Тип урока: систематизация и обобщение знаний по теме.
Цели урока: правильно писать и произносить имена числительные, т.е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка.
Вид урока: виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу.
Задачи:
- Образовательная. Обобщить и систематизировать полученные знания по теме “Имя числительное”; повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в устной и письменной речи; обратить внимание обучающихся на роль числительных в речи; закрепить навыки употребления числительных в речи; обогащать словарный запас обучающихся .
- Развивающая. Развивать навыки связной речи, работать над построением предложений, включая в них числительные; развитие положительной мотивации учебной деятельности, мышления, памяти.
- Воспитательная. Воспитание интереса к родному языку, внимательности, формирование самостоятельности, воспитание уважения к другим, способности к сотрудничеству, любви и гордости к родному городу.
Форма проведения урока: урок-практикум.
Оборудование: карта-схема Санкт-Петербурга , тексты, проектор, презентация в программе “PowerPoint”, разработанная учителем, музыкальное сопровождение.
Межпредметные связи: литература, история города, русский язык, география.
Ход урока
УЧИТЕЛЬ:
Представьте себе, если бы в нашей жизни не было понятия “числа”. Мы бы не знали, в каком веке мы живем, какой год наступил, сколько нам исполнилось лет. Рассуждать можно бесконечно. Но суть нашего урока не в этом. Сегодня у нас обобщающий урок, мы повторим изученное об имени числительном, выполним упражнения, тем самым закрепим полученные знания. Наша сегодняшняя работа будет состоять из двух блоков: теоретического и практического. Сначала попробуйте ответить на вопросы о числительном, приводя примеры.
Теоретический срез
1. Что такое числительное?
2. Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение? (Числовое значение могут иметь, кроме числительных , и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.)
3. На какие группы делятся числительные по составу? (простые, составные)
4. Назовите разряды числительных (количественные, порядковые, собирательные)
5. Назовите разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные)
6. С помощью каких суффиксов образуются собирательные числительные? (С помощью суффиксов – ой -, - ер -; пять – пятеро, два – двое)
7. Как склоняются порядковые числительные? (Как и прилагательные)
8. Как склоняются дробные числительные? (Первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе)
9. Какие числительные имеют только две падежные формы? (полтора, полторы, полтораста, сорок, девяносто, сто)
10. Скажите, почему слово одиннадцать пишется с двумя буквами НН?
Заслушиваются ответы. (С примерами)
Лингвистическая разминка.
Задание: разделить слова на две колонки: числительные и другие части речи.
Десятка, сто, двойня, утроить, пять, вдвоём, семичасовой, восемьдесят, трое, двадцать три, первый, единица, миллионер, сорок.
Осуществляем проверку.
Числительные: сто, пять, восемьдесят, двадцать три , сорок , трое, первый.
Другие части речи: десятка, двойня, утроить, вдвоем, семичасовой, миллионер, единица.
По сколько слов получилось в каждой колонке?
Что вы знаете о числе 7?
(Число 7 считается самым удачным, мы часто с ним встречаемся: 7 дней недели, 7 чудес света, за 7 дней был сотворен мир, 7 цветов радуги, 7 нот)
Творческое задание:
Вспомните и запишите фразеологизмы, пословицы с числительным “семь”.
(семеро одного не ждут; семь пятниц на неделе; семь раз отмерь – один отрежь; семь бед – один ответ; на седьмом небе от счастья; спустить семь шкур с кого-то; семи пядей во лбу; семь верст до небес; до седьмого пота; тайна за семью печатями; у семи нянек дитя без глазу).
Разгадать ребусы:
100рона, па3от, пи100лет,40а,100рож, ви3на, 100янка, О5, 7я, 100л.
Назовите имя числительное: тройка, тройник, три, трилогия.
Определите, какой частью речи является слово три в предложениях:
1) Теперь три морковь для борща!
2) У меня три карандаша.
а) существительным;
б) числительным;
в) глаголом
Ну что ж, вы имеете неплохие теоретические знания о числительном. Теперь пора перейти от слов к делу.
Практический блок
Сегодня у нас есть возможность ещё раз убедиться в том, как необходима эта часть речи. Для этого я приглашаю вас совершить увлекательную прогулку по Санкт-Петербургу .
УЧИТЕЛЬ:
Наш город славится своими дворцами, музеями, архитектурными ансамблями, парками, памятниками. Но невозможно представить себе этот город без широкой полноводной Невы, рек и каналов, строгих гранитных набережных и мостов. Именно они придают неповторимое очарование и своеобразие облику Петербурга. И вы лишний раз убедитесь, что имена числительные очень важны в нашей речи, без них трудно обойтись, общаясь друг с другом. Сегодня роль экскурсовода будут выполнять разные ученики.
