В ФГОС начального общего образования установлено, что учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав, структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по годам обучения.
Таким образом, отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, дополнительного образования детей.
А в нашей школе-сад в рамках общеинтеллектуального направления проводится внеурочное занятие: “ Мнемотехника”.
Таким образом, тема статьи: использование мнемотаблиц на внеурочных занятиях с детьми младшего школьного возраста.
Актуальность темы заключается в том, что ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. А в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. А такой приём, как мнемотехника облегчает запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Целью работы является исследование мнемотехники во внеурочной деятельности в совместной и самостоятельной деятельности.
Задачи заключаются в следующем:
- исследовать методологическую основу в аспекте темы;
- выявить особенности использования мнемотехники в разучивании стихотворений;
Объект исследования: процесс обучения мнемотехнике.
Предмет исследования: внеурочное занятие: “ Мнемотехника”.
Практическая значимость заключается в развитии связной речи, расширении и обогащении словарного запаса младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов.
Мнемотехника, или мнемоника, или
мнемонические приемы (мнемоприемы), - признанное
средство наиболее легкого, быстрого и прочного
запоминания, усвоения. БЭС дает такую трактовку
этому понятию: Мнемоника греч. Mnemonіka – искусство
запоминания, (мнемотехника), совокупность
приемов и способов, облегчающих запоминание и
увеличивающих объем памяти путем образования
искусственных ассоциаций”.
“Мнемоника греч. Mnemonіka – искусство запоминания,
(мнемотехника), совокупность приемов и способов,
облегчающих запоминание и увеличивающих объем
памяти путем образования искусственных
ассоциаций.
Значение речевого развития. Почему начала использовать мнемотехнику?
Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывна связана с мышлением. По мере овладения речью ребёнок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребёнку вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. Ребёнок ставит перед познавательные задачи, ищет обьяснения замеченным явлениям рассуждает о них и делает выводы. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.В младшем школьном возрасте “ весьма существенным приобретением речевого развития ребёнка является овладение письменной речью,… которая имеет большое значение для умственного развития ребёнка” (С.Л. Рубинштейн,1989, с.477). На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребёнок учится по-новому - связно, систематически, продуманно, строить и свою устную речь.
В 2011-2012 учебном году взяла 1класс. Оказалось, что в речи детей существуют множество проблем. Так как из 19 учащихся 2 заикались, 4 очень плохо говорили. 1 вообще не умел говорить. Стало необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. На уроках и на внеурочных занятиях начала использовать мнемотехнику. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном, в младшем школьном возрасте. У детей младшего школьного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих обьём памяти, что и составляет суть мнемотехники.Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые (схемы). Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Мнемотехника позволяет развивать память через приёмы опосредованного запоминания.
Мнемотехника в разучивании стихотворений
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающего просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст .Мнемотаблица помогает детям выстроить логичный, последовательный, от простого к сложному,повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения совместно с детьми разрабатываем и составляем мнемотаблицу. Пока кодируют его в таблице, так как при шифровке текста происходит детальный разбор и привязка к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов. Постепенно память укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание запоминается быстро.
Этапы работы с мнемотаблицей. Составление мнемотаблиц.
Во 2 классе на внеурочных занятиях с детьми было выучено 13 стихотворений. Для разучивания каждого стихотворения мнемотаблицу все вместе рассматриваем. На некоторых уроках используем проектор и экран. Иногда использую самодельные таблицы. Я прочитываю детям стихотворение, проводим словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного. Следующий этап работы с мнемотаблицей – эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. В процессе работы я заметила, что большинство детей в классе заучивают стихотворение наизусть. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стихов способствует развитию связной речи, её выразительности. У детей обогащается активный и пассивный словарь, в речи появляются разные конструкции предложений, развивается умение составлять рассказ. В основном использую в основном готовые мнемотаблицы. Делаем некоторые попытки кодирования при разучивании слов песен, стихотворений на уроке литературного чтения нарисовали мнемотаблицу к стихотворению:“ Розовый слон”. После работы над стихотворением, детям было дано задание самим нарисовать мнемотаблицу к стихотворению..Ядреева Лера сразу разделила листок на части, посчитав строки стихотворения. Быстро нарисовала. У каждого ученика получилось по-разному. Дети работали с удовольствием.
