живут” птицы;
  • игра “Четвертый лишний”;
  • разрезные картинки с изображением птиц;
  • замок, в котором спрятаны птицы; лист с заданиями; письмо;
  • линейки; карандаши; фломастеры;
  • аудиозаписи фоновой музыки; магнитофон.

Ход занятия

Педагог. Ребята, когда я утром шла на работу, мне повстречалась сорока и передала для вас вот это письмо от Старичка-Лесовичка. Что же он нам пишет?

Зима-старуха злится, прошла ее пора.
Весна в окно стучится и гонит со двора.
И все засуетилось, все гонит зиму вон
И птицы прилетели и подняли трезвон.
Взбесилась ведьма злая и, птичек захватив,
Запрятала их в замок, на ключики закрыв.
Я вас прошу, ребята, те ключики добыть,
Открыть все окна замка и птиц освободить.

Педагог. Ребята, хотите помочь птицам и открыть все эти ворота, подобрав ключи к замку. Но сначала давайте скажем волшебные слова.

На двери висит замок,
Кто его открыть бы мог?
Потянули, покрутили, постучали
И открыли...

Пальчиковая гимнастика.

- Ласточка, ласточка, милая ласточка,

- Где ты была, с чем ты пришла?

- за морем бывала, весну добывала.

- несу, несу, весну –красу!

(На каждую строку большой палец “здоровается” дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, — сначала на правой, потом на левой руке.)

Педагог.Тогда в путь! (Показывает карту)

- Здесь девять замков, у каждого, кроме одного, числа написаны по определенному правилу. Птицы находятся в замке, где это правило нарушено. В каком замке находятся птицы? Догадайтесь, по какому правилу записаны числа.

(Во всех записях числа увеличиваются на 1, а в замке с тремя флагами уменьшаются на 1)

- Какой это замок по счёту, если двигаться от голубого замка направо, считая его первым? (пятый)

- Если двигаться от голубого замка налево, считая его первым? (шестой)

- Чтобы освободить птиц, в какую сторону от голубого замка нам лучше пойти? (направо) Почему? (ближе)

- Итак, мы с вами определили, в каком замке старуха-зима спрятала птиц. Вот он.

(Вывешивается макет замка)

- Чтобы освободить птиц, нужно открыть все окна, а для этого нужно выполнить задания. Если задание выполнено, верно, вы получаете ключ. Согласны? Тогда вперед!

1. Разминка.

Первое окно и первое задание.

- Посчитайте от 1-10; от 3-8; от 2-9; от 10-1; от 5-1; от 8-2; по порядку от 10-1; от 4-9; от 1-7.

- Молодцы! С заданием справились. Вот вам первый ключ.

2. Разноцветные фигуры.

Педагог - Посмотрите на эти фигуры, их нужно разделить на группы по разным признакам.

- Чем отличаются фигуры друг от друга? (цветом, формой, величиной)

- На сколько групп по цвету можно разделить фигуры? (на 3, красные, синие, желтые)

- На сколько групп можно разделить фигуры по форме? (на 2, круги и квадраты)

- На сколько групп можно разделить фигуры по размеру? (на 2, большие и маленькие)

- Выполните задание № 1 на своем листке.

Педагог. Молодцы, вы правильно выполнили задание, вот вам второй ключ.

3. Задание Весёлые соседи.

Педагог. Посмотрите, перед вами целая улица с домами. Рассмотрите её и ответьте на вопросы.

- Кто живет в этих домах? (птицы)

- Если бы птицы захотели жить вместе, на какие бы группы вы могли их разделить? (зимующие и перелетные)

- Сколько домов понадобилось бы? (2)

- Назовите зимующих птиц.

- Назовите перелетных птиц.

- Кто соседи у ласточки? (дятел и воробей)

- Кто живет слева от воробья? (снегирь)

- Кто живет справа от воробья? (ласточка)

Внимательно рассмотрите номера домов, какие числа - соседи числа 2 (1 и 3)

- Какое число стоит перед числом 5 (4?

- Какое число стоит после числа 8 (9, между 6 и 8 (7)

- Какое число меньше, чем 6 на 1? (5)

Молодцы, вы все ответили правильно, а теперь получите третий ключ.

Чтобы продолжить выполнять задания нам нужно сделать разминку.

Педагог. А сейчас давайте немного отдохнём.

Физкультминутка “Буратино”

Буратино повернулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

Педагог. Буратино ключикне нашёл, а нам надо постараться и добыть все ключики.

Педагог. Чтобы мы с вами могли идти дальше, нужно выполнить следующее задание

4. Составь задачу.

Педагог. Ребята, рассмотрите рисунок и составьте задачу.

На одном дереве сидит пять птичек, а на другом четыре. Сколько всего птичек сидит на двух деревьях? Запишите решение задачи и прочтите запись. ( 5+4=9)

Молодцы, получите четвертый ключ.

5. Зачеркни ненужную цифру.

Педагог. Внимательно рассмотрите рисунки в задании № 3 на своих листах.

- Зачеркните ненужные цифры, объясните, почему вы так сделали?

(На картинке три воробья, оставляем цифру 3, потому что она обозначает три предмета, а остальные цифры лишние)

Молодцы, получите пятый ключ.

6. Игра “Четвёртый лишний”

- Внимательно рассмотрите птиц, объясните, какая лишняя и почему.

Педагог. Молодцы! Получите шестой ключ.

7. Игра “Собери картинку”

Дети собирают разрезные картинки с изображением птиц.

Педагог. Молодцы! Получите седьмой ключ.

- Все ключи собраны, теперь осталось только узнать, какой ключ от какого окна.

(Дети подбирают ключи и открывают окна замка, освобождая птиц)

Все окна открыты, птицы свободны. А теперь назовите каких вы птиц освободили? (ответы ребят)

Педагог. Пусть все птицы летят и несут к нам весну на своих крыльях, а мы будем встречать их и приготовим для них домики скворечники, где они бы могли выводить своих птах!

Во время работы детей звучит спокойная музыка. Когда дети практически выполнят задание, входит Буратино. Он радуется встрече с ребятами, спрашивает, все ли выполнили задания? И говорит, что нисколько не сомневался, что дети помогут птицам освободиться. А в знак благодарности дарит каждому ребёнку на память “золотой” ключик. В благодарность дети предлагают Буратино прослушать звукозаписи пения птиц.

Буратино. Молодцы, ребята, ваши знания, умения, а также дружба и сплочённость помогли преодолеть все трудности, которые были в этом удивительном путешествии. Большое вам спасибо.