Цели:
- Повторить и обобщить знание учащихся о числительном;
- Совершенствовать навыки употребления имен числительных в устной речи в соответствии с нормой;
- Подготовиться к контрольной работе.
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Оборудование:
- Учебный комплекс:
- “Русский язык. Теория. 5-9 класс”//В.В. Бабайцева, Л.Д.Чеснокова;
- “Русский язык. Практика. 6 класс”//Под ред. Г.П. Лидман-Орловой;
- Тетради;
- Карточки с кроссвордом;
- Тексты.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Определение темы и цели урока
Учитель. Сегодня на уроке мы вновь будем говорить о имени числительном, о правописании слов этой части речи, морфологических признаках и синтаксической роли употреблении в речи. Продолжим, как и на предыдущем уроке, подготовку к контрольной работе.
А сейчас запишите число, классная работа, тема урока.
– Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?
– На какие две группы делятся числительные?
– Чем отличаются простые числительные от составных?
III. Активизация знаний
- Разобрать предложение/
(Один человек работает у доски, остальные - в тетради.).
Двадцать2 делится на четыре3 без остатка4
–
Какими еще членами предложения могут быть числительные?– Вспомните, каковы постоянные морфологические признаки числительного?
– Как изменяются количественные числительные? А порядковые?
- К какой части речи относятся слова оба и обе? Когда употребляется числительное оба, а когда – обе?
- Выполним упражнение № 454 на странице 156 (письменно).
- Конкурс чтецов.
Учащиеся работают в группах по 5 человек: читают по очереди выразительно текст, произнося числительные в соответствии с нормой, до 1 ошибки. Каждая группа выбирает лучшего чтеца, который читает свой текст перед классом. Ученик, лучше всех прочитавший текст получает звание “Лучший чтец” (тексты для чтения см. в Приложении 1)
- А теперь поговорим о правописании числительных. Вспомните, какие числительные пишутся с удвоенной согласной? (Одиннадцать, миллион, миллиард.)
– А знаете ли вы историю слова “миллион”?
Рассказ учителя об истории слова “миллион”
Миллион
Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в XIII веке Китай, чтобы передать свое восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего “тысяча”, и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу -ищ- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.
- Как запомнить, когда “Ь” в числительных пишется в середине слова, а когда в конце? Об этом нам расскажут Денис и Настя.
Сценка.
Настя: Денис, почему у тебя нет ошибок в правописании “Ь” в числительных?
Денис: А разве ты не знаешь простого правила о правописании “Ь” в числительных? Есть такое правило: в числительных может быть только один “Ь”: если он есть в середине, то его нет в конце. Посмотри: пятьдесят, семьдесят, шестьдесят, девятьсот – во всех этих числительных “Ь” стоит в середине, а в числительных пятнадцать, семнадцать – “Ь” в конце, следовательно в середине его не может быть.
Но запомни: это правило относится только к числительным в именительном и винительном падежах, а в других падежах может быть и два “Ь”, например в творительном – пятьюдесятью или вообще не быть ни одного “Ь”, например в родительном и дательном падежах (пятнадцати, пятидесяти).
Настя: О! Так просто? Теперь я не буду делать таких ошибок.
- Чтобы выяснить, как вы поняли это правило, решите кроссворд “Спрятанное слово” на карточках (см. Приложение 2).
- Выполнение упражнения № 453 (письменно).
– Дети, при выполнении этого упражнения можете пользоваться учебником “Теория”, параграф 113. (Учитель в это время проверяет кроссворды).
IV. Домашнее заданиеУпражнение № 464 (объяснить, показать образец).