Технология частнопредметного и локального преподавания физической культуры по дневникам «Познай и измени себя»

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Данная технология частнопредметного и локального преподавания физической культуры и спорта c использованием дневников “Познай и измени себя” в качестве вспомогательного компонента, является одним из методов воспитания НОВОГО мышления и НОВОГО стереотипа у обучающихся к своему здоровью, здоровому образу жизни, к физической культуре и спорту.

Технология используется как метод самоконтроля занимающихся самостоятельно или с преподавателем и т.п., в различных учебных заведений с применением её в дополнительном и факультативном образовании, в вариативной части урока, внеклассных и внеурочных занятий. По профилактике опорно – двигательного аппарата, профессиональных заболеваний, или коррекции каких-либо физических недостатков приобретённых в ходе жизнедеятельности обучающихся, а также реабилитации после каких-либо заболеваний в действенно-практической сфере или спортивной деятельности.

Данная тема, идея и методическое обоснование в воспитание НОВОГО мышления, НОВОГО стереотипа у обучающихся к своему здоровью, здоровому образу жизни, к физической культуре и спорту были составлены преподавателем физического воспитания, Георгием Васильевичем Тропыниным на основе различных методических технологий.

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье общества, Здоровье нации одна из глобальных проблем многих великих и малых государств и не является чем-то новым, но по – прежнему не решённой проблемой на совремённом этапе 21 века.

Древние адепты восточной философии утверждали, что при недостаточном развитии одной из сфер – физического, умственного или духовного приводит к дисгармонии в развитии человека не только с самим собой, но и с окружающим МИРОМ.

. Политика государства в области образования повернулась и встала на путь демократизации и гуманизации в образовательной системе. Данную политику понимаю как создание в образовательной системе государства таких дидактических и методологических технологий, которые способствовали продвижению новому мышлению, и новому стереотипу в понимание глобального преобразования образования вообще, а в частности физической культуры.

Как нам известно, на совремённом этапе передовые образовательные учреждения ориентированны на личностно-ориентированные технологии - педагогику сотрудничества. В результате пересмотра традиционных представлений о развитие и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Считаю, что пришло то время, когда педагогический процесс должен сделать упор на воспитание у обучающихся самоосознанность и самоответственность своих действий, и своего будущего в отношение к своему здоровью.

Если задать вопрос, как же обучающийся может познать себя. Пришёл к выводу, что самый простой подход – это познание своего физического развития в действенно практической сфере. С помощью составленных мною дневников “Познай и измени себя”, где ребёнок, ученик познаёт себя на практике, сам себя обследуя: своё физическое развитие, антропометрию, наблюдает за собой и записывает свои субъективные и объективные показатели в своей действенно-практической сфере. По моему убеждению, этим воспитывается НОВОЕ мышление и НОВЫЙ стереотип у обучающего, на самоконтроле, самоанализе и т.д. На этой основе были составлены дневники №1,№2,№3, как вспомогательный компонент, где обучающиеся одновременно обучаются и воспитываются.

В определённой степени происходит самообучение и самовоспитание под контролем врача, преподавателя, учителя, тренера и родителей. Так если взять любой раздел из дневника, он является неотъемлемой и обязательной частью целого. Графа “тренировочный процесс” связан знанием своей группы здоровья (медосмотр). На основе этого ставятся цель, задачи, составляется режим дня, обследуется физическое развитие, измеряется антропометрия. На другом листе рядом графа “определение субъективных и объективных показателей”, которые имеют большёе значение для определения физических нагрузок, дозировок и определение своей тренированности. Запись субъективных и объективных показателей можно производить как до занятий, во время занятий, так и после занятий.

