Аннотация
Для развивающегося образования важным является возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и обучающегося на уроке. Поэтому обращение к технологическому подходу не случайно. По мнению, И.М. Логиновой и Г.Л. Копотеевой, междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения [2. С. 12].Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты при изучении темы “Приставки” на уроке русского языка в пятом классе.
Состав УМК:
- Учебная программа: Рыбченкова Л. М. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой. О. В. Загоровской и других. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 108 с.
- Учебник “Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков., А. Г. Лисицын]; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во “Просвещение”. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 2012. – 127 с.
- Рыбченкова Л. М. Русский язык. Рабочая тетрадь 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В двух частях. Часть 1 / Л. М. Рыбченкова, Т. Н. Роговик. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 80 с.
- Рыбченкова Л. М. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во “Просвещение”. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с.
Тип урока: урок формирования и закрепления предметных умений.
Место урока в учебном плане (программе): 5 класс, I четверть.
Время, необходимое для проведения конкурсного урока: 1 урок
Цель темы |
|
|||
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | ||
|
Личностные:
Регулятивные:
Познавательные: развитие творческого мышления, памяти, внимания и языковой компетенции. Коммуникативные:
|
|||
Основные понятия | Приставка как словообразующая морфема, предлог, родственные слова. | |||
Организация пространства | ||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||
|
|
|
Этапы уроков
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
Мотивационный этап | ||||||
Вывести учащихся на самостоятельную формулировку темы урока, помочь обучающимся сформулировать цели и задачи | Через анализ языкового материала формулируют тему, цели и задачи урока | Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи | Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме | Слушают собеседника, строят высказывания по теме, возражают или принимают высказывания | Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности | Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания |
Ориентировочный этап | ||||||
Направляет обучающихся на
формулирование цели урока и составление плана
деятельности Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся, используя языковой материал, спроецированный на экран |
Находят приставки и предлоги в стихотворении Я. Козловского “Веснушки”, доказывают, что между предлогом и словом можно вставить другое слово (См. Приложение № 1) | Осуществляют актуализацию полученных знаний | Используют речевые средства для выполнения задания | Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. | Осуществляют самоконтроль Слушают собеседника, строят высказывания |
Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания |
Исполнительский этап | ||||||
Организует, направляет деятельность учащихся по подбору слов, которые могут сочетаться с другими словами (одеть – сестренку или шубу? и др.); выбору приставок для получения правильных словосочетаний; замене слов теми, в которых пишется Ь (показать документы – предъявить документы и др.), находить слова с приставками и предлогами, выделять графически; заменять слова на существительные с приставкой (Режиссер начал снимать фильм – Режиссер приступил к съемке фильма); приобщает к истории языка | Отработка навыков письменного
высказывания (по вопросам и опорной лексике). Параграф 13, упражнение 95, 99, 100, рабочая тетрадь Ч.1 с. 35, задание 2. Знакомство с историческими процессами в языке, изменявшими состав слова. |
Актуализируют знания о приставке
как словообразующей морфеме, об отличии
приставки от предлога, совершенствуют
правописные умения. Знакомятся с понятиями опрощение, синхронное словообразование (См. приложение 2). |
Применяют полученные знания на практике, строят высказывания, используют толковый и морфемный словари, получают представление о словах, имеющих несколько приставок, совершенствуют правописные умения. | Самостоятельно обозначать приставки в словах, находить слова с двумя приставками и более (например, непереосвидетель ствовавшийся), устанавливать значения слов и морфем. | Осуществляют контроль своих знаний. | Принимать и сохранять цель; определять способы действий в рамках предложенных условий. |
Контрольный этап | ||||||
Задаёт вопросы, оценивает результаты учебной работы, предлагает критерии самооценки, проводит объяснительный диктант (Контрольное задание на проверку планируемых результатов См. приложение 3) | Соотносят полученное решение учебной задачи с целью занятия; оценивают, насколько правильно удалось выполнить все запланированные действия | Анализировать и сопоставлять цель и полученные результаты учебной деятельности | Выполняют задание выборочного диктанта, составляют оценочное высказывание | Уметь слушать собеседника и задавать уточняющие вопросы | Контролируют правильность и полноту проведенного анализа | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Рефлексивный этап | ||||||
Ставит вопросы о том, как решались
учебные задачи и достигались цели урока; задаёт
домашнее задание, предоставляя выбор
разноуровневых заданий с использованием
учебника и дополнительных источников информации
параграф 13. Упражнение 98: 1 уровень - списать, обозначить приставки в словах; 2 уровень - списать, вставить пропущенные буквы в приставках и обозначить графически; определить значение слова тише в тексте упражнения. Анализирует уровень освоенности учащимися необходимых ЗУН, надпредметных способов действия |
Отвечают на вопросы учителя | Осознанно и произвольно отвечать на поставленные вопросы | Участвуют в устной беседе, подводят итоги; высказывают собственное мнение о проделанной работе и достигнутом результате | Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной | Самоконтроль | Осуществлять итоговый контроль по результату |
Результаты, подтверждающие эффективность данного урока
Качество обученности по теме “Приставки”
Литература
1. Зайцева, О. Н. Олимпиады по русскому языку. 5-9 классы / О. Н. Зайцева. – М. : Издательство “Экзамен”, 2013. – 2013. – 319 с.
2. Логинова И. М., Копотеева Г. Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС //Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 12-18.
3. Овсепьян В. А. Взгляд: сборник очерков, рецензий и интервью / В. А. Овсепьян Нижний Тагил: ТРМ, 2013, 96 с.
4. Рыбченкова, Л. М. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во “Просвещение”. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с.
5. Рыбченкова, Л. М. Русский язык. Рабочая тетрадь 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В двух частях. Часть 1 / Л. М. Рыбченкова, Т. Н. Роговик. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 80 с.
6. Учебник “Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков., А. Г. Лисицын]; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во “Просвещение”. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 2012. – 127 с.
7. Учебная программа: Рыбченкова Л. М. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой. О. В. Загоровской и других. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 108 с.
8. standart.edu.ru (дата обращения: 10.01.2014)