Тип урока: урок-практикум.
Цель: составить характеристику Чиполлино, анализируя отрывок произведение Д. Родари «Приключения Чиполлино» и опираясь на знание прочитанного летом произведения.
Задачи:
- Предметные: учить детей ставить учебные задачи, составлять алгоритм действий для её решения, делать выводы.
- Метапредметные: формировать умения самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, сопоставлять, обобщать полученные данные, как самостоятельно, так и в группе.
- Личностные: формировать личностные качества: честность, ответственность, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим людям.
Технологии: проблемно-поисковая, личностно-ориентированного подхода.
Средства: презентация, учебник «Маленькая дверь в большой мир. 2 кл.» Бунеев, рабочие тетради.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– На уроке чтения у нас присутствуют гости, ребята, поприветствуйте их. ! Начинаем урок литературного чтения, чтобы нам было интересно, каждому из вас нужно настроиться на волну успеха и вместе мы сможем сделать многое, прочитаем хором.
На уроке мы будем:
- Учиться читать правильно;
- Читать – думая;
- Читать выразительно;
- Учиться работать с текстом.
2. Повторение пройденного
– А, вы верите в чудеса? Приглашаю вас,
отправится за чудесами. Закройте глаза. А теперь
откройте. Слайд 2 Кто это
появился?(Показываю героя литературного
чтения – Афанасия). Вы узнаёте нашего
помощника? Он тоже любит чудеса и вы знаете, что у
него много друзей в разных книгах. Он с ними
дружит и вас со своими друзьями знакомит.
В разделе “Сказочные человечки” мы
познакомились с героями. Выберите и назовите их. Слайд
3.
(Медведь, Мумии-Троль, Буратино, Бильбо Бэггинс,
Пятачок, лисица, слон, Винни-Пух, Карандаш,
Самоделкин.)
– А в каких произведениях они встречались?
Соедините стрелками.
Туве Янсон Джон Роналд Руэл Толкин Алан Милн Алексей Толстой |
“Шляпа волшебника”, “Хоббит”, “Вини-Пух”, “Золотой ключик, или приключения Буратино”. |
3. Сообщение темы урока
Волшебство продолжается, смотрите, ребята, какая красивая шкатулка. Наверное, она волшебная.
Проблемная ситуация
В ней лежит какой-то предмет. Как открыть
шкатулку? Не открывается.
– Ребята, на шкатулке что-то написано. Кто
поможет и прочитает? (Ученик читает).
Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот
слезы проливает. (Дети отгадывают).
Лук. А вы знаете, как звучит слово “луковица”
по-итальянски? (“Чиполлино”).
– Кто может сказать, о ком мы будем читать произведение?
4. Постановка учебной задачи
– Сегодня мы отправимся в путешествие в известную европейскую страну. Вам интересно узнать, в какую именно? Тогда прочитайте про себя загадку, записанную на доске:
Добротно сшили их из кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге –
Не промокнут наши ноги.
– Назовите отгадку в единственном числе. (Сапог.)
Слайд 4.
А теперь внимательно посмотрите на
географическую карту, попробуйте показать и
назвать страну. (Италия, так как по форме
напоминает сапог.)– Пригласил нас в Италию
Джанни Родари. Слайд 5. Знакомо ли вам
это имя? Что знаете об этом человеке? (Сведения
о Д.Родари)
Джанни Родари родился 23 октября 1920 г. в
маленьком городке Оменья на севере Италии.
Его отец, булочник по профессии, умер, когда
Джанни было только десять лет. Мать работала
служанкой и тоже рано умерла. Он много работал у
богатых людей. Его любимым занятием было
сочинять шуточные стихотворения. Любимым
произведением была повесть-сказка о деревянном
человечке “Приключения Пиноккио”. В возрасте 17
лет Родари начал преподавать в начальных классах
местных сельских школ. Он очень любил
рассказывать детям истории про приключения
Пиноккио. Возможно, именно тогда родилась у Джани
Родари идея создать своего сказочного героя –
Чиполлино, но напишет он эту книгу намного позже.
В нашей стране русский перевод книги увидел свет
в 1953 году благодаря детскому поэту – переводчику
С.Я. Маршаку. Джанни Родари неоднократно приезжал
в нашу страну.
В 1970 году писатель получил престижную премию
Ганса Христиана Андерсена. Родари писал стихи,
хорошо известны его сборники Слайд 6.
«Здравствуйте, дети!», «Поезд стихов», «Сказки по
телефону», «Путешествие Голубой стрелы»,
«Джельсамино в стране лжецов», дошедшие до
русского читателя, так же в переводах
Самуила Маршака. Писатель умер от тяжёлой
болезни 14 апреля 1980 года в Риме.
Сегодня мы обратимся к его произведению о фруктово-овощной стране. Догадались, что за произведение? («Приключения Чиполлино»)
5. Работа до чтения
– Откройте учебники на (стр. 153) . Прочитайте имя
и фамилию автора, название произведения.