На основе этих показателей производятся: корректировка упражнений, их методика нагрузок может меняться, меняться может и планирование занятий и т.д. Раздел “расслабление” и “аутогенная тренировка”, помогут обучающимся справиться с утомлением и усталостью, умением настроиться, и собраться в неблагоприятных ситуациях. Умение справиться с отрицательными эмоциями и стрессовыми моментами в учебное и вне учебное время, а именно воспитывать в себе самоуправляющие механизмы личности.

Раздел “биоритмологический контроль” также способствует и научит, как внутренний биоритм совместить с внешним, а при совместимости этих двух составляющих в основе лежит эффект биоритмологического резонанса. Как же проверить себя, на правильном ли пути, а для этого воспользовался наработками В.В.Клименко. Мною были составлены и предложены школьникам дневники №4, №5., в которых В.В.Клименко предлагает ряд тестов для определения: “Мышление и психомоторика”, “Сила мозга”, “Чувство времени”, “Воображение и мышление”, “Чувство пропорции” (золотое сечение), “Чувства и интуиция”. Данные тестирования хороши тем, что испытуемый тут же видит наглядно результат своей действенно-практической сферы, которые не зависят от испытателя или от того, кто проводит испытание. К тому же, выше указанные тесты способствуют и являются тренирующими упражнениями для тренировки данного умения.

Которые необходимы в различных профессиях обучающихся.

В педагогическом процессе ФКиС выявляются два характерных подхода – экстравертное и интровертное воздействие на воспитание, и обучение , на рост, и развитие ( рост - имеется ввиду количественный процесс, а развитие – качественный процесс) человека. На определённых этапах воспитания и обучения, один из подходов имеет преобладающее значение, но в большей части это взаимосвязанный, и взаимопроникающий пластический процесс обучения и воспитание человека.

ЭКСТРАВЕРТНАЯ сторона педагогического процесса или внешнее влияние на образовательный процесс обучающего, она характеризуется:

- периодическим интересом к своему росту и развитию;

- это традиционное обучение (ТО) в котором преобладает авторитарное управление и ведение урока (который нужно максимально приблизить к личностно-ориентированным структурам);

- внешнее влияние на обучение обучающихся можно рассматривать как гиперопеку – путь инфантильного отношения к психическим, психомоторным функциям человека, в конечном итоге к различным отклонениям в здоровье.

ИНТРОВЕРТНАЯ сторона образовательного процесса или внутренний процесс самосовершенствование характеризуется:

- перманентным интересом к своему росту и развитию;

- обучение, воспитание внутренней потребности к росту и развитию, а в частности к своему здоровью, ЗОЖ, к ФКиС;

- обучение, воспитание, развитие воображения, чувств и мышления способствующих самосовершенствованию личности.

ПЛАСТИЧНО-КОМПЛЕКСНЫЙ подход экстравертных и интровертных сторон педагогического процесса, как творческое отношение личности к обучению и воспитанию здоровья, ЗОЖ, к ФКиС, при котором проявляется положительное развитие психических и психомоторных функций, например, при разучивание каких-либо упражнений или элементов необходимо научиться:

- следить за ходом мыслей;

- работы чувств;

- конструктивности воображения, благодаря чему мышление ученика идёт в глубину изучаемого предмета. Это есть физическое, умственное и духовное развитие человека – гармоничного.

НПО, СПО и ВШ

Возраст – юношество – возраст “Революционера”.

Данный возраст отличает преобладание мышление над воображением и чувствами. Открываются способности самостоятельно решать всем известные задачи своеобразно по своему темпераменту, а также своим психогенным, социогенным и биогенным

возможностям. Когда мышление, чувства, воображения начинают активно работать, создаётся система “Я –НООСФЕРА” по В.И.Вернадскому.

Данный возраст отличается и тем, что на данном периоде может выйти и стать ведущим не только мышление, но и любой из трёх механизмов ДУШИ (воображение, чувства и мышление), а две остальные могут содействовать его работе.

Педагогический процесс характеризуется интровертным педагогическим процессом. Имеется доминирующая потребность и сформировавшаяся мотивация к своему здоровью, ЗОЖ, к ФКиС.

