Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе
Задачи: (образовательная, развивающая, воспитательная):
- Познакомить учащихся с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов в лесу.
- Развивать общеучебные умения и навыки: умение использовать в работе ранее полученные знания, умение анализировать, рассуждать, делать обобщения и выводы
- Воспитывать познавательный интерес к окружающей природе, бережное отношение к лесному сообществу.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация "Жизнь леса",толковый словарь Ожегова, тетрадь, учебник.
Дидактические материалы: карточки для работ групп, тест, оценочный лист.
Описание: дети разделены и сидят тремя группами. Урок проходит как заседание комиссии.
Ход урока
Презентация "Жизнь леса".
Оформление доски
1. Организационный момент.
Погружение в путешествие
Ребята, вы сегодня будете работать тремя группами. В конце урока активные участники получат отметки, которые вы сами себе и выставите.
В интернете работает лесной форум Гринпис России.
А что это такой - Гринпис? Гринпис - основанная в 1971 г. независимая международная общественная организация, ставящая целью сохранение окружающей среды.
И мы сегодня, работая в группах, будем своего рода детской природоохранной комиссией, и должны будем ответить на один очень каверзный вопрос. Какой? - спросите вы. Скажу чуть позже. Перед тем, как отправиться в путь, убедимся, у всех ли "полный рюкзак знаний".
2. Проверка домашнего задания
1. Заполните схему. (Слайд 2)
2. Найдите ошибки в тексте. (По очереди каждой команде) (Слайд 3)
Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.
3. Выбери правильное утверждение. (показать номер правильного цифрой) (Слайд 4)
- Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
- Внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
- Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.
3.Сообщение темы и целей урока.
Закройте глаза. Мы с вами немного попутешествуем, а куда, вы мне скажите, после того как прекратятся звуки, вы откройте глаза, и скажите, где кто из вас побывал за момент погружения. (Муз. файл " Живой лес.")
- Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени?
- А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте?
Сегодняшний наш урок - урок-заседание. В результате его работы мы должны ответить вот на какой каверзный вопрос: Что же нужно для благоприятного существования леса как природного сообществ?
Здравствуй, вольная природа
Лес - великая страна!
Удивительным народом
Та страна населена. (Слайд 5)
4. Актуализация опорных знаний. Растительный мир лесов.
- Как вы понимаете слово "СООБЩЕСТВО"? (Слайд 6)
Учащиеся высказывают свои мнения
- Сообща что-то, вместе...
(Один ученик работает со словарём Ожегова)
- Вот как Ожегов толкует в своём словаре это слово.
СООБЩЕСТВО - Группа растительных или животных организмов, живущих вместе
Нашу работу я хочу начать со слов М.М.Пришвина. (Слайд 7)
5. Новая тема.
- Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)
- А какой этот дом? (Большой, многоэтажный.)
- Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания (по 1 загадке каждой команде) (Слайд 8)
1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)
3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)
- А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи.)
- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке.
- Итак: Ярусы, или этажи леса: деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники.
6. Закрепление пройденного.
Работа в группе. Заполните таблицу, соблюдая ярусность леса. (Слайд 9)
(каждой группе выдается таблица)
- Какие деревья расположились в верхнем ярусе? ( Ели, сосны, березы, осины и т. д.) (1 команда)
- В среднем ярусе? ( Малина, сирень, шиповник, калина и т. д.) (2 команда)
- Что растет в нижнем ярусе? (Клевер, подорожник, земляника, ромашка и т. д.) (3 команда)
- Как вы думаете, почему растения в лесу располагаются этажами, ярусами? Учащиеся высказывают свои мнения
(Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений, полному использованию солнечного света. Освещённость в лесу уменьшается от яруса к ярусу, а влажность повышается. Каждое растение нашло в лесу своё место.)
7. Животный мир лесов
(Муз. файл " Живой лес.")
- Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу.
- Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.)
- Как вы думаете называется этот слой? Учащиеся (высказывают свои мнения)
- Ученые называют это лесной подстилкой. Год за годом опадают листья, засыхает трава.