– Всю ли сказку мы будем читать? Как об этом
узнали? Прочитайте после названия сказки, как
называется глава. (Это 4-я глава сказки). Во
всей повести-сказке почти 30 глав, в каждой вас
ждёт увлекательное приключение.
– Кого мы видим на иллюстрации? Как выглядит
Чиполлино? Почему его нельзя спутать с другими
героями? Как зовут пса?
– О чём будет говориться в этом отрывке?
– Как это одурачил? Подберите синонимы к
слову. (Обманул, провёл…).
Проблемная ситуация.
– Прежде, чем перейти к данному произведению, я
задам вам ещё несколько вопросов. Слайд 7.
– Рассмотрите рисунок, кого видите? Что
необычного в изображении этой девушки? (На
глазах повязка, в руках меч и весы.)
Кто она такая?
Это греческая богиня правосудия – Фемида (в
Италии – богиня Юстиция), изображается с
повязкой на глазах, как символом беспристрастия;
с весами – символом меры и справедливости; с
мечом – символом возмездия, меч острый
с двух краёв, так как закон и наказывает, и
предупреждает.
– Объясните значение слов правосудие,
беспристрастный, возмездие. Ребята, как вы
думаете, почему Фемида появилась у нас на уроке? (Будем
кого-то судить.)
– Кого же мы будем судить сегодня? (Искать
положительные и отрицательные стороны героя)
6. Работа с текстом (на доске весы и по ходу чтения выстраиваются две колонки с положительными и отрицательными чертами Чиполлино)
По ходу чтения мы работаем в режиме диалога с автором. Я прошу вас работать с карандашом в руке и подчеркивать слова и фразы которые помогут нам охарактеризовать Чиполлино.
Чтение 1 части:
– Что же стало с домиком кума Тыквы? Коротко
предысторию…
(После второго предложения)
– В каких словах мы видим авторское отношение
к происходящему? (Далеко не прекрасный день,
прикатил в карете, сопровождала дюжина ...)
(до слов ничем не могли помочь старику)
– Какие слова помогают отыскать качества
нашего героя? («Уважать меня, а прежде тот
пришлый оборванец») Вывод: не уважает
старших. («Мастер и Чиполлино не могли помочь
старику») Вывод: готов помочь.
– Из этого отрывка как кум Тыква выражает свои
чувства? Как это его характеризует? (Робкий,
несмелый, не умеет постоять за себя)
Чтение 2 части:
Диалог с автором: Какой прием вы
увидели в первой части «далеко не прекрасный
день» теперь «чудесный жаркий летний день»? (Усиление
действия)
– Как это «изнемог от жажды?
– Какие слова дают подсказку о характере
Чиполлино? («Усердно вощил дратву») Вывод:
добросовестно выполнял порученное дело –
усердие в труде. («сам увидел, что пес…») Вывод:
наблюдательный. ( «будь я не Чиполлино…») Вывод:
может разыграть другого.
– Почему же он отказался помочь псу? (Не подуше
было то дело, которым занимался Мастино, и хотел
еще раз проучить сеньора Помидора) Вывод: но
пса пожалел – умеет сопереживать.
Чтение 3 части:
После первого обзаца:
– Поняли ли вы замысел Чиполлино? Вывод:
не всегда шутит по-доброму.
– Зачем он так делает? (Дразнит пса, хочет
хитростью усыпить пса) Вывод: хитрый,
находчивый.
Чтение диалога по ролям.
– На какие размышления о характере нашего героя
вас навел этот диалог? Вывод: обманщик,
изобретательный.
– А почему пес поверил ему? (Глуп и очень хотел
пить)
– А для чего нужно было усыпить пса? (Он пытался
помочь куму Тыкве сохранить его дом, который он
честно построил) Вывод: делает
добрые дела.
– Найдите и прочитайте как изменился кум Тыква?
(Неописуемая радость)
– А почему же тогда, сделав доброе дело,
Чиполлино испытывает чувство вины? (Жаль
Мастино)
– В каких словах вы это увидели? (Бедный пес,
прости, положил на травку, спи спокойно) Вывод:
совестливый, дружелюбный.
– Опираясь на все предоставленные
доказательства, что можно сказать о главном
герое?
Отрицательный: Чиполлино
неуважительно относится к старшим, хулиганит,
обманывает и оскорбляет окружающих, покушается
на жизнь других персонажей.
Положительный: Чиполлино хороший и
верный друг, готовый прийти на помощь в любую
минуту всем обиженным; смелый и мужественный
мальчик, очень справедливый и весёлый паренёк, не
унывающий в сложных ситуациях.
Вывод: Все поступки Чиполлино
совершал во благо других людей, что касается его
обманов, то в случае с Мастино это был не обман, а
находчивость и смекалка.
7. Итог урока
– Вы дружно работали, щедро делились своими
знаниями, в работе были внимательны и
трудолюбивы.
– Как вы думаете, задачи урока мы выполнили?
– С какой богиней мы сегодня познакомились?
– Легко ли обвинять или защищать человека?
– Помните, что надо совершать такие поступки,
чтобы за них не было стыдно, и не пришлось быть
наказанным.