Владеет знанием, умением, навыком (ЗУН) с творческим подходом к самостоятельным занятиям в соответствии своей доминирующей потребности, применяя на практике знание своих физических, умственных и духовных возможностей само - актуализируясь и само - реализуясь к самостоятельной жизни. Владея начальными навыками психотренинга, умение владеть собой в различных ситуациях жизни.

Умение работать с дневником “Познай и измени себя” №1,№2 №3,№4,№5, как вспомогательный компонент. Знание не только профессиональной физической подготовки, но и знание, и умение профилактических основных упражнений для контроля над своим здоровьем, в будущей своей выбранной профессии. Развивать и совершенствовать свои физическое здоровье (физическое, умственное и духовное развитие), и физические качества.

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ

1. По уровню применения – частнопредметная и локальная.

2. По философской основе – гуманистическая.

3. По ведущему фактору психического развития – социогенные, биогенные, психогенные.

4. По научной концепции усвоения опыта – ассоативно – рефлекторная, развивающая, саморазвивающая, потребностно – информационная система

5. По ориентации на личностные структуры – ЗУН, СУМ, ДПС, НЭС.

6. По характеру содержания и структуры – обучающие и воспитывающие, профессионально-ориентированные, частнопредметно-модульные.

7. По организационным формам познавательной деятельности – классно-урочная, дифференцированное, индивидуально-групповая.

8. По типу управления познавательной деятельности – программное обучение, “репетитор”, “консультант”, книги, журналы и т.д.

9. По подходу к ребёнку – гуманно – личностный.

10. По преобладающему или доминирующему методу – развивающее, саморазвивающие и творческие.

11. По направлению модернизации существующей системы образования  на основе демократизации и гуманизации педагогических отношений, на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования.

12. По категории обучающихся – массовая, дифференцированная, продвинутого уровня (углубленного изучения предмета, вида и т.п.).

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Обучение направлено на гармоничное развитие физических, умственных и духовных потребностей. Развитие ученика через потребностно-информационную систему умственных и духовных сфер человеческой деятельности с приоритетной областью СУМ, в самопознание личности.
  2. Ученик-субъект, а не объект процесса обучения.
  3. Ведущая роль теоретических и методологических, и практических знаний, умений, навыков в творческом применении их.
  4. Обучение направлено от ученика к предмету и его положительной Я –концепции.
  5. Обучение с учётом возрастного периода, здоровья и доминанты учащегося.
  6. Обучение направлено на профилактику от каких-либо заболеваний, в том числе профессиональных, коррекцию и реабилитацию после заболеваний.
  7. 8.особенностей и периода развития.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Данная технология включает три взаимосвязанные и взаимопроникающие подсистемы: теорию, практику и методику каждой возрастной группы.

ТЕОРИЯ

1. Освоение теоретических основ самопознания, самосовершенствование физических, умственных и духовных сфер своей жизнедеятельности.

ПРАКТИКА

(самоутверждающая деятельность)

1. Формирование опыта деятельности в процессе учебного дня. Во внеурочных и внеклассных мероприятий. В дополнительном и факультативном образовании.

МЕТОДИКА

(средства и среда методов деятельности

1. Методика самостоятельных занятий оздоровительных упражнений и мероприятий и других физических упражнений.

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ

Основная мотивация: нравственная - волевая; вооружиться новой информацией, заполнив проблемы вооружённости; познавательный интерес в познании себя в физической, умственной и духовной сфер развития; профилактика будущих профессиональных заболеваний; коррекция каких-либо физических недостатков полученных, в ходе жизнедеятельности; лечебная реабилитация после каких-либо заболеваний в своей жизнедеятельности.

