Лексическая тема: Дикие и домашние животные
Цель:
- (базовый уровень) ученики научатся различать глухие и звонкие согласные звуки и буквы “с”, “з” в словах и предложениях.
- (повышенный уровень) ученики получат возможность научиться практическим навыкам сравнения звуков, определять место звука в слове, отличать звук от буквы.
Задачи:
- Коррекционные: совершенствовать фонематическое восприятие, развивать умения дифференцировать глухие и звонкие согласные; развивать мелкую моторику руки;
- Обучающие: развивать речевую активность учащихся, умение выполнять операции сравнения, давать характеристику глухим и звонким звукам;
- Воспитательные: воспитывать мотивацию к учению через использование игровых технологий на уроке, активизировать познавательную деятельность учащихся с особыми образовательными потребностями; воспитывать через сказку культуру поведения, чувство красоты, любознательность.
Ресурсы: компьютер, сигнальные карточки, линейки для определения места звука в слове, цветные картинки для дифференциации звуков, сказка в программе POWER POINT
Речевой материал: отработка правильного поведения учащихся за столом, введение в речь слов и выражений: “ Спасибо, было очень вкусно”; Спасибо, как все вкусно приготовлено! Какая замечательная хозяйка”; “Спасибо”; “Пожалуйста”.
План занятия
I. Организационный момент
Приветствие логопеда; определение времени года, составление календаря по карточкам “месяцы года”.
Развитие фонематического восприятия
Л. Составьте из названных мною звуков слова: “ к, о, з, а”; “с, л, о, н”; “ль,и,с,а”, “г,у,сь”, “ ж,и,р,а,ф”, “с,о,б,а,к,а”
Л. Какое слово здесь лишнее, почему ? Назовите домашних и диких животных.
Объявление цели урока.
II. Актуализация знаний. Закрепление умения выделять звук из слова
1. Повторение изученного:
Л. Игра с мячом. Я называю слово со звуком “с”, а вы со звуком “з”: суп-зуб, коса-коза, слон-зонт, лес- лез (слова написаны на карточках и находятся на партах ).
Какие звуки мы сегодня будем различать?. Чем они похожи, чем различаются?.Давайте правильно назовем звуки пе6ред зеркалами: губки улыбаются, зубки в заборчике, произносим звук “ С-с-с”. Дайте характеристику звуку (глухой, произносится без голоса).Произнесите звук “з-з-з”. Чем отличаются звуки “с” и “з” при произнесении? Произнесите звуки в твердом и мягком варианте.
Дети произносят звуки “с”, “сь, “з”, “зь”, правильно артикулируя, отмечают особенности при произношении, приводят примеры слов с мягкими и твердыми вариантами.
2. Развитие памяти, мышления, внимания
Игра “Сложи слово”. В коробочке буквы разного цвета: гласные – синие, согласные -белые. Логопед называет звуки, дети составляют слова из пластиковых букв игры “Сложи слово”. Логопед называет характерные признаки каждого животного или использует загадки:
Рыжая, хитрая, ловит мышей;
Зимой белый, летом серый;
Верный друг человека.
Дети составляют слова: лиса, заяц, собака, слон, зебра, носорог. Какое слово лишнее, почему? (собака - домашнее животное)
3.Физминутка: пальчиковая гимнастика с проговариванием четверостишия:
Одуванчик из снежинок
Поднесет к губам Зима.
Только дунет - и пушинок
Разлетятся семена.
Дети надувают губки, произносят звуки “с-с-с”, “з-з-з”.
Л. Назовите слова со звуками “с”, “з”
4.Звуко-буквенный анализ слова
Игра “Назови звук и найди букву в слове”. Логопед называет слово, а дети с помощью условного предмета на орфографической линеечке определяют место буквы в названном слове (линеечка от 1 до 10 букв в слове).
Слова: “Ослик, заяц, барсук, гусеница, поросенок, носорог, обезьяна”.
III. Презентация “ Сказка о том, как собачка свинью в гости пригласила”
Цель - закрепление знаний о дифференциации согласных звуков.
Л. Сегодня, дети, мы познакомимся с новой логопедической сказкой. Вы внимательно смотрите, слушайте и после просмотра ответьте на вопрос: “ Почему собака не захотела больше дружить со свиньей?”. (Логопед записывает вопрос на доске).
