Цели образовательные: закрепить знания, полученные на предыдущих уроках по теме “Имя числительное”;
цели развивающие:
- развитие умений анализировать языковой материал,
- развитие навыков индивидуальной и парной работы,
- развитие монологической речи;
цели воспитательные: мотивация ведения здорового образа жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал (текст о дистанции – 1 на парту, 1 карточка с индивидуальным заданием, части снежинок – по 3 снежинки на парту), бумажные медали.
Учебник: Баранов, М. Т. Русский язык. Учебник. 6 класс. [Текст] / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Смена тетрадей.
2. Повторение.
- Запись числа и темы урока.
- Сегодня мы повторим все, что вы изучили в разделе “Имя числительное”. Тем самым подготовимся к контрольной работе. Проверим, насколько вы готовы.
Выполним устно несколько заданий.
1) Тест. 3 мин. (слайд)
1. Найдите числительное и объясните свой выбор:
А) шестидневка
Б) двойка
В) второй
Г) пятерня
2. Какое утверждение является неверным? Почему?
А) Числительные делятся на количественные и порядковые.
Б) Числительные изменяются по падежам.
В) Числительные могут быть различными членами предложения.
Г) Числовое значение может иметь только одна часть речи – числительное.
- Согласитесь, что, общаясь друг с другом, люди никогда бы не смогли обойтись без числительного. Так как существует множество сфер деятельности человека, где использование числительных необходимо. И одна из них – это спорт. Сегодня мы поговорим о спорте. Урок будет необычный – в форме соревнования. В течение урока за правильное выполнение задания вы будете получать медали. Тот, кто наберет большее количество медалей, получит хорошую оценку.
* Вручение 2 медалей.
2) Это интересно! 10 мин. (слайд)
Обратимся к рубрике “Это интересно!” Прочитайте предложения. Спишите, заменяя цифры словами. Определите порядковое или количественное (укажите разряд), простое или составное числительное.
В соревнованиях по триатлону на Гаваях лучшие атлеты должны были проплыть 3,9 км. (три целых девять десятых километра), проехать на велосипеде 180 км. (сто восемьдесят километров) и пробежать марафон не менее, чем 17 ч.
* Вручить медаль.
24 февраля 2013 года самый старый марафонец в мире, индиец Фауджа Сингх, в последний раз принял участие в спортивном соревновании. Сейчас ему 102 года.
* Вручить медаль.
- В предложениях, которые вы записали, говорится о дистанции. А как вы думаете, это исконно русское слово или нет? Что оно означает?
Уточним, что же такое “дистанция”.
3) Работа с текстом. 5 мин. (распечатки на партах)
Прочитайте текст <Приложение1>, соблюдая правила употребления числительных в косвенных падежах.
В переводе с латинского дистанция означает “расстояние”. В спорте это слово многозначно. Дистанция — это расстояние от старта до финиша. В лёгкой атлетике, например, от 100 м до 42 км, в лыжном спорте — от 3 до 70 км. Дистанция — это расстояние от местонахождения спортсмена до цели, которую он должен поразить.
В стрелковом пулемётном спорте она равняется для мелкокалиберного оружия — 25, 50, 100 м, для армейских и крупнокалиберных винтовок — до 300 м. В стрельбе из лука пять дистанций: 30, 50, 60, 70, 90. Дистанция — это расстояние между спортсменами во время боя. И у боксёров, и у фехтовальщиков она называется дистанция ближняя, средняя, дальняя. Дистанция — это расстояние между спортсменами, стоящими в строю и выступающими с гимнастическими упражнениями.
* Вручение 2 медалей.
- Молодцы! Предлагаю присоединиться к спортсменам, уделяющим особое внимание своему здоровью, и провести физминутку.
4) Физминутка.
Вы можете расслабиться, подвигаться, сделать зарядку. Но, кроме того, я попрошу вас вспомнить первое правило правописания числительных – правило о мягком знаке. Встаньте. Я буду называть числительные: если мягкий знак стоит в середине числительного – руки вперёд, в конце – присядьте, если его в слове нет – попрыгайте.