Позиция преподавателя: деловой партнёр, старший товарищ;

Межличностные отношения преподаватель-обучающийся:

- гуманно-личностным подходом;

- не управлять, а соуправлять;

- не принуждать, а убеждать;

- не командовать, а организовывать;

- не ограничивать, а предоставлять свободу выбора;

- не от учебного предмета, а от ребёнка к учебному предмету.

Позиция обучающего: - свобода выбора; право на ошибку; от возможностей, которыми располагает он сам; совершенствовать, обогащать и находить в себе свои лучшие качества личности.

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Дифференцированное обучение, при котором можно работать с группой обучающихся, составленной с учётом наличия у них какой-либо значимых для учебного процесса общих качеств – это первое.

Второе – часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых: по возрастному составу; по полу; по области интересов; по уровню достижений; по личностным – психологическим типам: по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту; по уровню здоровья.

ДНЕВНИК №1

“Познай и измени себя” на первом этапе предусматривает обязательную помощь преподавателя, она заключается в объяснение, контроль обследований, контроль тренировочного процесса. Обучающийся проходят три этапа: так называемый “принудительный”; второй, - втягивающий и третий, уже становится необходимостью, также как и другие волевые привычки – умыться или почистить зубы.

Ведение дневника в разделе “тренировочный процесс”, прежде всего, обратить внимание на ежедневное выполнение утренней гигиенической гимнастики.

В конце учебного года делается анализ дневника – деятельности учащегося. Результат данного анализа, выводы и предложение записывается в журнал исследовательской работы.

ДНЕВНИК №2

Рассчитан на самостоятельное обследование и ведение всех его требований по разделам: тренировочный процесс;

самоконтроль субъективных и объективных показателей; физическое развитие; антропометрия; режим дня; умение расслабляться; цели.

Контроль ведётся преподавателем и врачом путём просмотра дневника, - какие выполняются упражнения их дозировка, какие показатели самоконтроля организма. На основе этого предлагается с обоснованием корректировка упражнений и их дозировка, нагрузка, методика выполнений и т.д.

ДНЕВНИКИ №3,№4,№5

Дневник №3, повторяет выше перечисленные обследования дневников №1,№2, но в дневнике №3 предлагается знакомство с биоритмологическим контролем функционального состояния организма и АТ (аутогенная тренировка).Дневник №4, определяет одну из области умственного развития. Дневник №5, определяет одну из области духовного развития.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

(Основной критерий для всех курсов это поддержание, укрепление, восстановление, улучшение физического здоровья обучающихся, а не физические качества и спортивные достижения)

НПО СПО и ВЫСШАЯ ШКОЛА

(или данный возрастной период)

По окончании 4-х, 6-и 9-и часового курса овладевают ЗУН, умением на практике применять овладевшими навыками физических, умственных и духовных возможностей своего организма. ЗУН и уровень развития физического здоровья их подготовленности оцениваются показателями диагноза, тестирования начального и конечного результата. По этой же системе оцениваются абсолютный результат и степень роста того или иного физического, умственного и духовного качества.

Успеваемость определяется как текущая, так и итоговая тестированием, зачётом, соревнованием, экзаменом, самоконтролем своих объективных и субъективных показателей, самоанализом и самооценкой своих объективных и субъективных показателей в своей действенно – практической сфере:

- совершенствование своих физических, умственных и духовных возможностей ( самоанализ и самооценка этих возможностей);

- определение состояние физического здоровья, тренированности, физических, умственных и духовных своих качеств, самоанализ и самооценка этих качеств;

- самоконтроль объективных и субъективных показателей при определении: состояние физического здоровья, тренированности, физических, умственных и духовных своих качеств, самоанализ и самооценка самоконтроля этих качеств;

- владение средствами профилактически, коррекции и лечебно – реабилитационными упражнениями в своей жизнедеятельности;

- владение средствами профилактических упражнений в будущей своей профессионально – действенной сфере;

- определение своего мотивационного вектора физического здоровья, развития двигательных качеств с избирательной направленностью на свой рост и развитие индивидуальных возможностей в соответствие потребностям в своей жизнедеятельности;