- Почему же мы не видим целых гор этих многолетних листьев? Учащиеся высказывают свои мнения
- Совершенно правильно. (Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.)
А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку.)
- А именно? (Ежам, медведям, разным жукам.)
Один из законов экологии, сформулированный американским учёным Барри Коммонером звучит так "Всё связано со всем" (Слайд 10)
- Что мы с вами видим, находясь в лесу? (Деревья, кустарники и другие растения.)
- А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.)
- А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.)
- Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу.)
Итог: Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
-У вас на партах выдержка из научной статьи "Животный мир Амурской области.".
Ознакомьтесь с ней и ответьте на вопросы:
- Какие животные встречаются в лесах нашего края? (1 команда)
- Какие птицы встречаются в лесах нашего края? (2 команда)
- Назовите животных занесённых в Красную Книгу Амурской области, живущую в наших лесах (3 команда)
- Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях (по 1 каждая команда)
- Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)
- Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)
8. Грибы.
- Еще об одних обитателях леса забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
(Грибы) (Слайд 11)
- Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Ответы детей.)
- Найдите ответ в учебнике в статье "Нужны ли лесу грибы?"
- Так каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)
9. Проверочный тест.
- А сейчас я предлагаю вам выполнить тест. Он на экране и у вас на карточках. Правильные утверждения отметьте знаком "+", а не верные - знаком "-". (Слайд 12)
Тест
1. Растения в лесу растут ярусами.
2. Животные делят ярусы между собой.
3. На деревьях обитают кроты и землеройки.
4. Грибы помогают расти деревьям.
5.Лось - хищник.
6.Под действием микроорганизмов и личинок насекомых лесная подстилка в лесу быстрее перегнивает.
7.Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.
8.В лесу необходимо сохранение экологического равновесия.
- Поменяйтесь работами с соседом и поставьте оценку, руководствуясь следующими критериями:
- 1-2 ошибки - 4,
- 3 ошибки - 3,
- 4 и более, к сожалению, - 2.
Но таких, я надеюсь, не будет. Ну и, конечно, без ошибок - пятёрка.
9. Лес и человек
"Лес - прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес.
- Так ли это? Кто может уничтожить лес?
(Дети приходят к выводу, что человек).
- Как же должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе?
- О чём рассказали знаки. Подпиши пиктограммы. (Слайд 13)
- К сожалению, человек пока ещё плохо понимает лесной "язык". Поэтому он делает много ошибок, и главная из них - уничтожение леса! (Слайд 14)
10. Подведение итогов урока
- Почему называют лес - природным сообществом?
- Что произойдет, если исчезнет какой-либо вид растений, животных, птиц, насекомых?
- Как нужно обращаться и вести себя в природе?
Какое же решение примет наша комиссия?
Решение детской природоохранной комиссии: (Слайд 15)
Для благоприятного существования леса как природного сообщества важно то, что растения растут ярусами, которые делят между собой все животные леса, наличие грибов и микроорганизмов в лесной подстилке, а также сохранение экологического равновесия.
Итогом нашей работы на уроке будет составление Синквейна
11. Самооценка.
Вы очень хорошо работали, оцените себя.
Оценочный лист
- Проверка домашнего задания
- Ярусы леса
- Цепи питания
- Тест
- Синквейн
- Моя оценка за урок
12. Домашнее задание.
Сочинить рассказ " Лес - природное сообщество."
В конце урока ребята исполняют песню на мотив (Муз. файл.)
"Все, что в жизни есть у меня"
Мир не прост, совсем не прост.
Нельзя в нём скрыться от бурь и от гроз.
В нём есть деревья, и есть цветы,
Есть ещё ты, есть ещё ты...Есть в нём медведь, есть соловей.
Есть в нём и бабочка, и муравей.
И есть грибы, есть кроты,
Есть ещё ты, есть ещё ты!Всё, что в этом мире живёт,
Всё, что дышит, любит, поёт,
Всё, что мы природой зовём,
Пусть живёт, пусть живёт
В сердце твоём. - 2 раза.
Наш урок хочется закончить словами. (Слайд 16)