Цель урока: формирование понятия о сообщающихся сосудах и их свойствах.
Задачи образовательные: изучить поведение однородной и неоднородной жидкости в сообщающихся сосудах, научиться объяснять результат с использованием понятия “давление жидкости на дно сосуда”.
Задачи развивающие: продолжить развитие навыков и умения работать с физическими приборами, умения анализировать, сравнивать результаты, самостоятельно делать выводы, развивать речь, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе.
Задачи воспитательные: продолжить воспитание уважительного отношения к ученым и их открытиям, показать возможность использования полученных знаний на практике.
Оборудование и ТСО: мультимедийный комплекс, презентация, сообщающиеся сосуды, гидроуровень, штатив, сосуд с водой, растительное масло, чайник со смотровым стеклом.
Ход урока
1. Орг. момент, постановка цели, актуализация знаний (слайд 2).
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с сообщающимися сосудами, их свойствами и практическим применением, но сначала повторим необходимый нам для этого материал.
2. Проверка выполнения домашнего задания (слайд 3):
- Ответить на вопрос: По какой формуле рассчитывается давление жидкости на дно и стенки сосуда? Какая буква в это формуле что обозначает и в чём измеряется?
Проверка решения задачи 2 из упр 15
3. Изучение нового материала
- Постановка проблемного вопроса (слайд 4, 5):
- Что общего между чайником, гидроуровнем, шлюзом? (обсуждение)
Введение понятия сообщающихся сосудов (слайд 6):
Сообщающиеся сосуды - это сосуды, имеющие общую, соединяющую их часть. (демонстрация различных видов сообщающихся сосудов, перечисление основных элементов сообщающихся сосудов).
- Проведение эксперимента с однородной жидкостью, вывод (слайд 7).
- Проведение эксперимента с сосудами разной формы и разной площадью поперечного сечения, вывод (слайд 8)
- Проведение эксперимента с изменением положения колен сообщающегося сосуда, вывод (слайды 9, 10)
- Обсуждение проблемного вопроса (слайд 11):
Если одно колено сообщающегося сосуда соединить с какой-либо ёмкостью, содержащей газ, то поведение жидкости в сообщающемся сосуде может быть таким, как показано на рисунках. От чего это зависит? Вывод (слайд 12).
- Эксперимент с разнородными жидкостями, вывод (слайды 13, 14)
- Решение задачи (слайд 15)
- Обобщение и систематизация знаний (слайд 16)
- Первичный контроль знаний
1) Опираясь на полученные знания найти сообщающиеся сосуды и их элементы в следующих приборах:
- фонтан (демонстрация опыта, слайд 17)
- чайник, лейка, водосборник дождевой воды (демонстрация чайника с водомерным стеклом, слайд 18)
- гидравлический тормоз, пресс, домкрат (слайд 19)
- водомерное стекло парового котла, гидроуровень (слайд 20)
- при добыче нефти, отводящие трубы раковины (слайд 21)
- водоснабжение дома от горного ключа (слайд 22)
- шлюзы (слайд 23)
- водопровод (слайды 24-26)
2) Ответить на контрольные вопросы (слайд 27)
3) объяснить принцип действия артезианского колодца (слайд 28)
4) ответить на проблемный вопрос (слайд 29):
Два сообщающихся сосуда заполнены водой при температурах Т1 и Т2 (Т1>Т2). Что произойдёт, если открыть кран К? В каждом сосуде есть устройство, которое может очень быстро изменять температуру попадающей в сосуд воды.
Домашнее задание: параграф 41 прочитать, упр 18 (1), задание 3 выполнить
Подведение итогов урока.