- воспитание в себе нового мышления, нового стереотипа по отношению к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- само - актуализация и готовность к самостоятельной жизнедеятельности

УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛЕЗАЦИИ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Для реализации данной технологии необходимо:

- владеть знаниями педагогики, анатомии, физиологии и психологии (иметь соответствующий документ, какого – либо профиля);

- “МТХ” - “Медицинские технологии -Медико-технический холдинг”;

- технология и методика кинезитерапии;

- технология и методика дневников “Познай и измени себя” Г.В.Тропынина и другие наработки схожего типа;

- обучающиеся различных учебных заведений:

- учащиеся 8-го вида, интернатов и лиц ограниченных физических возможностей;

- обучающиеся в профессиональном учреждении;

- обучающиеся в общеобразовательных учреждениях;

- технология и методика тестирований: В.В.Клименко и другие тестирования в этой области;

- методические центры:

- медицинские профилактические, корригирующие и лечебно – реабилитационные методические центры;

- социально-профилактический, коррекционный и реабилитационный методический центр.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Гуманизация и демократизация педагогических отношений.

2. Учение без принуждения.

3. Формирование положительной “Я” концепции.

4. Формирование новой трактовки индивидуального подхода к обучающимся.

Поставленная общая цель: Формирование нового мышления и нового стереотипа у обучающего, должна пройти три этапа:

- “Начальный” - где должна воспитаться доминанта к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- “Закрепляющий” этап формирует самоуправляющие механизмы личности к своему здоровью, здоровому образу жизни и к спортивной направленности;

- третий этап - “Совершенствующий” формирование потребность само - совершенствующего человека к своему здоровью, здоровому образу жизни, спортивной направленности, а некоторым к спорту;

Использования ЗУН в профилактике будущих профессиональных заболеваний, коррекция своих физического, умственного и духовного развития и совершенствования их;

Использование ЗУН: корригирующих и лечебно – реабилитационных упражнений не только для себя, но и другим нуждающимся людям;

При формировании и воспитание выше указанных предполагаемых результатов в итоге должны сформироваться:

- новый взгляд;

- новое мышление;

