Тип урока: изучения новых знаний (урок мастер-класс).
Цель: формирование умений работы с тестом как поделочным материалом.
Задачи:
- Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида творчества, обучить новым приёмам работы.
- Создать условия для совершенствования учебного труда.
- Формировать бережное отношение у учащихся к материалам, культуре труда.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Воспитывать трудолюбие, бережливость, эстетический вкус.
Оборудование: мука, вода, соль, деревянные ложки, стаканы, глубокая ёмкость, стеки, доска для работы с тестом, влажные салфетки, клеёнки, карточки с изображением солнышка.
Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, классная доска.
Ход урока
I Организационный момент.
1. Проверка готовности рабочих мест.
2. Психологическая установка на работу.
- Улыбнёмся друг другу, ребята.
- Сядьте тихо, удобно, закройте глаза, опустите голову на грудь.
- Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому (пауза).
- Внимание мое растёт.
- Я как разведчик все замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно (пауза).
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Работаю!
II Сообщение темы урока.
Учитель. Ребята, посмотрите на материалы и инструменты, которые вы приготовили к уроку. Подумайте и ответьте на вопрос: “Что, по вашему мнению, мы сегодня будем делать на уроке?” (Ответы детей)
Учитель. Сегодня на уроке вам предстоит научиться замешивать солёное тесто и изготавливать из него поделки.
Поделки из солёного теста изготавливались с давних времён. Наши предки считали, что любая поделка из солёного теста, находящаяся дома, – символ богатства и благополучия в семье.
А вот как замесить тесто, окрасить его и изготовить из него поделку – об этом вам расскажет ученица 4 класса Перова Настя. Она проведет этот урок вместе со мной.
III Знакомство с ведущим мастер – класса. Слайд 1-3
Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Перова. Я учусь в 4 классе. Очень люблю лепить поделки из солёного теста. После уроков посещаю кружок, в котором нас учат, как нужно работать с солёным тестом. В своём классе я провела урок и научила одноклассников приёмам лепки из солёного теста. Посмотрите, что у нас получилось. Слайд 4
А сегодня я научу и вас замешивать солёное тесто и изготавливать из него поделку “Корзинка с яблоками”. Слайд 5
IV Практическая часть
Настя. Для работы нам потребуется: мука, вода, соль, деревянные ложки, стаканы, глубокая
ёмкость, стеки, доска для работы с тестом. Слайд 6-7
Замес теста.
Насыпьте в мисочку муку и соль. Тщательно перемешайте деревянной ложкой. Сделайте углубление. Вылейте в это углубление всю воду. Воду вливайте постепенно, тщательно всё перемешивая. Скатайте круглый “колобок”. Слайд 8
Полезные советы.
- Готовьте теста столько, сколько требуется для изготовления поделок.
- Если осталось немного теста, положите его в прозрачный полиэтиленовый пакет.
- Затем поместите его в герметично закрывающуюся ёмкость. Но ни в коем случае не храните тесто в холодильнике!
- Лепите чистыми и сухими руками. Слайды 9-10
Окрашивание теста.
- Чтобы получилось цветное тесто, разведите гуашь водой и влейте в смесь муки и соли.
- Тщательно перемешайте. Дайте тесту настояться 10 – 15 минут, чтобы оно хорошо окрасилось. Слайд 11
Ученики изготавливают солёное тесто коричневого, красного, жёлтого и зелёного цветов.
Изготовление поделки.
Настя. А пока тесто окрашивается, рассмотрим поделку. Слайд 12
– Из каких деталей состоит поделка?
- Какого они цвета?
– Как, по вашему мнению, соединены детали поделки? (Ответы детей)
Настя. Наше тесто окрасилось. Можно приступать к работе.
- Возьмите тесто коричневого цвета. Скатайте “колобок”. Расплющите его, превратив в “лепёшку” круглой или овальной формы. Слайд 13
- Проведите стекой горизонтальные и вертикальные бороздки, имитируя плетение корзинки. Корзинка готова. Слайд 14
- Для того, чтобы изготовить листочки, возьмите тесто зелёного цвета. Скатайте 4 “колобка”. Слайд 15
- Расплющите “колобки”. Придайте им форму листочка. Слайд 16
- Стекой нарисуйте на листочках прожилки. Слайд 17
- Прикрепите листочки к корзинке с внешней стороны. Слайд 18
- Для изготовления яблок возьмите тесто красного и жёлтого цветов. Скатайте “колобки”. Можно смешать кусочки теста разных цветов. Слайд 19
- На каждом яблочке стекой сделайте небольшое углубление. Слайд 20
- Прикрепите яблочки к корзинке с внешней стороны. Слайд 21
- Готовую корзинку надо запечь в духовке в течение 1 часа при температуре 100о . После того, как поделка остыла, её можно покрыть 2 – 3 слоями лака. Но этот этап работы нужно выполнить дома и обязательно вместе со взрослыми! Слайд 22
Ребята! Мне очень понравилось с вами работать. Творите, фантазируйте! И вас получатся замечательные поделки! Слайд 23
Посмотрите, какие ещё поделки из солёного теста можно изготовить. Слайд 24
А вот эти книги помогут вам узнать много нового о солёном тесте и поделках из него. Слайд 25
V Подведение итогов урока
Самооценка деятельности.
Учитель. Ребята! Оцените свою работу на уроке сами.
Тот, кто считает, что сегодня хорошо поработал, узнал много нового и интересного, вылепил красивую корзинку с яблоками – поднимите солнышко с улыбкой.
Тот, кто считает, что его работа могла быть лучше – поднимите солнышко серьёзное.
А уж если для кого этот урок не принёс ничего нового, интересного – поднимите грустное солнышко.
Ваши улыбающиеся солнышки говорят о том, что вы все замечательно работали на уроке. Взгляните на солнышки друг друга. Улыбнитесь! Вы все молодцы! Спасибо за работу! Слайд 26
Поблагодарим Настю за интересный мастер – класс, приглашаем её в гости к нам со следующей интересной поделкой из солёного теста.
Ребята! Чем мы занимались сегодня на уроке? Что нового узнали? (Ответы детей)