Итак, наше путешествие начинается.
Санкт – Петербург (историческая справка – экскурсовод 1)
Санкт-Петербург — город с трехсотлетней историей. Несколько столетий — небольшой возраст для города. Однако за три века стремительного роста и развития, совершая неожиданные повороты и выбирая свой собственный путь, Санкт-Петербург сформировался как “вечный город”, неповторимый по своей красоте и внутренней гармонии. Санкт-Петербург — город уникальный для русской истории, неуловимый и непостижимый. Более двух веков он был блистательной столицей великой Российской империи и сейчас сохраняет статус культурного и духовного центра страны.
Задание № 1: спишите предложения, заменяя числительное словами.
Санкт-Петербург расположен у восточной оконечности Финского залива Балтийского моря. Географические координаты центра города – 59° 57’ северной широты и 30° 19’ восточной долготы. Город занимает площадь 1439 км2.
Исторические символы Петербурга (историческая справка – экскурсовод 2)
Ангел на шпиле Петропавловского собора.
Ангел, расположенный на шпиле Петропавловского собора, давно стал одним из символов Санкт-Петербурга. Правда, фигура, знакомая всем жителям города, – уже четвертая в истории Петербурга.
Первый ангел (который словно парил над землей) появился еще в 1724 году, его создателем стал архитектор Петропавловской крепости Доменико Трезини. 30 апреля 1756 года в деревянный шпиль собора ударила сильная молния, вместе с ним “погиб” и ангел. Новый шпиль был воздвигнут в 1774 году, но и он возвышался над городом недолго – спустя три года крылья ангела были оторваны ветром огромной силы.
Было принято решение отказаться от идеи “летящего” ангела, поэтому установленная в 1778 году фигура, уже третья, была прикреплена к основанию креста, но при этом она была способна вращаться вокруг оси, подобно флюгеру. Этот ангел парил над Петербургом почти семьдесят лет, но в 1857 году было решено вместо деревянного шпиля установить металлическую конструкцию. Под руководством инженера Журавского был изготовлен позолоченный шпиль, увенчанный фигурой ангела высотой 3,2 метра и с размахом крыльев почти 4 метра, который словно благословляет город и сегодня.
Задание № 2: спишите предложения, заменяя числительное словами.
Высота фигуры ангела составляет 3,48 м. Размах крыльев - 3,56 м. Высота креста - 6,5 м. Вес ангела с крестом 250 кг.
Кораблик на шпиле Адмиралтейства (историческая справка – экскурсовод 3)
Позолоченный кораблик на шпиле Адмиралтейства – знаменитой Адмиралтейской игле – поднят на высоту более 70 метров, имеет длину 192 сантиметра, высоту – 158 сантиметров и вес 65 килограммов 200 граммов. Трехмачтовый, с надутыми парусами, высокой кормой и гордо поднятым носом, плывет он в небе, вращаясь по направлению ветра. Позолоченный кораблик на шпиле Адмиралтейства – это стилизованная модель парусного двухпалубного военного судна XVIII века. Нынешний кораблик на шпиле Адмиралтейства – третий, первый (с короной и яблоком) украсил Адмиралтейский шпиль при его перестройке в 1719-1720 годах. При перестройке башни Коробовым в 1736-1738 годах украшения были сохранены, но стали позолоченными. Захаров сохранил коробовский шпиль без изменения, а при ремонте и золочении шпиля в 1846 году кораблик был восстановлен. При ремонте в 1886 году – заменен новым, который мы видим и сейчас. Старый кораблик шпиля Адмиралтейства хранится в фондах Центрального военно-морского музея. Он во всем соответствует нынешнему.
Высота шпиля составляет 72 метра. Кораблик-флюгер на вершине шпиля весит 65 килограмм, его покрывает 2 килограмма золота. Видимо, эти два килограмма драгоценного металла настолько не давали покоя петербуржцам, что они сложили еще одну городскую легенду. Будто бы внутри позолоченного шара на шпиле Адмиралтейства спрятана золотая кубышка, в которой хранятся образцы всех золотых монет, отчеканенных со дня основания Петербурга. Так же, в носовой части корабля-флюгера, можно найти личную шкатулку Петра I.
Шкатулка в шаре, действительно, есть. Однако там хранится не золото, а сообщения о работах по ремонту шпиля и кораблика за все время существования здания, а также о мастерах, проводивших эти работы. А вот кубышку пока не нашли.