- новый стереотип у обучающихся к своему здоровью, к здоровому образу жизни, к физической культуре и спорту, с гармонично развитой культурой.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Берн Э. “Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых”. Перев., с англ., - Семфирополь: Реноме, 1998.
  2. Васильева В.К учебник “Лечебная физкультура”. М.: “Физическая культура”. 1970.
  3. Велитченко В.К. “Физкультура без травм”. – М.: Просвещение. 1993.
  4. Величко Е.М., ИноземцевИ.М., Сухарь Н.Е. “Как уцелеть в этот разрушительный век”: советы врачей, экологов, гомеопатов, травников; домашний гомеопатический лечебник. – М.: Стройиздат, 1996
  5. Гладышева А.А. учебник “Анатомия человека”. И.: “Физкультура и спорт”. 1977.
  6. Давыдов В.В. “Проблемы развивающего обучения”. М.: “Педагогика”.1986.
  7. Дмитриев А.Е., Маринченко А.Л. “Лечебная физкультура при операциях на органах пищеварения”. – Л.: Медицина, 1990.
  8. Дьяченко М.И., КандыбовичЛ.А. “Психологический словарь – справочник”. Мн.: Харвест, М., АСТ.2001.
  9. Епифанова В.А. “Лечебная физическая культура”. М.: Медицина.1987.
  10. Киреев А. “Исцеление позвоночника”. М.: “Ч.А.О. и К”.1999.
  11. Крейз Р. “Здоровье через естественную осанку”: Александр метод (перев., с англ. Н.Палалко). –М.: ФАИР _ ПРЕСС.1999.
  12. КондрашенкоВ.Т., ДонскойД.И. “Общая психотерапия”: -3-е изд., испр., и допол., -Мн.: Высш.шк.1998.
  13. КлименкоВ.В. “Кака воспитать вундеркинда”. Х.: Фолио.1996.
  14. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта”. Х.: Кристалл.1996.
  15. Кудряшова Н.И. “Зрение: сохранение, нормализация, восстановление”. М.: “Грегори –Пэйдж”, “Новый центр”.1998.
  16. Курнешова Л.Е. (ответ., ред.) “Система коррекционно – развивающего обучения”.-М.: Центр инноваций в педагогике.1998
  17. Лаптев А.П. “Азбука закаливания”. М.: Физкультура и спорт.1986.
  18. Ловейко И.Д., ФонарёвМ.И.. “Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей”. -2-е изд., перераб., и доп., Л.: медицина. 1988.
  19. Мизулин Ю. “Космос и здоровье”, как уберечь себя и избежать болезней. М.: ВЕЧЕ* АСТ. 1997.
  20. Муравьёв В.А. и составители “Техника безопасности на уроках физической культуры”. М.: Спорт Академ Пресс.2001.
  21. Очаповский А.П., ЗубковА.Н. “Хатха – йога для начинающих”. М.: медицина.1991
  22. Москвина Л.Г. “136 популярных тестов”. М.: Рольф.2000.
  23. Петровский А.В.- проф. “Возрастная и педагогическая психология”: учеб., для студ., пед., ин-ов. М.: Просвещение.1973.
  24. Рипа М.Д. и др. “Занятия физической культурой со школьниками, отнесённых к специальной медицинской группе”. М.: Просвещение.1988.
  25. Соколов Э.В. “Введение в психоанализ”С-П.: “Лань”.1999.
  26. Соколов П.П., Герасимов Ю.Н. “Помоги себе сам”. М.: Физкультура и спорт. 1992.
  27. Селевко Г.К. “Совремённые образовательные технологии”. М.: “Народное образование”.1998
  28. Попова С.Н. “Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж”: учеб., для техн., физ. М.: Физическая культура.1985.
  29. Техвинского С.Б. “Детская спортивная медицина”: Руководство для врачей.- 2-е изд.,перераб., и допол.. М.: Медицина.1991.
  30. Сельченок К.В. (составитель) “Психология возрастных кризисов”.-Мн.: Харвест, М.: АСТ. 2001.
  31. Романовская Н.В., Романовский А.А. “Как победить остеохондроз”.- Мн .: Современный литератор. 2000.
  32. Тюрин А.М., Васичкин В.И. “Техника массажа”. Л.: Медицина. 1986.
  33. Фонарёв М.И. “Лечебная физическая культура при заболеваниях детей раннего возраста” Л.: Медицина. 1973.
  34. Тетерников Л.И. “Рациональная йога”. М.: Знание. 1992.
  35. М.Б. Цыкунов, О.А.Малахов, Б.А.Поляев. “Диагностика и консервативные методы коррекции статических деформаций”: Практическое руководство. – М.: РАСМИРБИ, 2003. – 180с.
  36. Б.А. Поляев, А.Г.Румянцев, Г.Е.Иванова, И.Т.Выходец “Коррекция нарушений осанки в процессе физического воспитания учащихся”: Практическое руководство. – М.: РАСМИРБИ. – 128с.
  37. Б.А. Поляев, Г.Е.Иванова, В.Е.Житловский “Коррекция нарушений осанки в учебном процессе”: Методическое руководство для педагогов. - М.: РАСМИРБИ, 2003. – 80с.
  38. М.А. Рунова “Использование тренажёров в начальной школе”: Методическое пособие для специалистов. –М.: РАСМИРБИ, 2003. – 32с.
  39. Б.А. Поляев, О.А.Лайшева, О.М.Калашникова “Правильная осанка”: Памятка для родителей. – М.: РАСМИРБИ, 2003. – 48с.

Презентация

Приложение