Активный словарный запас обогатился на 396 слов. Иванов Ваня начал говорить. Лукавин Алеша старается чётче проговаривать слова. У Тимофеева Родиона более внятная речь. Бочкарёв Виталий, Лукавин Алёша не стесняются своего заикания. Дети стали использовать некоторые слова из стихотворений в повседневной речи. Если услышат то или иное слово, сразу начинают вспоминать стихотворение с этим словом и без таблицы. К стихотворению “ Подарки осени” сделали инсценировку. Дьяконова Юля играла роль осени. Показали на общешкольном утреннике. К стихотворению“ Зимняя прогулка” Виталий Бочкарёв сам придумал движения. Проведено внеурочное занятие для учителей и родителей. Показали родителям: Кто сколько стихотворений знает. Следовательно, можно сделать вывод, что использование мнемотаблиц даёт положительный результат.
Прошли 13 стихотворений:
- Зимняя прогулка - 33 слова.
- Подарки осени – 21 слов.
- Осеннее утро - 46 слов.
- Про насекомых - 36 слов.
- Водичка, водичка - 16 слов.
- Огород - 25 слов.
- Космос - 35 слов.
- Зима - 23 слов.
- Берёза - 36 слов.
- Манная каша - 25 слов.
- Хлеб – 28 слов.
- Сказка на стекле – 57 слов.
- Снегири - 15 слов.
Выучили стихотворения:
- Дьяконова Юля - 13 стихотворений.
- Рожин Алёша – 13 стихотворений.
- Винокурова Диана - 12 стихотворений.
- Федотова Кюннэй – 12 стихотворений.
- Бочкарёв Виталик – 12 стихотворений.
- Жирков Ганя – 9 стихотворений.
- Ядрихинская Лия – 8 стихотворений.
- Аргунов Игорь – 8 стихотворений.
- Ядреева Лера – 8 стихотворений.
- Канаев Дьулус - 8 стихотворений.
- Лукавин Алёша - 7 стихотворений.
- Серкин Вова – 7 стихотворений.
- Сухомясова Вика - 6 стихотворений.
- Саввинов Дима – 6 стихотворений.
- Матвеев Ньургун - 5 стихотворений.
- Иванов Ваня – 5 стихотворений.
- Тимофеев Родик - 5 стихотворений.
- Протопопов Юлиан – 3 стихотворения.
Заключение
Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус и вызывает вполне здоровый аппетит.
“Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши”, - говорил один немецкий педагог. Данная работа – это попытка “открыть” ребятам “глаза и уши” с помощью мнемотехники.
Практическое, целенаправленное применение мнемонических приемов позволило трансформировать ее в систему приемов мнемотехники, сначала элементарную, а затем более совершенную.
Общеизвестно, что в задачи учителя входит и развитие интереса, благодаря которому нейтральная, а подчас неинтересная информация преобразуется в личностно значимые знания, эмоционально окрашенные. Ориентировка на ассоциативные, образные связи ведет к более глубокой обработке материала урока и более продолжительному (очень часто непроизвольному) запоминанию. Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний, вызывая интерес к внеурочному занятию. Правило “пропущенное” не только через логику, но и воображение, эмоции (внутренняя наглядность) удерживается в памяти прочнее, дольше. Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке литературного чтения и на внеурочных занятиях, но для некоторых учащихся ее роль гораздо серьезнее. Ориентация на индивидуальные и возрастные особенности школьников в процессе обучения, использование в работе с ними специальных приемов и способов, соответствующих их индивидуальным особенностям, является основой природосообразного обучения.
Список литературы
1. Большова,Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.
2. Вахрушев,А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000.
3. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.
4. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005.
5. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
6. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.
7. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
9. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
10. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005.
11. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.
12. Шорыгина,Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.
13. С.А. Гарибян. Школа памяти. Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. Изд-во Цицеро, 1992 г.
14. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники, 2002, электронная публикация
15. Авшарян Г. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника. — Изд-во АСТ прайм-Еврознак АСТ Москва ВКТ, 2008.
16. Станислав Матвеев Феноменальная память. Методы запоминания информации. — М.: Альпина Паблишер, 2013.