Река Нева (историческая справка – экскурсовод 4)
Нева – главная водная магистраль Петербурга. Кажется, что в этой широкой, величавой реке живет душа города. На берегах Невы сформировались величественные архитектурные ансамбли, в нее смотрятся дворцы и мосты, с петровских времен повелось, что именно над Невой гремят салюты в честь побед и праздников.
Нева – река короткая – 74 км , из них в черте города – 32 км. Она широка, глубока и полноводна. Средняя ее ширина 400 – 600 м, но есть места, где она расширяется до 1300 м. Преобладающая глубина 8 – 10 м, наибольшая – 23 – 24 м. Нева несет столько воды, сколько Днепр и Дон вместе взятые, а скорость ее течения 3,5 – 4,5 км в час. Нева не разливается весной и не мелеет летом, так как вытекает из огромного, второго по величине после Байкала, озера России – Ладожского. Величаво несет она свои воды в Финский залив, храня память и о событиях глубокой древности, и о совсем недавних.
Единого мнения откуда пришло название Нева у ученых нет. Одни считают, что раньше Ладожское озеро называли "Нево", отсюда и название реки, берущей из него начало. Есть версия, что слово "нева" произошло от шведского "ну" или "ню"- новая, или от слова "нёва"-болото, трясина. Река возникла, когда воды Ладожского озера вышли из берегов и хлынули в сторону Балтийского моря. Нева - молодая река среди других рек. Ей всего 2500 лет.
Начало Невы или ее исток находится в Ладожском озере. Более тридцати рек впадают в Ладожское озеро, наполняя его своими водами, а вытекает из него только одна Нева. Вот почему она быстрая, мощная и полноводная.
Нева течет на северо-запад России, делает на своем пути несколько изгибов(а именно, три крупных) и принимает в себя много рек. Самые крупные из них это Ижора, Мга , Охта, Тосна, Славянка. Это притоки Невы.
Мосты повисли над водами…
Самый старый мост в Петербурге - Иоанновский, перекинутый через Кронверкский проток и связывающий Петропавловскую крепость с площадью Революции. Сооружен мост в 1738 году. Длина моста 74,7 м, ирина — 10,5 м. Назван по Иоанновским воротам Петропавловской крепости.
Самый первый гранитный мост города был перекинут через Зимнюю канавку в 1763-1766 годах. Это Эрмитажный мост, полностью сохранивший свой внешний облик до наших дней.
Самый широкий мост — Синий мост на реке Мойке (99,5 метров). Синий мост - это не просто мост. Это мост-площадь. Размеры Синего моста таковы, что он практически не заметен в общем архитектурном устройстве Исаакиевской площади. Простой по архитектурному решению мост органически вписан в ансамбль гранитных набережных Мойки.
Самый длинный мост — Большой Обуховский (Вантовый) мост через Неву (полная длина мостового перехода — 2824 метров).
Самый длинный разводной мост — Александра Невского через Неву (длина без береговых сооружений 629 м, вместе с пандусами — 905,7 м).
Самый старый из существующих мостов через Неву был открыт в 1850 году. Это Николаевский мост (ныне мост Лейтенанта Шмидта), сооруженный инженером С.Кербедзом.
Самое длинное в мире разводное крыло имеет Литейный мост. Длина этого крыла - 67 метров.
Рефлексия.
- Что нового я узнал на уроке?
- Каковы результаты моей деятельности на уроке?
- Что у меня получилось лучше всего?
- Как я оцениваю свою работу?
Домашнее задание: подготовить историческую справку о самом интересном (на ваш взгляд) произведении монументальной скульптуры. (Все числительные должны быть написаны прописью!)
Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.
Над Невой
Город Гоголя, Пушкина, Блока,
Город, помнящий поступь Петра,
Из болота, шагнувший в барокко,
Ты достоин резца и пера.Ты встаешь не видением пышным,
Строгим ликом отважен и прям,
Недоступный всем недругам пришлым,
Устремленный навстречу друзьям.Чуждый зависти, чуждый корысти,
Не соперник – товарищ Москве,
Ты достоин божественной кисти,
Город, жадно припавший к Неве.Мимо – башня, ограда и садик,
Бьют копыта, звенят стремена:
Твой властитель, твой витязь, твой всадник
Скачет к нам через все времена.Твои улицы архипрямые,
Твои реки одеты в гранит,
И черты всех столетий России
Твой сегодняшний облик хранит.
М.Лисянский