- cемьсот, одиннадцать, сорок;
- шестнадцать, восемьдесят, двести;
- девятьсот, девятнадцать, девяносто.
5) Найди ошибку! 10 мин.
- Один ученик будет выполнять индивидуальное задание.
Индивидуальное задание (карточка с индивидуальным заданием) <Приложение1>:
А) с обеими спортсменами
Б) обоих лыжниц
В) двое спортсменок
Г) пятеро гонщиков
Задание классу (слайд):
- Попробуем разобраться, правильно ли употреблены числительные. Задание вы выполняете самостоятельно. Нужно найти и выписать числительные, которые использованы в верной грамматической форме.
Семистами пятьюдесятью девятью, семьюстами семьюдесятью шестью, пятьюстами шестидесяти четырьмя, одной тысячью восьмьюстами девяноста шестью, двумястами семидесяти пятью, тремястами семидесяти тремя, двумя тысячами четырнадцатью.
- Проверка. * Вручение медали.
- К какой группе числительных они относятся? (К количественным)
- Запишем числами найденные числительные. Как вы думаете, что это за числа?
Ответ:
- 776-й год до н.э. - традиционная дата начала Олимпийских игр.
- 1896 год – год проведения первых Олимпийских игр современности, возрождение которых связано с именем французского барона Пьера де Кубертена.
- 2014 год – год проведения XXII Зимних Олимпийских игр в России.
- А знаете ли вы, что наши земляки, кузбассовцы, тоже принимают участие в этой олимпиаде? Назовите их и вид спорта, в котором они выступают. (Ответы: горнолыжный спорт - Простева Елена, санный спорт - Степан Федоров, сноубординг - Белкин Александр, Соболев Андрей, Детков Станислав, Екатерина Тудегешева.)
- Проверка индивид.задания:
А) с обеими спортсменами
Б) обоих лыжниц
В) двое спортсменок
Г) пятеро гонщиков
*Вручение медали
6) Собери снежинку. 5 мин.
Работа в паре:
- В заключении урока проверим, хорошо ли вы повторили материал об имени числительном. Соберите в паре снежинки (На каждой парте лежит конверт с тремя разрезанными снежинками. На каждой части снежинки написаны слова из ячеек таблицы, которая приведена ниже). Кто выполнит первый, поднимите руку.
Проверка:
Вопро | Обозначает | По строению | Разряд по значению | Часть речи | |
Одну вторую дистанции | Сколько? | Часть предмета (количество) | составное | дробное | Числительное Количественное |
Десятая медаль | Какая? Которая? |
Порядок предмета при счете | Простое | целое | Числительное Порядковое |
Пятидесяти спортсменам | Скольким? | Количество предметов | сложное | целое | Числительное Количественное |
* Вручение медали.
- Составьте предложения с данными словосочетаниями, запишите и обозначьте числительные как члены предложения. 5 мин.
Другой вариант задания: подчеркните числительные как члены предложения.
Спортсмен пробежал одну вторую дистанции. (обстоятельство)
Десятая медаль была выиграна нашими спортсменами. (подлежащее)
Пятидесяти спортсменам вручили грамоты. (дополнение)
* Вручение медали.
3. Итог урока
- Мы остановились на сложных вопросах, касающихся имени числительного. Информацию, которую вы сегодня повторили, обязательно пригодится вам завтра на контрольной работе. А что интересного вы узнали на уроке?
- Посчитаем количество медалей. (Оценки за большое количество).
Д/з Упр.420
Список литературы.
1. Белякова А.К. Урок русского языка в 6-м классе по теме "Повторение имени числительного" [Электронный ресурс] / А.К. Белякова. // https://urok.1sept.ru/articles/520235
2. Панина Е.А. Повторение изученного об имени числительном 6 класс [Электронный ресурс] / Е.А. Панина. // http://linngva.do.am/load/otkrytye_uroki/povtorenie_izuchennogo_ob_imeni_chislitelnom_6_klass_7_vid/4-1-0-9
3. Daypic [Электронный ресурс]: блог // http://daypic.ru