Слайд 1. Жили-были собачка Красотка и свинья Замарашка.
Слайды 2,3. Их соседями были коза с козленком, гусыня с гусенком, зайчик, лисичка и поросенок.
Слайды 4,5. Собачка была хорошей хозяйкой. Чисто было у нее в доме. На стене часы висели, стол и стулья красивые, зеркало и телевизор.
Л.Какие слова с изучаемыми звуками вам запомнились (дети называют слова по памяти)?
Слайды 6-9.Однажды пригласила собачка Красотка свою соседку свинью Замарашку на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, розы в вазе, соль в солонке, апельсины и даже свечи поставила.
Слайды 10-12. Вкусные угощенья Красотка приготовила: тут и сыр, салат из капусты, и свекла в сахаре, смородина в сметане, сок сливовый( ударение на первый слог), сосиски жареные.
Л.Дети, как собачка Красотка приготовилась к приходу гостей?
Воспроизведение информации. Развитие памяти, мышления, внимания.
Слайд 13. Собрались звери за столом, только свиньи не было. Угощаются, и говорят: “Спасибо, собачка, как все вкусно приготовлено! Какая ты замечательная хозяйка!”
Слайд 14. Пришла свинья, даже “Здравствуйте” не сказала. Влезла Замарашка в сапогах на стол, все сожрала, даже свечку солью посолила и съела ее вместе с розой. Потом улеглась на скатерть и говорит: “Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую – нибудь рассказала...”.
Слайд 15. Обидно стало собачке. Молчит она, не знает, что сказать свинье.
Летел мимо жук
- “Ж – Ж - Ж,- произнес он,- уж – ж - жасно!”
- “Ужасно - ужасно ”,- возмутились все звери.
- Совести у тебя нет,- рассердилась тогда собачка. Свинья ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда!
Слайд 16. И с тех пор собачка Красотка на свинью сердита.
IV. Закрепление изученного
Прочитайте текст 14 слайда. Перескажите его содержание. В каких предложениях встречаются слова со звуками “с”, “з”?
Развитие коммуникативных навыков
Логопед: “Скажите, дети, о чем эта сказка?”
- Как собака приготовилась к приходу свиньи?
- Что она постелила на стол?
- Какие угощенья поставила?
- Как вела себя свинья за столом?
- Почему жук разозлился на свинью?
- Почему собака не захотела больше дружить со свиньей ?
- Как надо правильно вести себя в гостях и за столом?
- Какие “добрые” слова надо говорить, когда тебя приглашают в гости и угощают?
- С кем подружилась собачка в конце сказки?
Дети пользуются в ответах словами на карточках: “Спасибо”, “Пожалуйста”, “Спасибо, было очень вкусно”, “Ты - замечательная хозяйка!”.
Дети формулируют с помощью логопеда примеры использования “добрых” слов в речи.
Л.: Ребята, вы молодцы, умеете правильно вести себя за столом.
V. Развитие познавательных учебных действий. Закрепление изученного.
Л. Вспомните и расскажите начало сказки, используя слова со звуками “с”, “з”.
Назовите запомнившиеся слова со звуками “ с”, “з”.
Назовите домашних, диких животных, в названии которых есть с эти звуки.
VI. Воспроизведение информации по образцу - развитие репродуктивного мышления.
Логопед предлагает детям вспомнить события в сказке, составить картинный план занятия. Картинный план составляется логопедом в свободной форме по содержанию занятия. Иллюстрации должны отражать основные этапы урока и способствовать развитию речи учащихся.
Такой прием позволяет детям закрепить изученный материал, развивает память, внимание, мышление
В процессе конструирования занятия применяются следующие уровни усвоения знаний (УУ):
1 уровень: - восприятие и воспроизведение информации, развитие памяти.
Урок - сказка заканчивается беседой логопеда с детьми, в процессе которой повторяются и закрепляются приобретенные умения выполнять, фонематический анализ и синтез слова, дифференциацию согласных звуков. Дети составляют план сказки по опорным картинкам, учатся пересказывать сказку. Логопед просит детей обратиться грамотно и вежливо друг к другу, попросить о помощи.
2 уровень - составление картинного плана занятия (воспроизведение информации по образцу - развитие репродуктивного мышления).