Программное содержание:
- Продолжать учить действию использования моделей «часть – целое» для придумывания арифметических задач. [1]
- Развивать у детей представления о частях и целом, образующихся при сложении и вычитании чисел. [1]
- Закреплять умение при рассказывании задачи соблюдать последовательность ее частей (условие, вопрос), отвечать на вопросы развернутым ответом.
- Воспитывать отзывчивость.
Оборудование:
- Рабочие тетради на каждого ребенка.
- Цифры от 1 до 10 на каждого ребенка.
- Математические знаки: плюс, минус, равно - на каждого ребенка.
- Демонстрационный материал: части, целое, плюс, минус, равно, вопрос.
- Компьютер, интерактивная доска, презентация.
- Конверт со звездочками.
Литература:
- УЦ им. Л.А. Венгера Планы занятий по программе "Развитие" для подготовительной к школе группы детского сада. Москва, 1999. – 254с.
- Иллюстрации для слайдов были взяты в сети Интернет.
ХОД ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Дети заходят вместе с воспитателем в комнату.
<Слайд 2>
– Ребята, я хочу пригласить вас в путешествие, а куда, угадайте сами.
Цифры разные писать,
умножать и вычитать,
учат в школе, учат в школе, учат в школе.
– На каком уроке в школе учат этому? (Ответ
детей)
– Правильно! И я приглашаю вас в страну
математики. Проходите, садитесь в машину времени.
Приготовились! Поехали!
<Слайд 3>
– И вот мы с вами оказались в гостях у учителя Мурлыки.
<Слайд 4>
– Он хочет подготовиться к уроку. Для этого
нужно решить задачу. Поможем ему? (Ответы детей)
– Что же записано у него в тетради?
– У него в тетради записана задача.
– А из каких частей состоит задача учителя
Мурлыки?
– Задача состоит из условия и вопроса.
– Посмотрите на запись в тетради учителя, в
аквариум и расскажите задачу, которую надо
решить. (Ответы детей)
– Артем, расскажи только условие задачи! (Ответ
ребенка)
– Ксюша, скажи только вопрос задачи. (Ответ
ребенка)
– Алиса, скажи решение задачи. (Ответ ребенка)
– Артем, какие цифры в этой задаче обозначают
части?
– Части обозначаются цифрами 3 и 2.
– Глеб, какая цифра в этой задаче обозначает
целое?
– Целое обозначается цифрой 5.
– Молодцы, ребятки! Учитель Мурлыка говорит вам
<Слайд 5>
за помощь. А нам пора отправляться дальше.
<Слайд 6>
Появляется петух и педагог включает звук – голос петуха, который говорит: «Куд-куда, не пущу вас дальше. Вот только если вы придумаете интересные задачи вот по этой схеме».
<Слайд 7>
– Данил будет рассказывать задачу, а ты Кирилл, внимательно слушай задачу Данила и выложи решение задачи с помощью частей и целого у доски.
Дети рассказывают задачи, в это же время другой ребенок выкладывает решение задачи с помощью частей и целого.
– Посмотри, Ксюша, правильно решил задачу
Кирилл? (Ответ ребенка)
– Какие цифры ты обозначил частями? (Ответ
ребенка)
– Какую цифру ты обозначил целым? (Ответ
ребенка)
– Почему?
– Потому что при сложении частей получается
целое.
– Ксюша, скажи ответ задачи! (Ответ ребенка)
Воспитатель выслушивает придуманные задачи – 2-3
штуки, одновременно приглашая выкладывать
решение задачи у доски, и задавая вопросы детям у
доски.
<Слайд 8>
Педагог включает звук.
– Молодцы, молодцы! Постарались! Очень интересные задачи. Так уж и быть пропускаю вас, проезжайте.
<Слайд 9>
– Я очень рада, что вы справились с заданием. А теперь правильно сели и на машине времени, поехали!
<Слайд 10>
– Посмотрите, куда же мы попали?
– Мы попали в спортивный зал. Значит, пора немного размяться. Вставайте, ребятки.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Раз – согнутьсья, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
– А теперь присядьте на ковер, я хочу спросить вас, какие же цифры спрятались в этом спортивном зале. Я буду показывать рукой на ребенка, а он в ответ называть цифру которую нашел. Договорились.
Воспитатель показывает рукой на детей, они называют цифры.
– Да, интересный спортивный зал в
математической стране. Вам понравился? (Ответы
детей)
– Куда же мы сейчас попадем?
<Слайд 11>
Смотрите какой густой лес. Наверное нам надо через него пройти. Давайте выйдем на опушку и сядем. Что же для этого нужно сделать?
И тут появляется Незнайка.
– Незнайка просит вас помочь ему пройти через этот дремучий лес. Но для этого нужно решить выполнить задания. Вот эти.
<Слайд 12>
– Ребята, вы согласны помочь Незнайке? (Ответы
детей)
– Я буду читать задачи, а вы должны выложить
решение с помощью цифр. Хорошо! (Ответы детей)
<Слайд 13>, <Слайд 14>
Воспитатель рассказывает задачи, а дети их решают. Когда дети выложат решение к задаче, педагог задает детям следующие вопросы:
– Какие цифры в этой задаче обозначают части?
(Ответ детей)
– Что получается при сложении частей? (Ответ
ребенка)
– Какая цифра в этой задаче обозначает целое?
(Ответ ребенка)
– Что получается, когда из целого отнимают часть?
(Ответ ребенка)
– Задачи мы решили, теперь надо выполнить
задание номер 5 в тетради. Положите их перед
собой, откройте тетради там, где вы видите
закладку. Нужно сосчитать предметы с левой
стороны, а затем в правом квадрате нарисовать эти
же предметы, только на один больше. Задание
понятно? (Ответы детей) Нужно выполнить задание
пока бежит песок в песочных часах. Начали!
Дети выполняют задание, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
– Я очень рада, все задачи вы решили правильно, задание тоже все дети выполнили правильно и теперь Незнайка теперь может попасть к своим друзьям.
<Слайд 15>
– А нам ребята, пора отправляться домой.
<Слайд 16>
– Приготовились, поехали!
<Слайд 17>
– Вставайте, выходите на ковер. Вам понравилось
путешествие? (Ответы детей)
– Кот Мурлыка отправил вам письмо со звездочками
и попросил вручить их тем детям, которые
правильно выполнили все задания, правильно
отвечали на вопросы. Но нужно не только назвать
ребенка по имени, но и объяснить, почему именно
ему вы хотите вручить звездочку. (Ответы
детей)
– Мне очень понравилось то, как вы помогали
коту Мурлыке, как справились с заданиями петуха,
как помогли Незнайке. Вы были дружны и все очень
постарались. Молодцы!